09:53 Авиация древних: мнение профессионального летчика |
Балаш Исмайлов - в прошлом летчик, подполковник в отставке.
Почти всю жизнь он прослужил на Дальнем Востоке. Но это его явная
сторона жизни, а есть еще и тайная: он увлекается историей, но не в
широком смысле слова, а в узком.
Исмайлова интересуют летательные аппараты древности, он их изучает, собирает всю доступную информацию, а по возможности и путешествует, чтобы своими глазами увидеть в различных музеях те экспонаты, которые привлекают его внимание как профессионального летчика. - Как родилось ваше увлечение?
- Служа в авиации, я не мог не задумываться о том, что же делали
люди в прошлые века, когда им так же, как и мне, хотелось летать. С
самого детства я интересовался старинными легендами и мифами о полетах
человека. Самым первым был древнегреческий миф об Икаре и Дедале, я его
прочитал лет в десять. Если вы помните, воск, которым были скреплены
перья в крыльях Икара, расплавился от приближения к солнцу, и Икар упал.
Когда я был маленьким, я в это верил.
Когда стал взрослее, понял, что конец мифа придумали явно не те, кто стоял у его истоков, ведь чем выше от земли, тем холоднее. Поэтому ни о каком расплавлении воска и речи быть не могло. Когда я уже стал собирать информацию о древних летательных аппаратах серьезно, с удивлением узнал, что Дедал - вообще не мифический персонаж, а историческое лицо. О нем писал в своем труде "Метаморфозы" древнеримский поэт Овидий. Он отзывался о Дедале как об искусном архитекторе и изобретателе. - И что было потом?
- Я засел за книги, стал изучать все, что попадалось под руку. В 80
- 90-е годы это было довольно трудно, гарнизонные библиотеки были не то
что бедны, а убоги. Когда появился Интернет, стало намного легче.
Блуждая по его недрам, натолкнулся на сообщение Международной академии
изучения санскрита. Там говорилось о древней индийской рукописи
"Самаранга Сутрадхара", в которой упоминалось о многочисленных полетах
человека при помощи неких аппаратов, которые назывались виманы.
Это слово произошло от санскритского понятия, означающего "небесная колесница". Виманы были из металла, листы которого очень тщательно подгонялись друг к другу, причем, судя по тексту, при помощи сварки. В движение они приводились "управляемым огнем из стальных емкостей". Звук у них тоже был весьма примечательным - он был подобен реву льва, а о путешественнике внутри вимана говорилось, что он "мог передвигаться по воздуху так высоко, что казался жемчужиной в небесах". Для управления ими нужно было знать тридцать два "секрета". Потом я узнал и о другой индийской рукописи - "Виманика Шастра". Это был раздел объемного трактата "Янтрасарвасва" (энциклопедия машин), автором которой считается мудрец Бхарадваджья, о котором упоминается в "Махабхарате". "Виманика Шастра" была найдена в 1875 году в одном из индийских храмов. По мнению ученых, этот трактат был написан в IV веке до нашей эры на основе еще более ранних текстов и являлся чем-то вроде практического пособия для построения и эксплуатации виманов. В этом трактате тоже были описаны летательные аппараты и приборы на них, только более детально. По этим описаниям легко можно узнать приборы, выполнявшие функции фотоаппарата, радара, прожектора и т.д. Судя по всему, эти приборы использовали энергию солнца. Имеются и описания различного вида оружия, причем обладающего разрушительной силой. Любопытно, что довольно много места в трактате отведено описанию одежды пилотов и даже их диете. Виманы также описывались и в более известных индийских эпосах - в "Рамаяне" и "Махабхарате". Только в последнем эпосе содержится сорок одно место, где они упоминаются. Кстати, о виманах есть не только упоминания в древних текстах, имеется и их изображение - в пещерах храма Елолора в Индии. - Получается, что в те далекие времена люди умели обращаться с металлом на уровне современных технологий?
- Да, получается, что так. В 1875 году это произвело фурор,
особенно если учесть уровень технологии XIX века и полное отсутствие
самолетов, которых, как говорится, еще даже в проекте не было. Эксперты и
в тот год, и уже в наше время признали рукопись подлинной. Что касается
металла, то в трактате ему была посвящена особая глава. Металлов было
упомянуто три вида: саундалика, мауртхвика и сомака. Говорилось и о
сплавах, которые могли выдерживать очень высокие температуры. Другая
глава была посвящена оптике - зеркалам и линзам, которые могли
устанавливаться на борту виманов для визуальных наблюдений. Их было
семь. Одно называлось "Зеркало Пинджулы" и предназначалось для защиты
глаз пилотов от ослепляющих "дьявольских лучей" противника.
Кстати, источников энергии, приводивших виманы в движение, тоже было семь, и их можно было использовать как бы по очереди, переключая двигатель с одной энергии на другую. Самих виманов было четыре типа: Рукма Вимана, Сундара Вимана, Трипура Вимана и Шакуна Вимана. Первые два имеют коническую форму и три "яруса", во втором - помещение для пассажиров. Трипура Вимана - более крупный "самолет", который еще к тому же может использоваться и как подводный аппарат. Шакуна Вимана - самый сложный в техническом и конструктивном отношении. Все четыре типа имели вертикальный взлет и могли, кроме всего прочего, парить в воздухе, как дирижабли, и совершать зигзагообразный полет. Любопытно, что в трактате имеется не только описание "самолетов", но и правила техники безопасности - меры предосторожности при долгих полетах, меры защиты от молний и штормов и т.п. На своих виманах древние индусы летали не только над Индией, но и по всей Азии и, как утверждают старинные тексты, даже над океаном. - В других странах тоже находили подобные тексты?
- Подобные тексты были найдены в пакистанском Мохенджо-Даро, на
острове Пасхи, в Китае. Китайские документы очень интересны. Их можно
рассматривать даже как что-то вроде исторической хроники
экспериментальной авиации. Самые "молодые" датируются 2000 годом до
нашей эры. В одном из таких документов я прочитал, что в 1766 году до
нашей эры император Ченг Танг приказал соорудить летающую машину, и она
была создана. Однако позже он распорядился, чтобы ее уничтожили. Видимо,
боялся, что секрет полета попадет в руки другим народам. Очень
интересны описания поэта Чу Юна, жившего в 3 веке до нашей эры. Он
описал летательную машину, на которой лично пролетел над пустыней Гоби.
Описание летательных аппаратов имеются и в устном народном творчестве
народов Непала. В непальских эпосах говорится о том, что секреты полета
были известны лишь так называемым яванас - светлокожим людям с востока
Средиземноморья. Видимо, речь идет, в том числе, и о древних эллинах, в
мифах которых, кроме мифа об Икаре, есть и другие упоминания о полетах
человека при помощи неких вспомогательных средств. Есть упоминания о
полетах на летательных аппаратах и в древнем Вавилоне.
В древневавилонском своде законов "Хальката", например, говорится, что "управлять летающей машиной - это великая привилегия. Знания о полете - одни из наиболее древних, они - дар богов древности, предназначенный для спасения жизней". Упоминания о летательных аппаратах имеются и в древневавилонском "Эпосе об Этане", написанном две с половиной тысячи лет до нашей эры. Там, правда, говорится, что шумерский царь летал на спине гигантского орла. Что это был за орел - вымершая ныне гигантская прирученная птица или же с орлом авторы эпоса сравнили самолет - неизвестно, но примечательно другое: в эпосе описывается то, что летевший на "орле" человек видел сверху. Причем описывается так, как невозможно было бы описать даже с самого высокого дерева или скалы: упоминается атмосферная дымка, перспективные искажения, цветная мозаика засеянных разными культурами полей, реки-ниточки и многое другое, что я, летчик, постоянно видел из кабины самолета. Эти описания похожи на словесный портрет местности, который мы составляли в училище, летая над различными ландшафтами. - А что вы скажете о легендарном "колумбийском самолетике"?
- Это одна из самых интересных находок, подтверждающая, что в
древности люди умели летать. "Колумбийский самолетик" - золотая
четырехсантиметровая фигурка. Точнее, он не один, их целая эскадрилья -
таких фигурок найдено тридцать три штуки! Эти находки были сделаны в XIX
веке не только на территории Колумбии, но и в Перу, Коста-Рике и
Венесуэле, что говорит об их широком распространении. Обычно они
датируются 500 - 800 годами до нашей эры, однако точно определить
возраст золотых изделий, как известно, очень сложно, и датировка может
оказаться неточной. Фигурки заняли свое место в музеях, и долгое время
их считали зооморфными изображениями.
Так считали вплоть до первой трети прошлого века, потому что людям было просто не с чем сравнить - самолетов-то еще не изобрели! А вот когда изобрели, то увидели, что хоть внешний вид этих фигурок и различен, но общим является принципиальная конструкция самолета с горизонтальным и вертикальным оперением киля. Самое интересное, что первым на это сходство обратил внимание не летчик, а ювелир Эммануэль Стауб. Скептики же продолжают утверждать, что эти "самолетики" - не что иное, как изображение давно вымерших животных. Они так считают потому, что на многих "самолетиках" изображены глаза, зубастые пасти. Однако эксперты, в том числе известный американский биолог, писатель и натуралист, прославившийся трудами по криптозоологии и снежному человеку, Теренс Сандерсон, которому Стауб послал копию "самолетика", утверждают, что их ни в коей мере нельзя отождествлять ни с одним из известных науке представителей как ископаемой, так и современной фауны планеты. На том простом основании, что ни у одной птицы нет на хвосте вертикального оперения! Ученые на этом не успокоились и решили привлечь к делу авиационных экспертов. Им были высланы копии фигурок, и все эксперты из разных стран, не зная друг друга, в один голос заявили, что перед ними модели самолетов. Авиаторы идентифицировали в фигурках кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль. - А что это была за история с испытанием фигурок в аэродинамической трубе?
- В 1956 году "колумбийский самолетик" и его "собратья"
экспонировались на выставке "Золото доколумбовой Америки" в музее
"Метрополитен" в Нью-Йорке. Авиаконструкторы одной американской фирмы
тут же обратили внимание на дельтовидное крыло этой фигурки и
вертикальную плоскость хвостового оперения. На то, о чем и говорил
Сандерсон. Они как-то там договорились с дирекцией выставки и провели
испытания "самолетика" в аэродинамической трубе. Неожиданно выяснилось,
что "самолетик" лучше всего ведет себя на сверхзвуковых скоростях,
изучение которых было в самом разгаре. Стали думать, почему, и пришли к
выводу, что "виновато" дельтовидное крыло и высокая вертикальная
плоскость хвостового оперения. Были подключены специалисты из
конструкторского бюро фирмы, и в итоге создан лучший на тот период
сверхзвуковой самолет. Фирма называлась "Локхид".
- Если некоторые фигурки были найдены и в Перу, то, может,
именно с таких летательных аппаратов руководили создателями загадочных
линий на плато Наска?
- Многие исследователи авиации древних людей склоняются к такому
мнению. Я тоже придерживаюсь этой точки зрения. Но самое удивительное в
этих самолетиках не их аэродинамические свойства, а значки, что на них
нанесены. Они поразительно напоминают финикийскую письменность. Это, на
мой взгляд, говорит о том, что люди древности имели воздушное
межконтинентальное сообщение, иначе каким образом на южноамериканских
предметах финикийская письменность? И еще один вопрос меня мучает: где
южноамериканские индейцы могли видеть прообразы для своих поделок?
- А как вы можете прокомментировать найденные в Египте изображения самолетов и вертолетов?
- Только так, что в то время люди были, несомненно, знакомы с
авиацией. Пока в наше время не был изобретен вертолет, изображение этих
летательных машин считали бессмысленными значками, точнее, не могли
расшифровать. Их еще в 1848 году обнаружили в храме Сети Первого в
Абидосе. Изображения "вертолетов" были расположены прямо над входом в
храм, практически под самым потолком, на высоте порядка десяти метров. В
этом храме вообще было очень много загадочных изображений, которые
ставили в тупик египтологов. В XIX веке их считали древними механизмами,
и только в наше время ученые пришли к выводу, что это изображение
вертолетов, причем данных в разных ракурсах.
Авиаторы четко различают фюзеляж, несущий винт, лопасти, хвостовое оперение. Рядом с вертолетами были найдены изображения других летательных аппаратов, удивительно похожих на современные сверхзвуковые истребители и тяжелые стратегические бомбардировщики. Получается, что древние египтяне пользовались боевой авиацией? Именно такой вопрос, кстати, задала лет десять назад одна очень солидная арабская газета "Аш Шарк аль-Аусат", когда опубликовала фотографии из храма в Абидосе. Началась шумиха, кто-то даже стал объяснять военные успехи фараона Сети Первого применением авиации, кто-то кричал, что это все досужие вымыслы. Тогда странные изображения начал изучать известный египтолог Алан Элфорд. Он составил убедительное заключение, что на стене храма изображены действительно вертолеты, причем с такой точностью, словно древний художник делал изображения с натуры. Подобные изображения были найдены и в Карнакском храме. Потом кто-то из египтологов вспомнил еще одну любопытную деталь: одним из имен фараона Сети Первого было "пчела". Почему пчела? Может, потому, что ему было на чем летать? Разгорелся очередной скандал, в него включился ярый сторонник внеземного происхождения древнеегипетской цивилизации - всемирно известный уфолог Ричард Хогланд. Он утверждает, что египтяне произошли от некогда посетивших Землю марсиан. - А вы к какому мнению склоняетесь?
- Я не очень верю в инопланетян, мне кажется, что эти самолеты,
вертолеты, колумбийские, индийские, египетские и прочие - наследие
древней, сгинувшей куда-то земной цивилизации. В путешествия во времени
тоже не очень верю. Если египтяне путешествовали на машине времени, чего
бы им и современные морские суда не изобразить или баллистические
ракеты? Мне больше нравится версия историка Уильяма Дейча, что
Тутанхамон погиб в результате авиакатастрофы. Об этом говорят
повреждения его костей. Правда, Дейч говорил о воздушных шарах, я же
думаю, что фараоны летали на более совершенных аппаратах. Кстати, многие
египетские мумии имели повреждения костей, которые можно получить,
только упав с большой высоты.
- Говорят, в Египте нашли и "брата" колумбийского самолетика?
- Да, его обнаружили в захоронении Па-ди-Ильмен, в гробнице
Задоиага в 1898 году. Возраст находки определяется двумя тысячами лет с
хвостиком. "Самолетик" экспонируется в Каирском историческом музее. Он
небольшой, сантиметров пятнадцать в длину, сделан из очень прочного и
твердого дерева. Он очень похож на колумбийские фигурки, с такими же
крыльями и вертикальным оперением киля. Ученый Халил Мессиха в 1969 году
снабдил точную копию деревянной фигурки моторчиком и пропеллером. В
результате модель смогла развить скорость 105 км/час. Потом, после
испытания, египтологи стали копаться в запасниках музея и нашли там еще
четырнадцать аналогичных древнеегипетских "самолетиков".
- Какой из всего этого можно сделать вывод?
- Трудно допустить, что люди, жившие в разные времена и в разных
местах, дают одинаковые описания, сговорившись. Видимо, авиация древних
существовала, и мне бы очень хотелось, чтобы ею занимались не
исследователи-одиночки, а создавались специальные
научно-исследовательские институты. Пора уже посмотреть правде в глаза и
признать, что мы вообще ничего досконально не знаем из своей истории.
Валентин СЛАВКО.
(По материалам сайта "Авиаторы и их друзья") |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |