Бессмертие. Как его достичь и как избежать. Алекс Рон Гонсалес
КНИГА, МЕНЯЮЩАЯ НАШИ ЖИЗНИ
Был обычный летний день. Я маялся от жары,
вынужденного безделья и осознания полной бессмысленности бытия. Бьющие
сквозь пыльные оконные стекла душной редакционной комнаты солнечные лучи
съедали краски компьютерного монитора и мешали хоть на чем-то
сосредоточиться. Кроме мирно спавшего охранника, ответственного
редактора, то есть меня, и секретарши Насти, на всем этаже не было
никого. Запустение объяснялось не только летними отпусками, но и
плачевным финансовым положением этого небольшого петербургского
издательства. Руководство скрывалось от кредиторов где-то на дешевых
средиземноморских курортах, сотрудники — те, которые еще не уволились, —
махнув рукой на долги по зарплате, тоже разъехались кто куда — прочь из
города. Ну а я, беспечно попав на крючок корпоративной преданности, как
мог поддерживал видимость того, что издательство еще на плаву — бодро
отвечал на особенно настырные звонки, с которыми не справлялась Настя, и
периодически пытался реанимировать производственный процесс.
От бесперспективного занятия меня отвлек
неожиданный приход гостя — хоть и незваного, но приятного и вселявшего
своим видом надежду на скорое улучшение моей участи. Громко хлопнув
дверью и дружески кивнув разбуженному охраннику, по коридору в сторону
распахнутой двери редакционной комнаты бодро шагал мой бывший
одноклассник Алексей. Косая сажень в плечах, обтянутых цветастой
гавайской рубахой, рост под два метра, рыжая купеческая борода, стрижка
«под горшок». Дорогой кожаный дипломат казался игрушечным в его
здоровенной лапе. На круглом лице — неизменная плутоватая улыбка... Хотя
в первый момент я ощутил как будто некоторую растерянность во взгляде
его обычно бойких голубых глаз. Интересно, что привело Алексея, только
что вернувшегося из деловой поездки в Америку, в наш издательский мирок?
И откуда у меня это забытое чувство ожидания праздника и неизбежного
чуда? Словно в дом вошел Дед Мороз (или Санта-Клаус?) в летнем
исполнении...
Под извлеченную из дипломата бутылочку
текилы (что меня приятно удивило — обычно Алексей притаскивал виски, ром
или еще какую-нибудь плохую заморскую подделку под наш родной самогон) с
закуской в виде редакционных пряников и плавленого сырка потек
доверительный и задушевный разговор двух старых школьных друзей. Я в
очередной раз посетовал на скорбные судьбы книгоиздания в России,
Алексей же, кратко поделившись впечатлениями от поездки, в очередной раз
предложил мне «бросить это гнилое дело и заняться нормальным бизнесом».
Он был владельцем крупной фирмы, производящей и напрямую продающей
уникальное музейное и выставочное оборудование практически по всему миру
В последнюю поездку он посетил Лос-Анджелес и Нью-Йорк — налаживал
связи, заключал контракты и делился опытом с коллегами на обоих концах
Америки.
Все было замечательно, но меня не
оставлял вопрос: с чего это он вдруг решил сразу после приезда (а он,
как выяснилось, прилетел вчера поздно вечером, практически ночью)
навестить меня, да тем более не дома, а на работе? Нет, он явно зашел не
просто так.
И вот, когда бутылка осталась полной
всего на треть, Алексей сделал многозначительную паузу и, хитро
посматривая на меня, потянулся к дипломату
— А ведь я привез тебе кое-что из Нью-Йорка! — сказал он, заговорщицки подмигивая. — Просили передать лично в руки.
Это была книга. Любопытно... Если бутылка
«огненной воды» любого происхождения или рекламный буклет собственной
фирмы в дипломате Алексея выглядели вполне уместно, то книга...
Так-так... Книга на русском языке. Довольно увесистая, хоть и в мягкой
обложке, изготовленная не очень профессионально и без каких-либо данных
об издательстве, месте издания, тираже и т.д., но, судя по всему
отпечатанная совсем недавно. В этом не было ничего странного. Странным,
мягко говоря, было ее содержание. И название.
На обложке значилось: Александер Рональд Гонзалес. «Как достичь и как избежать Бессмертия».
Чем дольше я листал эту книгу тем в
большее недоумение приходил. Условно ее можно было разделить на две
части. Первая выглядела непонятным гибридом научных теорий, исторических
сведений, эзотерики, ненаучной фантастики и явно автобиографических
очерков. Во второй части, похоже, описывалась довольно оригинальная
система упражнений, причем китайские и индийские термины соседствовали с
древнерусскими по звучанию словами и какими-то совсем уж незнакомыми
звукосочетаниями.
Отдельные выхваченные взглядом при беглом чтении предложения и абзацы вызывали оторопь и поток невольных вопросов:
— Что за хрень?!. Ну при чем здесь
Циолковский и Гитлер?.. Опять же — «сокровенная самка» из «Дао-Дэ
цзин»... Он что, издевается? Нет, ну ты погляди, что он тут пишет!..
Мужик, ты сам-то это читал, прежде чем мне приволочь?
Мне еще было что сказать, но Алексей прервал мои бессвязные полупьяные восклицания и вопрошания:
— Мне ты можешь ничего не говорить и ни о
чем не спрашивать — я не читатель, а курьер. И меньше твоего во всех
этих премудростях разбираюсь, да и не желаю в них разбираться, если
честно. Вот тебе письмо от автора, здесь его «мыло», ему и задавай
вопросы. Впрочем, через неделю он с женой будет проездом в Петербурге. И
очень хотел пообщаться с тобой лично, так что постарайся успеть хотя бы
все прочитать к тому времени.
Слова Алексея вызывали удивление. Не
люблю, когда мной пытаются манипулировать... Даже в пьяном виде!.. Но
дальнейший рассказ расставил все на свои места: ему просто не терпелось
перевести стрелки.
Итак, в последний день пребывания в
Нью-Йорке мой друг попал в один весьма необычный музей. Впоследствии я
также побывал там, потому для ясности изложения сбивчивое повествование
Алексея слегка дополнено мною.
Расположенный на окраине Большого Яблока,
малозаметный и явно избегающий широкой рекламы, музей этот оказался
посвящен истории развития и распространения оккультных и эзотерических
знаний, связи древних традиций с ныне существующими масонскими орденами,
тайными культами и учениями. Модели древнеегипетских гробниц, тибетских
ступ и Стоунхенджа соседствовали в нем с восковыми фигурами великих
розенкрейцеров, мадам Блаватской, Гурджиева, Алистера Кроули... В особых
изолированных кабинках можно было с помощью компьютера интерактивно
участвовать в любом из множества древних и современных ритуалов и
церемоний. Но не только! Специальные «игровые» тренажеры позволяли
пройти по пути загробных странствий души — достаточно было лишь выбрать
из большого списка на экране «Египетскую Книгу мертвых», «Тибетскую
Книгу мертвых» или даже «Загробные мытарства православной души». Жаль,
что подобные компьютерные игры отсутствуют в широкой продаже!
Одну из стен занимало гигантское панно со
своеобразным «генеалогическим древом». Корни его находились вверху и по
большей части брали свое начало от имен основателей существующих и
давно исчезнувших религий, внизу же ветви густой кроны оканчивались
названиями и именами как хорошо известными, так и совершенно незнакомыми
широкой публике. Здесь множество масонских орденов и лож соседствовали с
«Нью-Эйдж», онтопсихологией, сайентологией и даже «религией джедаев» и
«орденом воинов Матрицы». Наберите на клавиатуре специального пульта
интересующее вас название или имя — и перед вами высветится вся история
данной традиции, зачастую неизвестная большинству ее современных
последователей!
На самом верху панно — объемная фигура,
похожая на стилизованное китайское изображение принципа «Инь-Ян» с
кружащимися в вечном танце черной и белой «рыбами», только шар этот
трудноописуемым образом располагается внутри правильного золотого
многогранника с двенадцатью вершинами. «Древо», таким образом, «восходит
корнями» к двенадцати вершинам этой фигуры, что вызывает ощущение
некоторой надуманности и противоестественности всей конструкции.
Отдельный зал музея посвящен будущему
человечества. Из него Алексей, по его признанию, вышел крайне
подавленным, но что именно его расстроило, рассказывать отказался. И я
об этом тоже пока умолчу.
Владельцем и директором музея,
пригласившим Алексея, оказалась миловидная темноволосая женщина лет
тридцати, представившаяся ему как Джейн Симмонс, доктор психологии.
Деловая часть беседы завершилась естественным образом, когда появился
муж Джейн и совладелец музея. Это был высокий худощавый мужчина,
смуглый, с длинными гладкими волосами, черными, как вороново крыло
(извините за обилие штампов — профессиональная болезнь), и серо-голубыми
глазами, пронзительно смотревшими из-под густых бровей. Звали его Алекс
Рон Гонсалес, и он неплохо говорил по-русски.
Из последующего рассказа Алексея,
ставшего вдруг довольно бессвязным (может, сказалась пара бутылок пива,
присовокупленных нами к текиле?), можно было сделать несколько выводов.
Первый: эта парочка пыталась завербовать моего друга, склоняя его
вступить в какую-то международную тайную организацию, озабоченную
будущим человечества, и возглавить ее российский филиал. Второй: ему
вроде бы сулили достижение бессмертия, то ли уговаривая выпить некий
«эликсир вечной жизни», то ли, наоборот, отговаривая от этого. И третий:
этот гад сдал меня заморским сектантам. Старого друга — как стеклотару!
Оказывается, Алекс и Джейн организовали
визит Алексея в «музей», преследуя свои тайные цели. Зачем-то им был
нужен человек из России, отвечающий определенным требованиям. Вычислив
Алексея через Интернет и узнав, что тот часто ездит в зарубежные
командировки по своим музейно-выставочным делам, они очень обрадовались,
увидев в этом, вероятно, знак Судьбы. Но очень скоро до них дошло, что
Алексей все же не тот человек, который им нужен. Любая мистика и
эзотерика всегда вызывали у него, как и у всякого нормального человека,
стойкую аллергию, выражающуюся в приступах тоски и желании немедленно
выпить. Убедившись в этом, американцы начали осторожно расспрашивать его
— в надежде, что он выведет их на какую-нибудь кандидатуру, более
подходящую для роли «духовного подвижника». Особенно их интересовали его
одноклассники и друзья детства. Они не скрывали своей озабоченности
тем, чтобы этот человек был определенного года и месяца рождения,
родился и проживал в определенном районе славного города
Санкт-Петербурга, род занятий имел связанный с распространением культуры
и, разумеется, имел интерес к оккультным знаниям.
— И тут я вспомнил о тебе, — сообщил
Алексей, нагло глядя мне в лицо своими невинными пьяными глазками. — Ты
ведь единственный из моих друзей-одноклассников уже много лет
занимаешься всей этой экзо... эзо... ик!.. терикой. И родились мы с
разницей в два дня. В издательствах всяких, опять же, сколько лет пашешь
— ну тут уж все на тебе сошлось! Они так и сказали, когда я им о тебе
рассказал: линии сошлись, градиент необратим... или что-то вроде того...
даже внешность твою описали, прикинь?.. И... и потом, ты ведь все равно
один, а у меня жена, дети, тетка-страдалица в больнице на Пряжке
лежит... Книжку вот попросили передать лично в руки... Их всего
несколько штук на русском. Есть еще английский и испанский варианты.
Этот Алекс — полиглот с рождения, у него три родных языка —
американский, испанский и русский, представляешь?.. А тебе... тебе ведь
все равно терять нечего — рискни... Я потом, если что...
В общем, они уговорили его передать мне
книгу Алекса. Якобы только для рассмотрения мною возможности ее
публикации в России. Но это был лишь благовидный повод для начала
осуществления их тайных планов.
Я перечитал коротенькое письмо автора. Содержательная его часть сводилась к следующему: «По
определенным причинам, которые станут понятны уважаемому господину
Издателю после прочтения сего труда, Автор был бы счастлив сделать эту
книгу доступной максимальному числу русских читателей как можно быстрее.
И не через сеть Интернет, а по ряду соображений именно в виде бумажной
книги. Никакой коммерческой выгоды Автор не преследует и готов на любые
изменения в тексте, ежели ему будет объяснена их необходимость. Все это,
а также и любые другие вопросы, касающиеся книги, Автор готов обсудить
при личной встрече по приезде в Петербург ** августа 200* года. К
сожалению, пребыванию в Петербурге отведен только один день, после чего
** августа Издателю представится уникальная возможность присоединиться к
третьей по счету исследовательской экспедиции в отдаленные районы
русского Севера, Урала и Сибири».
Даже с поправкой на опьянение все это
походило на бред, розыгрыш или что-то еще похуже. И что за нелепый прием
писать о себе в третьем лице? Тоже мне индейский вождь Острие Бревна!
Выгоды он не преследует... За идиотов нас, что ли, эти сектанты
принимают? А уж предложение отправиться «в отдаленные районы русского
Севера, Урала и Сибири» выглядело просто издевательством! Я понимаю,
если бы чудак-американец пригласил меня куда-нибудь на Гавайи, на худой
конец в Мексику или Перу... Но русский Север и Сибирь — это, пожалуй,
места, которые нормальный человек пожелает посетить в последнюю очередь.
Если вообще пожелает. И потом, раз уж Автор намерен опубликовать книгу как можно быстрее, зачем отсылать Издателя в Сибирь? Вряд ли это ускорит работу над книгой...
Погруженный в размышления, я все же краем
сознания отметил, что Алексей несколько переигрывает в демонстрации
своего опьянения. Подозрения усилились, когда он неожиданно засобирался
домой, преувеличенно пошатываясь и даже попытавшись в коридоре пьяно
обнять Настю. Этого он себе раньше ни в каком виде не позволял, будучи
хорошо знаком с ее суровым мужем, мастером восточных боевых искусств.
Алексей ушел. Через некоторое время ушла и Настя. Охранник продолжил свой мирный сон — следствие бурной клубной ночи.
Так я впервые остался один на один с Книгой.
В три часа ночи, уже, естественно, дома, я
перевернул последнюю страницу и вышел с сигаретой на балкон. Я давно
бросил курить, но тут ощутил неодолимую потребность совершить какое-то
действие, подводящее итог, подчеркивающее значимость происходящего. Будь
у меня такая возможность, я бы развел костер и сжег в нем все старые
ненужные вещи, мысли, эмоции — как это делают под Новый год буддисты, да
и не только они.
Над головой и вокруг горели яркие
августовские звезды. Непривычная для города тишина и необычная для
летних питерских ночей тьма обволакивали меня. Мир и покой,
бесконечность мироздания, свобода и красота... Чудовищная ложь, о
которой я всегда знал — но ничего не мог изменить. Только забыть и
перестать замечать. Что я и сделал. Как и все остальные. Жизнь под
колпаком невыносима... пока ты помнишь о нем, пока ты его видишь.
Похоже, теперь я знаю, что делать. Да,
эта книга должна быть доступна русскоязычному читателю, и как можно
скорее. Но издана она будет не в нашем издательстве. За год работы я
заметил, что над ним тяготеет какое-то проклятие. Любую, самую
интересную и хорошую книгу ждала тяжелая судьба или безвестность, если
среди ее копирайтов появлялся наш гордый брэнд. Но особенно важно даже
не где, а как эта книга будет издана. Увы, я осознавал со
всей очевидностью: текст нуждается в переработке процентов на семьдесят.
Фактически большую его часть придется просто переписать. То, что
понятно мне — профессиональному редактору и эзотерику с многолетним
стажем, — нормального читателя вгонит в состояние тяжелого ступора.
«Бессмертие»... Да, это хорошая наживка,
чтобы привлечь потенциального читателя. Но окажется ли способен
клюнувший на такое понять истинный смысл книги? Станет ли она ему
по-настоящему полезна? Изменит ли его жизнь, как изменила мою? Должно ли
название привлекать — или же, наоборот, отпугивать, отфильтровывать
публику? «Майнд-контроль» на входе... Но какое издательство согласится
на «некассовое» название?
В оставшиеся до встречи с Алексом шесть дней я успел сделать многое. И встретил его во всеоружии.
Воспользовавшись своими связями в
издательском мире, я добился включения книги Алекса под условным
псевдонимом и условным названием в ближайшие планы одного действительно
хорошего и надежного издательства. Мне удалось убедить знакомого,
работавшего там заведующим редакцией, а потом и главного редактора, что
книга станет хитом сезона, а издательство снимет все сливки, став
первооткрывателем новой звезды. При этом на руках я имел только материал
первых трех глав книги — большее количество текста обработать просто не
успел. Остальные главы, включая описание методики достижения
Бессмертия, я клятвенно обещал предоставить в течение двух месяцев — по
мере того, как они будут мною отредактированы. И я не обманывал. Я знал,
что с помощью мобильного Интернета переслать текст в издательство не
составит труда даже из Сибири.
Параллельно работе над книгой и общению с
издателями приходилось вести сборы в экспедицию. Мне было неизвестно,
сколько она продлится. Очень хотелось надеяться, что не до начала
холодов...
Когда-нибудь, если такой жанр как мемуары
вдруг окажется востребованным, я опишу свою первую встречу с Алексом и
Джейн, а также все, что происходило с нами в экспедиции. Одной из ее
целей был поиск и изучение древних артефактов, существование которых на
территории России до сих пор тщательно скрывается международным научным
сообществом. Кроме того, Алекс надеялся подобраться как можно ближе к
гигантскому кубическому подземному объекту в районе Печоры, а может,
если повезет, и проникнуть внутрь него. Но основной задачей экспедиции
было общение с живыми носителями древних традиций. Надеюсь, вы
понимаете, что рассказ об этой экспедиции и ее результатах — совершенно
отдельная тема.
Перед тем, как перейти непосредственно к Книге, хочу отметить еще несколько важных моментов.
С согласия и по просьбе Алекса его текст
был серьезно мною переработан, а отчасти и дополнен, поэтому если вам в
руки попадет английский или испанский вариант первого издания, не
удивляйтесь значительным расхождениям. В работе я использовал
дневник отца Алекса, неоднократно упоминаемый в книге, и дневниковые
записи самого Алекса, сделанные им в период первых двух экспедиций. Тем
не менее, я старался не менять стиля повествования, ведущегося Алексом
от первого лица. В результате проделанной работы изменилась и структура
книги. Нам с Алексом пришла мысль разделить текст, ставший намного более
объемным, на две, а может быть, и три книги. Мне кажется логичным, что в
первый том вошла большая часть биографии, точнее, автобиографии Алекса и
все, связанное с его жизнью в Америке на начальном этапе деятельности, а
также первичный комплекс необходимых практических упражнений и
рекомендаций.
Я благодарен всем, кто помог мне в работе
над этой книгой своими советами и консультациями, и, конечно, тем, кто
морально поддержал меня в этот период. Это Сергей Викторович Аксенов,
Георгий Валерьевич Галунов, Павел Валерьевич Берснев, сотрудник
Издательства Санкт-Петербургского государственного университета
Александр Анатольевич Галат, и в особенности — директор того же
издательства, профессор Роман Викторович Светлов. Без их помощи мне вряд
ли удалось бы в должной мере адекватно и, главное, столь быстро донести
эту в высшей степени сложную и загадочную книгу до русскоязычного
читателя.
Благодарю своих родителей за
непосредственное участие в создании уникальной психофизической
композиции, с которой за долгие годы я сроднился как со своим «я». А без
«меня», в свою очередь, не было бы и этой книги.
Благодарю моих друзей. Те, к кому я обращаю эти слова, знают, о чем я говорю.
Спасибо издателям и редакторам. Без
благожелательного и внимательного отношения с их стороны столь трудный
ребенок не смог бы появиться на свет.
Благодарю тех, кто сознательно и
бессознательно препятствовал появлению этой книги. Именно их усилия
аккумулировали в ней столько взрывной энергии.
Спасибо всем!
ВВЕДЕНИЕ
Я с детства мечтал стать бессмертным.
Мечта эта появилась, конечно же, не сразу; она возникла в тот момент,
когда я понял, что бессмертным, судя по всему не являюсь.
До этого я был уверен, что бессмертен.
Осознать всю бренность бытия мне помогли
родители, но логика, которой воспользовались взрослые, мне не
понравилась. И до сих пор не нравится, несмотря на ее убийственную
простоту: «Ты человек, а люди смертны, следовательно, смертен и ты».
Чушь какая-то!
Тогда я ничего не смог этому
противопоставить. Лишь тихий упрек в форме риторического вопроса
высказал я им: «Так зачем же вы меня родили, если знали, что я все равно
умру?»
И немедленно схлопотал оплеуху.
Так я познал искусство ведения споров и
способы аргументации, принятые в обществе приматов. Человек ведь примат —
напоминаю на тот случай, если вы об этом забыли.
С тех пор я затаился, но мыслей о
бессмертии не оставил. Хотя, признаюсь, жить с подобными мыслями очень
не просто. Но не мог я стать как все и смириться с навязанным мне положением дел.
Особенно тяжело приходилось, когда я
обнаруживал, что окружен эгоистами, которые озабочены только своими
собственными интересами. Интересами? Программами, заложенными в них
невесть кем и когда!
Помню, уже обучаясь в выпускном классе
школы, сидел я как-то на океанском берегу и смотрел на закат. Солнце
коснулось края вод на горизонте, расплескав бурлящее золото до самой
кромки прибоя. Рядом на песке, чуть касаясь моего плеча, расположилась
моя одноклассница. Весьма, надо сказать, симпатичная и не по годам
развитая девушка.
И вот, слегка придвинувшись ко мне, она спросила — так, что я ощутил нежное дуновение у себя на щеке:
— А чего бы тебе сейчас хотелось?
Я ответил не задумываясь:
— Стать бессмертным! Потому что недостойно человека быть вечным рабом пространства и времени. То есть я хотел сказать — невечным и к тому же рабом...
Я уверен: человеческий гений скоро найдет кучу способов победить
старость и смерть. И я хочу, чтобы это случилось при моей жизни. Я хочу
быть вечно молодым! Я не хочу смотреть на закат и вместо наслаждения
великолепной игрой света и цвета думать о том, что и моя жизнь вот так
угаснет. Даже не так. Ведь в старости нет ничего прекрасного — одно
уродство. И ты станешь безобразной старухой, а потом умрешь. Никакого
утешения нет в религии — сказки для легковерных! И нет никакого смысла в
такой жизни, как у моих или твоих родителей, и у родителей родителей, и
у родителей родителей родителей... Жениться, наплодить детей,
состариться, дождаться внуков и умереть? Ради этого конвейера не стоило
рождаться!
Спустя некоторое время после моей бурной тирады она спросила с какой-то странной интонацией:
— Ты разве не хочешь иметь семью, детей?..
— Разумеется, нет! Неужели ты не понимаешь?..
Но она, похоже, не понимала.
Солнце втянуло последний луч за грань
горизонта, со стороны океана подул холодный ветер, и серые тени
зашевелились в камнях возле мола. Зябко поеживаясь, мы поднялись с песка
и двинулись к выходу с пляжа. На закат мы вместе больше никогда не
любовались.
Значительно позже я убедился, что все
желания и мечты рано или поздно сбываются. Причем сбываются буквально.
Но почему мы не делаемся от этого счастливей? Может, потому что роботам
счастье недоступно?
Сегодня, когда практическое бессмертие —
уже реальность, и вот-вот произойдет массовое осознание этого факта,
самыми важными и первоочередными становятся следующие вопросы:
Как мы будем жить весь неопределенно долгий срок своей жизни?
Не утратим ли мы при этом себя окончательно и уже безвозвратно?
Не ожидает ли нас в ближайшем будущем нечто гораздо более страшное, чем физическая смерть?
Можем ли мы избежать такого будущего?
Что для этого нужно сделать?
Ответам на поставленные вопросы и
посвящена моя книга. Стиль ее написания может показаться несколько
необычным — это потому, что он соответствует новой эпохе.
Выжить сегодня — значит принять саму
жизнь в качестве учителя и ступить на путь познания, отказавшись от
мертвящих механистичных законов псевдонаук и их ложных карт реальности.
Вероятность того, что траектория кратчайшего пути из пункта А в пункт Б —
прямая, в пространстве жизни исчезающе мала. Чаще всего подобная
траектория близка к спирали. Часто, но не всегда.
Книга — это не ребус, вы можете просто
читать ее, а не разгадывать. Но если вы хотите, чтобы чтение, кроме
эстетического удовольствия и увеличения вашей эрудированности, принесло
еще какую-то пользу, постарайтесь подойди к этому процессу без
предвзятости. Не ищите в тексте привычной логики построения, не
втискивайте прочитанное в рамки морали в плоскости «хорошо-плохо».
Просто забудьте о своих прокрустовых[1] комплексах до момента, когда перевернете последнюю страницу. Впрочем, поступайте как хотите. Доверьтесь себе.
А я могу надеяться лишь на одно. Что
сейчас, когда вы, уважаемый Читатель, пробегаете глазами эти слова,
вопросы, заданные выше, и сама необходимость их постановки еще вызывают
недоумение, еще выглядят попыткой розыгрыша или мистификации. Если это
так, то, возможно, у вас есть еще немного времени. Отложите свои дела,
читайте быстро, но вдумчиво. Прочитайте и передайте эту книгу
родственникам и знакомым. Прочитав, вы будете знать, что делать дальше.
Знание — сила![2]
ЧАСТЬ 1. ВСПОМИНАЯ О СМЕРТИ
Предыстория
Я родился в Сан-Диего, крупном портовом
городе в Южной Калифорнии, возле границы с Мексикой, в семье русского
эмигранта и девушки из состоятельной мексиканской семьи. Александром
меня назвали в честь одного русского поэта, который по происхождению,
правда, был африканцем[3]. Второе мое имя — вероятно, дань уважения бывшему губернатору штата Калифорния, позднее ставшему президентом[4]. Наверное, у родителей случился приступ местного патриотизма.
Отец, покинув свое отечество, тем не
менее, сохранил приверженность православной вере и по воскресеньям ездил
через весь город в единственную в округе русскую церковь — приход св.
Иоанна Кронштадтского. Местные прихожане, в основном эмигранты во втором
и третьем поколениях, долгое время чурались его, подозревая, что он
тайный агент КГБ. Мать же была убежденной католичкой, хотя и с большой
примесью индейских верований. В отношении меня родители никак не могли
договориться, в какой церкви и в какую веру крестить, решив в конце
концов, что я, когда подрасту определюсь как-нибудь сам. Так что рос я в
обстановке религиозного, национального и политического сумбура.
На родине, в Советской России, отец был
врачом. Находясь, как и большая часть представителей интеллигенции, во
внутреннем конфликте с тоталитарным коммунистическим режимом, он мечтал
об эмиграции за рубеж, в «свободный мир». Однажды он сумел устроиться
корабельным доктором на торговое судно и несколько лет плавал по всему
свету пока судьба не предоставила ему удобную возможность. Сойдя на
берег в Тихуане — почти без денег, имея при себе только самые ценные
вещи, — он без следа растворился в сутолоке мексиканского торгового
порта.
Благодаря хорошему знанию испанского и
английского, а главное — редкому дару вызывать симпатию у незнакомых
людей, отцу удалось прибиться к группе мексиканцев, собиравшихся
нелегально эмигрировать в США. Среди них был брат моей будущей матери,
который быстро подружился с «чудаковатым русским доктором» и привел его в
дом своей сестры в пригороде Сан-Диего.
Дом располагался недалеко от ракетного
полигона, и рев взлетающих ракет с самого рождения был для меня звуком
знакомым и родным. Такими же родными мне казались огромные южные звезды и
русская речь, впоследствии почти забытая мною.
Когда я был маленьким, отец часто до
поздней ночи сидел под открытым небом, держа меня на коленях, попивая
текилу и рассказывая мне странные русские сказки. Еще он любил
пересказывать фантастические истории о космических путешествиях, полетах
к далеким мирам и бесконечности человеческого познания. Так я и
засыпал, слушая его. А в те вечера, когда отец работал, я слушал
жутковатые легенды и старинные индейские песни моей бабушки.
Врачебный диплом отца и опыт в
практической медицине, приобретенный в бытность его корабельным врачом,
позволили ему быстро найти «хорошую работу по специальности» — стать
санитаром в больничном морге. Вершиной его карьеры оказалась должность
патологоанатома в той же больнице.
Жизнь отца трагически оборвалась в
возрасте тридцати восьми лет, когда мне было всего восемь. Мать давно
подозревала его в любовных связях на стороне. Эти воскресные поездки в
церковь, которые стали отнимать у него целый день, и частые задержки на
работе создавали в их отношениях все большее напряжение.
Ее заставляло нервничать еще и то, что
их брак не был официально подкреплен авторитетом Церкви. Они решили
обвенчаться, когда мама была уже на сносях. Но тут неожиданно возник
непреодолимый барьер. Оказалось, что православный христианин и католичка
не могут сочетаться браком. По церковным законам оба супруга должны
были верить не просто в Иисуса, а во вполне конкретного — либо в
православного, либо в католического. В этом была определенная логика,
ведь эти два Иисуса даже родились в разные дни с разницей почти в две
недели[5].
У моих родителей было ангельское
терпение, они многое мне прощали — ведь я был единственным ребенком. Но
периодически я начинал донимать их вопросом: «Как может некто, пусть
даже и сын Бога, родиться дважды, и не позволяло ли это Ему при жизни
праздновать каждый год два дня рождения?» Мне действительно было
интересно, но родители богословские споры вести не умели и не любили.
Подобные вопросы доводили их до бешенства, напоминая о некоторой
нелегитимности их супружества. Беседа превращалась в потасовку они
начинали с криками бегать за мной по всему дому а потом, когда я
забивался в какое-нибудь недоступное место, уже друг за другом. Отец был
сильнее, но мать проворнее и коварней. Пока он замахивался на нее
кулаком, она уже успевала выхватить кухонный нож или выбежать на улицу с
воплем: «Помогите! Этот русский медведь хочет убить меня и ребенка!»
Потом они, разумеется, мирились, а чтобы притупить чувство вины перед
любознательным дитятей, давали мне немного денег — на кино или
аттракционы.
А однажды все неожиданно закончилось.
Как-то поздно вечером мама в припадке ревности примчалась к отцу на
работу и застала его там, на рабочем месте, то есть в морге. Но не
очередным трупом он был увлечен, а юной мулаткой-медсестрой. Я до сих
пор не знаю, что же произошло в тот вечер; мне сказали — несчастный
случай. Так или иначе, но отца я больше не видел. Конечно, я
присутствовал на похоронах, но почему-то был твердо уверен: то, что
лежит в гробу — не мой отец. Он где-то в другом месте, далеко отсюда,
может быть, в своей загадочной России, или странствует по звездному
небу, которое он так любил...
С матерью после этого я общался мало,
так как вскоре обучение мое продолжилось в закрытом интернате, и дома я
бывал только на каникулах. В мой последний приезд перед поступлением в
университет мать отдала мне часть отцовских вещей, в том числе и те, с
которыми он впервые ступил на землю американского континента. Особенно
меня заинтересовала толстая тетрадь с пожелтевшими от времени листами,
густо исписанными его рукой. Я сразу понял, что это личный дневник, хоть
и написан он был на малопонятном мне русском языке. Во многом эта
рукопись определила мой дальнейший жизненный путь.
Потом была учеба в университете, занятие
нелегальным бизнесом по ввозу в США психоделических веществ из Мексики и
Перу нелады с законом, путешествия, встречи, расставания, избавление от
наркозависимости, приобщение к старым и новым духовным традициям и даже
тоталитарным сектам[6]... И многое другое. К некоторым из перечисленных событий я еще вернусь.
Когда кто-нибудь хочет подчеркнуть
важность стоящей перед ним проблемы, он говорит: «Это для меня вопрос
жизни и смерти!» Обычно такими вещами не шутят, и мы, проникшись
сочувствием, стараемся чем-то помочь и успокоить человека. Ведь подобные
фигуры речи указывают на совершенно особую область нашего бытия — ту,
где проходят его границы.
Насколько обширна эта пограничная или,
точнее, приграничная область? Можно предположить, что простирается она
от первого момента понимания наличия границ, пределов бытия и до их
достижения, то есть до полного прекращения бытия, до смерти...
Является ли граница бытия чем-то
реальным; свойственна ли она бытию любого живого существа, любого
мыслящего, осознающего свою индивидуальность субъекта либо лишь
человеческому бытию? Почему сегодня эта граница похожа на стену от земли
до неба, в которую упираются все дороги — стену, исписанную и
изрисованную так, что в глазах рябит?
Самое заметное граффити, украшающее Стену, исполнено в скупом и безрадостном стиле. Оно гласит:
ДАЛЬШЕ НИЧЕГО НЕТ
Поверх него и вокруг множество других. Чья-то неуверенная рука явно пыталась исправить утверждение.
ДАЛЬШЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧТО-ТО...
Но робкая надежда рассеивается мрачно и весомо:
ОТТУДА НЕТ ВОЗВРАТА!
Остальное — пестрое переплетение
высказываний разных времен и стилей — то пугающих, то успокаивающих и
даже зазывающих, то приводящих в замешательство. ТЫ БУДЕШЬ НАКАЗАН,
ГРЕШНИК!
ПОКАЙСЯ, ПОКА НЕ ПОЗДНО!
ТЫ БУДЕШЬ СПАСЕН
ТЫ ПРОЩЕН
ИДИ С МИРОМ
ТЕБЯ ЖДЕТ БЛАЖЕНСТВО...
ТЕБЯ ЖДУТ АДСКИЕ МУКИ...
...НА ВЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА!
ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ
...НА ТУЧНЫХ ПАЖИТЯХ
ТЫ СКОРО ВЕРНЕШЬСЯ
СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО! БЕЗНАЧАЛЬНО И БЕСКОНЕЧНО! АТТРАКЦИОН «КОЛЕСО САНСАРЫ»[7] - ВОЗВРАЩЕНИЕ ГАРАНТИРУЕМ! ВОСПОМИНАНИЯ ЗА ОТДЕЛЬНУЮ ПЛАТУ...
ТАМ НИЧЕГО НЕТ, НО И ЗДЕСЬ ТОЖЕ
РАЙ ДЛЯ ПАВШИХ ВОИНОВ
САМОУБИЙЦ И ВЕРООТСТУПНИКОВ - В АД НАВЕЧНО!
ВЫПОЛНИЛ ЛИ ТЫ СВОЙ УРОК?
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ ЖДУТ ТЕБЯ
ВСЕГО ЛИШЬ СОН...
ЕСЛИ ТЫ НЕ СДЕЛАЛ... ЕСЛИ ТЫ НЕ ПРИНЯЛ... ЕСЛИ ТЫ НЕ ПРИЗНАЕШЬ... ЕСЛИ ТЫ НЕ ПРИНАДЛЕЖИШЬ... ТЕБЕ БУДЕТ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПЛОХО!
ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ТОЛЬКО МЛАДЕНЕЦ...
ВЕЧНО ГОРЕТЬ В АДУ!
НЕ БОЙСЯ - ЭТО НЕНАДОЛГО!
ВСЕ ТАМ БУДУТ
ТАМ ТВОЙ ДОМ
Ну и так далее.
Когда-то Стена была девственно чистой,
бесцветной и оттого незаметной. До самого последнего мгновения. Со
стороны казалось, что достигая ее, человек входит в туман и постепенно
исчезает, растворяется в нем. Последний выдох — и вот его уж нет. Те,
кто это видел, иногда пытались удержать уходящего или последовать за
ним, но плотная невидимая преграда не пускала их. И лишь органическая
плоть, все менее и менее похожая на то, чем она была при жизни,
оставалась у Стены. Вид ее, хладное окостенение, сменяющееся
разложением, сопровождаемым мерзким запахом деградации
сложноорганизованной структуры в набор простых веществ, годных лишь на
удобрение, внушали отвращение и страх. Поэтому от остатков плоти
старались побыстрее избавиться — закапывали поглубже, сжигали, бросали в
водоемы или же оставляли на съедение диким животным и птицам.
Движемся мы, стоим или даже пытаемся
двигаться вспять — рано или поздно, но все примерно в одно и то же
время, мы оказываемся перед Стеной. За многие века у невидимой границы
бытия, превратившейся в Стену, выросли целые города из построек
замысловатой архитектуры, населенные причудливо одетыми жрецами и
служителями Стены. У них есть множество книг и картин, наполненных
историями о том, как и почему возникла Стена и что там за ней. Некоторые
жрецы, а также множество держащихся особняком и зачастую, что греха
таить, довольно подозрительных типов, утверждают, что ясно видят все
происходящее с той стороны Стены, даже сами бывали там и сумели
вернуться. Многие верят им. Многие, напуганные страшными перспективами
или прельщенные мечтами о будущем блаженстве, делятся деньгами и едой с
теми или иными жрецами и рассказчиками, надеясь на лучшую участь в
грядущей неизвестности.
Часть тех, кто непрерывным потоком
движется сквозь туман границы бытия, не верит никому и ни во что. Никому
кроме особой касты жрецов особого бога. Жрецов этих зовут «ученые», а
бога — «Научно-технический прогресс» или просто «Наука». До недавнего
времени служители культа Науки не претендовали на Иной Мир,
предположительно находящийся за Стеной. Они даже отрицали, что там
вообще что-то есть. А тех немногих из их рядов, кто думал иначе,
называли шарлатанами и гнали прочь. Раз уж за Стеной ничего нет, то
святой целью для большинства жрецов Науки стало с помощью дорогостоящих
хитроумных приспособлений и пилюль замедлить движение к Стене и со
временем остановить его вовсе. Но со свойственной им откровенностью,
граничащей с цинизмом, они не скрывали, что цель эта станет достижимой
лишь для тех, кто регулярно приносит щедрую дань их божеству — деньгами,
славословием и временем, потраченным на игры с его идолами и
ритуальными предметами.
Совершенно особая и еще недавно
довольно-таки малочисленная категория обитателей приграничья — жрецы
полного возвращения. Как правило, из больших культовых сообществ их
прогоняют, поэтому и держатся они в стороне. Слишком уж драматично все,
что связано с полным возвращением, или воскрешением, слишком велика
ответственность. Неудачный опыт или шарлатанство в этой области сравнимы
с повторным убийством. Как ни удивительно, встречаются здесь не только
теоретики и мечтатели всеобщего возвращения, но и практики — дельцы,
таким образом зарабатывающие себе на хлеб с маслом.
Да, многообразно и сложноорганизованно
население приграничья: жрецы, целители, ученые, шарлатаны,
визионеры-иновидцы, философы, сумасшедшие... Что будет со всеми ними,
если граница вдруг исчезнет или переместится в недоступные для них
области?
Но вряд ли вас должна серьезно
волновать судьба пестрого табора иждивенцев Приграничья. Этот мрачный
диснейлэнд наверняка найдет другие ниши, другие белые пятна в чьем-либо
самопознании, и перекочует к новым границам вместе со своими
аттракционами и замками ужаса.
Так существует ли вообще граница бытия,
совпадает ли с ней граница существования жизни? На эти вопросы не
ответить, не найти практических решений связанных с ними задач, не
определив, что такое человек и мир — и, как ни странно, что такое
счастье, гармония и смысл жизни.
Звезды — живые и мертвые
Мысли о жизни, смерти, а тем более о
бессмертии не так уж часто отягощают ум нормального
среднестатистического человека. И это вполне понятно. Если бы было
иначе, такой человек не мог бы считаться нормальным и
среднестатистическим. А чтобы облегчить человеческую жизнь, в психике
предусмотрено множество защитных барьеров и предохранителей: все, что
выходит за рамки повседневного существования, все вызывающее
замешательство и раздражение отторгается, вытесняется или, если уж
увернуться от контакта с необычным нет никакой возможности,
интерпретируется, объясняется приемлемым для «здравого смысла» образом.
Как я уже говорил в самом начале,
естественное состояние ребенка до первого столкновения с проблемой
смерти — это отсутствие самой идеи смерти, ощущение собственного
бессмертия. Мыслей и концепций, связанных с бессмертием, у него,
конечно, тоже нет — они и не требуются, ведь все разумеется само собой.
«Смерть» — просто слово, абстракция, не имеющая к тебе никакого
отношения. Чуждо детскому уму и «бессмертие» как отсутствие «смерти» —
то, чего нет вовсе, не может и отсутствовать. Вполне достаточно чистого,
не замутненного подобными категориями бытия. «Я есть, я не помню
момента, когда меня не было, я буду всегда!»
«Нормальным» я не был даже в детстве.
Мне часто снилась смерть. Кроме того, с пяти лет я проводил значительную
часть времени в больнице и в морге, куда относил отцу обеды. Однажды,
возвратившись оттуда домой, я в очередной раз задался вопросом, что
такое смерть. Первой я озадачил свою мать. Выслушав ее долгое
«объяснение» и совершенно им не впечатленный, я только спросил: «А зачем
люди умирают?» Не получив вразумительного ответа, лишь отметил
внутренне: «До чего же неуклюже меня каждый раз пытаются убедить в
серьезности всяких нелепых выдумок!» Что ж, мне не стыдно признаться — я
и сейчас считаю смерть второй по величине нелепостью. Второй — после
бессмертия.
Поздно вечером, когда мы с отцом
любовались звездным небом, я поделился своими соображениями. Он долго и
весело смеялся, а потом спросил:
— Как по-твоему, звезды — живые или мертвые?
— Конечно, живые. Гляди, как они нам
подмигивают! И если долго на них смотреть, то можно почувствовать, что
они тоже смотрят на тебя.
— Ну, мигают-то они потому, что их свет проходит через воздух.
— Но они же смотрят!
— А дедушка с портрета в гостиной — он тоже на тебя смотрит?
— Да-а-а... Он ведь давно умер, да? Но все равно он смотрит, только по-другому.
— А звезды все одинаково смотрят?
Я почувствовал какой-то подвох в
вопросе и начал внимательно вглядываться то в одну звезду, то в
другую... Действительно, их было так много, что сначала, при первом
взгляде, казалось, будто на тебя разом уставилась огромная толпа. Как
зрители на стадионе. Лишь через некоторое время начинаешь замечать, что
зрителей хоть и много, но среди них то тут, то там виднеются изображения,
подделки. Как фотография президента в полный рост, в обнимку с которой
предлагает сняться уличный фотограф. Или манекены в магазине одежды...
Нет, от манекена или куклы другое ощущение — они никогда не были живыми.
Манекен не смотрит! Он... как русский спутник, который сейчас медленно
пролетел по небу. Или метеорит. Хоть он и светится — там не только нет
жизни, но и не было и быть не могло.
Все это пронеслось у меня в голове за какую-то минуту.
— Папа, некоторых звезд там нет, там только их изображения, но они не мертвые, как дедушка, они другие...
Я думал, что отец опять начнет смеяться, но он стал очень серьезен.
— И как же ты это различаешь? — спросил он несколько напряженно.
— Я... их чувствую. Вот тут. — Я положил ладонь на живот. — А потом, если продолжаешь смотреть, то и здесь тоже, но уже иначе. —
Я плавно поднял руку до середины лба. — А фотография дедушки или вон та
маленькая звездочка сразу говорят: «Мы не такие, какими кажемся!»
Отец открыл рот и хотел что-то сказать, но в этот момент в дверях дома в прямоугольнике света возник темный силуэт моей мамы.
— Эй, астрономы! Пора чистить зубы и спать!
Больше мы к этому разговору не
возвращались. Только много лет спустя я понял, о скольких вещах мы с
отцом могли бы рассказать друг другу сколь многому научиться уже тогда. А
сейчас в моих руках осталось лишь несколько тонких ниточек, связывающих
нас. Одна из них — его дневник. Но об этом я расскажу позже.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.