13:41 Что такое грех?![]() |
|
Грех — это то, чем пугают каждого человека, прикасающегося к религии. Грешно женщине заходить в церковь в брюках, грешно не поклониться, грешно съесть что-то не то в пост, грешно поворачиваться спиной к изображению святого, грешно обходить храм против часовой стрелки… Весь этот набор “грехов” отпугивает людей от религии, от любого духовного знания, а поиск духовного пути превращается в набор и сравнение списка грехов, запрещений и добродетелей. Человек говорит: "Стану-ка я тибетским буддистом, там можно есть мясо" или "Стану-ка я буддистом Кагью, там можно прыгать с парашютом, как учитель, и там не отвергают удовольствия" или "Нет, не пойду в общество Кришны, там нельзя иметь связей с девушками". Такие представления переключают людей с поиска единого на поиск отличий. Мы перестаем развивать себя, заботиться о своем психическом состоянии. Мы не лечим свои болезни, а вечно выбираем себе врача с наименьшими (или же с наибольшими — кому что нравится) требованиями. Однако, подобное понимание “греха” как неправильного поступка, за который будет расплата от некоего божества или который создает нам плохую карму (карма — концепция причины и её следствия), не совсем верное, и, даже можно сказать, ошибочное. Если обратиться к самой сути духовной жизни, мы увидим, что она протекает только в сознании и душе человека. Сам человек решает куда ему двигаться, что ему делать в каждый момент времени. Если мы начнем сейчас принимать наркотики, ругаться с ближними, воровать, лгать, гневаться, то сами превратим свою жизнь в ад. И наоборот, стремясь к внутренней гармонии, к совершенству, мы сами строим рай вокруг себя. Древняя мудрость говорит нам о том, что грех — это не какой-то поступок в материальном мире, это глубокая разлука со своей истинной природой. Греховен не тот, кто не сделал поклоны или нарушил обеты, а тот, кто находится в разлуке с самим собой, со своими способностями, талантами, тот, кто не принимает самого себя, вступая в борьбу с самим собой. Будда указывает на то, что всё в мире подпадает под закон причин и следствий, которому подчинены все процессы тела и ума. Все, что создает человек, имеет свои последствия, и, совершая какие-то действия, человек не оскорбляет Бога, который его за это накажет, а выбирает направление развития своей жизни. Грех связан не только с религиозными нормами, догмами, сколько с чувством вины. По большому счету, чувство вины — это то, что формирует поведение. Чувство вины привязывает действия к эмоциональной сфере, выводя их из сферы внешней жизни человека в сферу внутренних, психических процессов. Навязывание чувство вины — это самый эффективный способ управления человеком не только для общественных, политических деятелей, но и для, так называемых, духовных учителей. В светской жизни чувство вины навязывается через мораль и нравственность, через оценку соблюдения социальных норм (традиций, обычаев, законов, этикета, экономических, политических норм и проч.). "Ты — плохой, — говорят люди, — потому что ты живешь не так, как принято". В сфере духовной жизни управление человеком через навязывание чувства вины происходит по средствам перечисления греховных поступков, которые сделал человек, нарушив то или иное правило. Список грехов — это те границы, за которые не могут выйти приверженцы той или иной религии. Но духовная жизнь — это жизнь свободного и осознанного выбора и жизнь в радости. Все священные тексты делят явления на два уровня: божественный и мирской. Поступки человека в материальном мире — это проблема только самого человека. Но важно не то, что человек делает, а что он при этом чувствует. Внутреннее состояние важнее внешних событий. Именно поэтому внешне правильное и красивое действие может быть неправильным в своей сути, а вовремя проявленная агрессия может спасти, разрешить проблему. Грех — это разрушение внутренней гармонии, попытка бросить негодные семена в неподходящую почву, создание неверных причинно-следственных связей. Мы грешим не перед Богом. Мы грешим только перед своей собственной природой, перед своим сердцем, умом и судьбой, искажая их гармонию. Антон Андреев |
|
|
| Всего комментариев: 6 | ||||
| ||||




