17:10 Древние легенды викингов - мифология северных народов |
Тот, кто был отчаянно храбр при жизни, увидит Вальхаллу - обитель героев. И будет он там пировать и воевать вместе с духами благородных предков. А презренных трусов после смерти норны уносят в Хель, где им суждено вечно мерзнуть в адском холоде. Многие легенды викингов основаны на проявлении таких качеств, как доблесть, отвага. Северные народы постоянно вели войны, что, безусловно, отразилось на их мифотворчестве. Сумерки богов - час битвы пробил На протяжении многих дней священную обитель богов окутывали грозные и мрачные тучи. Сыновья волка Фенрира преследовали повсюду солнце и луну, чтобы породить сумрак и холод. По всей земле бушевали ураганы, гнали огромные волны и выворачивали с корнями вековые деревья. И даже до самого Асгарда доносились завывания бури. Целую вечность великаны вынашивали планы нападения на богов. Бог Один предчувствовал, что пробил час битвы, он вооружился копьем Гунгнир и сменил на шлем свою большую шапку. И призвал Один свою личную стражу - лучших воинов, которых прозвали Неистовыми Безумцами. В своем дворце Валгаллы он собрал всех богов. Один объявил, что духу огня Локи и волку Фенриру удалось освободиться, что они возглавили войско великанов и близится час битвы. Им на помощь из царства мертвых был послан корабль, перевозящий нежить. Весь Асгард находился в ожидании небывалого сражения. Земная кора покрылась трещинами, бушевали снежные бураны. И вот однажды пронзительно закукарекал петух, живущий на крепостной стене Валгалл. Боги, возглавляемые Одином, выступили навстречу своим врагам. И только Один знал, каким будет исход сражения… * * * * * * * В легендах викингов всегда побеждает сильнейший. Однако не следует полагать, что северные народы в своей мифологии не пытались внедрить идею неизбежного возмездия за причиненное зло. Хорошей иллюстрацией этого примера является легенда древних викингов о наказании, понесенном Локи. Как боги наказали Локи Локи пытался скрыться от гнева богов, на горе у водопада он легенды викинговвыстроил себе особый дом. В хижине было четыре двери, что позволяло Локи одновременно смотреть на все стороны света. Увидев своих преследователей, Локи должен был превратиться в лосося и нырнуть в воду. Мудрые вороны Мунин и Хугин открыли его убежище и сообщили об этом Одину. Тем временем Локи плел сеть, чтобы с ее помощью заняться рыбной ловлей. Завидев приближающееся воинство, он, недолго думая, бросил сеть в огонь, а сам нырнул в воду. Боги сразу поняли, для чего Локи сжег сеть, они сплели точно такую же. Первая попытка закинуть сеть обернулась неудачей, на второй раз боги выловили немного мелкой рыбешки. Закинув сеть в третий раз, им удалось поймать жирного лосося, в которого превратился Локи. Локи привели в пещеру и привязали его к трем камням. Над ним повесили змею таким образом, чтобы ее яд капал Локи на лицо. Совершив свою месть, боги удалились. Тем временем верная жена Локи, которую звали Сигюн, пробралась в пещеру и подставила чашу под капающий яд. С тех пор она терпеливо стоит и ждет, пока чаша не наполнится доверху. Затем на несколько минут Сигюн отходит, чтобы опорожнить чашу. В это время капли яда проливаются на лицо Локи, причиняя ему страшную боль, он с силой рвется, сотрясая землю. Локи суждено находиться в оковах до гибели богов… * * * * * * * На первый взгляд может показаться, что легенды викингов слишком суровы. Однако, изучив более подробно мифотворчество народов севера, исследователь понимает, что большинство древних легенд не лишены своеобразного очарования. Викинги верили, что некоторые предметы способны приносить несчастье. Легенда викингов - проклятое кольцо Андваринаут кольцо адваринаут - легенда викинговСреди северных народов кольцо считалось символом славы, богатства и власти. В некоторых случаях кольца заменяли деньги, эти украшения также дарили по случаю знаменательного торжества. Многие легенды викингов также упоминают о магических кольцах. Так один миф повествует о кольце Андваринаут, что принесло много несчастий богам. Выковал злополучное кольцо один карлик по имени Андвари. Этому нечестивцу посчастливилось узнать, где речные девы хранят свое золото. Выкрав это золото, Андвари изготовил некое волшебное кольцо, отличавшееся великой силой. А тем временем речные девы так оплакивали утрату своего сокровища, что даже вода почернела. Хитрый карлик Андвари затаился в подземном озере после того, как он спрятал украденное золото. Магическое кольцо, изготовленное Андвари, пожелали получить как боги, так и их недруги. На поиски волшебного сокровища отправились боги Фригг, Один, Локи, Хёнир, Фрейр: для этих целей они посетили мир людей - Мидгард. * * * * * * * Древние легенды викингов повествуют о рунических символах, способных служить талисманами или системой предсказания, в зависимости от надобности того, кто их использует. Рунические письмена по легенде передал людям бог Один, который пригвоздил себя к дереву Иггдрасиль и находился в таком положении на протяжении девяти дней. Как повествуют легенды норвежских викингов, на девятый день Одину был открыт сакральный смысл рун. Руны использовались не только в качестве письменной системы. Их также применяли для предсказания будущего. Но наибольшее распространение получили руны - талисманы, которые изготовлялись для защиты от врагов или для привлечения удачи. Вселенная викингов В легендах викингов фигурируют следующие миры: Митгард - творение Асов и мир людей. Но это не просто привычная всем Земля, а своеобразный центр мироздания, точка отсчета во вселенной. Именно в Мидгарде происходит последний бой богов с армией великанов, сформированной Локи. Йотунхейм - царство великанов. Древние легенды викингов наполнены такими персонажами, как Йотуны (Инистые Великаны) и Тролли. Великаны представляют собой воплощение сил природы - они сильны, но лишены разума. Йотуны насылают на мир людей град, непогоду, снежные лавины и шторма. Муспельхейм и Нифльхейм (дословно переводятся, как Дом Огня и Дом Холода). Обитателями этих миров являются огненные и снежные великаны. Как гласят легенды викингов, обитатели "ледяного" и "огненного" никогда не враждовали между собой. Напротив, они были союзниками и не раз оказывали услуги друг другу. Ванахейм - обитель добрых духов. Некая мифическая страна, расположенная к западу от Асгарда и Митгарда. Добрые духи Ваны не покидают пределов Ванахейма, и потому не встречаются ни с Асами, ни с людьми. Ваны помогают сделать почву плодородной. Упоминаются в легендах викингов и миры карликов - Свартальфахейм (обитель черных карликов) и Лёссальфахейм (царство эльфов). Гномы занимаются добычей золота и драгоценностей, разработкой подземных рудников. Среди них можно встретить немало мудрецов. Асгард - обитель богов. Основная задача богов - защищать мир людей от вторжения Великанов. Следует отметить, что легенды викингов не приписывают Асам непогрешимости. Боги несут ответственность за свои поступки, они воюют и убивают, нарушают данные клятвы. Тем не менее, они необходимы человечеству в качестве единственной защиты от Великанов. |
|