13:51 Дзен-буддизм для непосвящённых |
Знающий - не говорит, А говорящий - не знает Путь Дзен и его истоки Дзэн-буддизм невозможно свести к какой-либо определённой категории современного западного мышления. Он представляет собой некую систему, напоминающую скорее образ жизни или способ мировосприятия, коренным образом отличающийся от стандартного европейского способа познания мира. Дзен нельзя назвать философией или религией, наукой или психологией; он точнее всего может быть выражен понятием "путь освобождения". Но и самому понятию «путь освобождения» невозможно дать позитивное и рациональное определение. Он может быть определён только косвенно – через указание того, чем этот путь не является. В историческом плане Дзэн-буддизм появился и развивался как результат слияния двух древнейших культур Востока – Индии и Китая. В XII веке «путь освобождения» проникает в Японию, где, основательно укоренившись, получает дальнейшее творческое развитие. Происхождение Дзэн-буддизма оказывается, таким образом, органично связано как с даосизмом, так и с буддизмом, но обладает, тем не менее, ярко выраженной китайской направленностью. Загадка Дзен Большая часть затруднений и откровенных недоразумений, с которыми сталкиваются все попытки понять Дзэн на Западе, объясняется незнанием особенностей китайского метода мышления, который в значительной степени отличается от мышления европейца. Дело в том, что все мы привыкли использовать слово, как способ передачи своих ощущений в ходе обмена мнениями с собеседником. Но в действительности же слово превращается в средство общения лишь тогда, когда оба собеседника имеют возможность опираться при разговоре на схожие переживания. Загадочность и таинственность Дзэна для пытающегося вникнуть в него объясняется ограниченностью нашего отношения к самому понятию «человеческое познание». Мы привыкли считать знанием лишь то, что нам удаётся определить в словах или в иной другой общепринятой знаковой системе (математических или музыкальных знаках, например). Подобное знание (выраженное в знаках) дзен-буддизм определяет как знание условное или конвенциональное (конвенция - договор, соглашение). Согласно китайской традиции истинное знание не может быть предметом человеческих договорённостей - оно стоит над человеком и постигается им в определённом состоянии сознания. Поэтому базовым в Дзен-буддизме считается понятие «у-вэй» (состояние самособойности и неприложения усилий к чему-либо), при котором человек «отпускает» своё сознание и даёт ему течь в спокойном русле спонтанности и интуитивности (медитация). Интуиция как способ восприятия мира Нетрудно увидеть, что необходимость общения с помощью упорядоченных конвенцией договорных знаков (разговорная речь, письменность) приводит к тому, что мир предстаёт перед подрастающим членом общества (ребёнком) в виде отвлечённых, абстрактных понятий. Эта отвлечённость всё больше отдаляет взрослеющего человека от живой природы (для сравнения – китайский иероглиф напоминает чаще всего обозначаемый им предмет – дом или фигурку человека, например). В его сознании со временем образуется понятие «стол», как нечто деревянное с четырьмя ножками, отличное от конкретного, его личного стола, т.е. отличное от истинной природной вещи. Причём живут и развиваются эти мёртвые абстракции в сознании и речи познающего в виде строгой последовательности определённых знаков и звуков, т.е. в линейном переводе. Такая же совсем не присущая природе линейность обнаруживается нами и в наших переживаниях и ощущениях (аналогично развёртке на экране телевизора или следованию текста в книге). А ведь в реальном (живом) мире на самом деле все происходит "сразу" и одновременно, и мгновенную реальность этого мира невозможно описать последовательностью абстрактных символов (как нельзя ложкой вычерпать океан). Да и наш собственный организм не смог просуществовать бы и минуты, если бы мысленно непрерывно контролировал себя при каждом вздохе, каждом нервном импульсе и каждом биении сердца. При более внимательном рассмотрении механизма нашего зрительного восприятия можно обнаружить в нём близкую процессу человеческого мышления аналогию. Как известно, человек имеет два вида зрения – центральное, которое можно уподобить направленному лучу зрения (пристальное чтение книги) и периферийное, сравнимое с рассеяным созерцанием и ни на чём не сфокусированное. Эта аналогия приводит нас к удивительному открытию – наше сознание может знать нечто, что мы не осознаём каждодневно, т.е. не можем выразить в виде последовательной цепочки мыслей и слов. Это свойство сознания давно известно людям Востока и называется оно – интуиция. Именно в развитии интуитивных методов познания мира видят практикующие дзен-буддизм свою цель. Наше же (европейского образца) мировосприятие настолько удалилось от истинной природности и так запуталось в созданной нами же клетке условных рациональных построений, что нам сегодня найти свой путь освобождения представляется практически невозможным. И в заключении следует отметить, что интуитивный способ познания мира не представляет собой ничего особенного или необычного – большинство людей творческого склада ума (музыканты, художники и конструктора) постоянно используют его в своей каждодневной профессиональной деятельности. |
|