09:42 Этика, Дух и Духовность 1 часть |
Приступив к духовным занятиям, нельзя начать ходить с разинутым ртом и горящими от счастья глазами. Нельзя думать, что, узнав нечто необычное, эффективное, новое, вы тем самым уже как бы воспарили над презренными и «тёмными» людьми и для вас уже закон не писан. Духовно возрастая, мы всегда встречаемся с новыми проблемами, новыми трудностями и опасностями, новыми искушениями. «Ловцы человеков» стоят на каждом углу. Совершенно неизбежно, что вас обманут, и что вы не раз обманетесь сами. Однако альтернативы нет. Лучше ещё раз поверить и ещё раз ошибиться, чем погрузиться во всеобщее недоверие и подозрительность. Ибо любая ваша ошибка подарит вам новое различение. Ибо всё, что не убивает, делает нас сильней. И всё, из чего сделан духовный вывод, нас поднимает. Если же духовный вывод не сделан, вас будет бить головой об то же самое место, с каждым разом всё сильней. Духовная работа – это меч, который сам и исцеляет нанесённые им раны. В ней всегда есть ошибки и риски. Ошибки – это как рытвины на дорогах Руси. Всех не объедешь. Риск – совсем не то, от чего надо бежать сломя голову. В жизни всё наоборот: тот, кто рисковал и научился рисковать – рискует меньше всех. Его будет кидать на рытвинах, но он никогда не попадёт в открытый люк. Выше мы заметили, что всё, во что мы начинаем верить – начинает быть, и, следовательно, всё, во что мы перестаём верить – перестаёт быть. Если мы погрузимся во всеобщее недоверие, то вообще перестанем быть. От нас останется одна кажимость. Этические законы как основа информационно-психологической безопасности. Дух – это неисчерпаемый источник «запчастей», энергий и информации для участника процессов сотворения и удерживания Реальности. Этика и этические законы – это координатная сетка, которой расчерчено пространство возможного творения. В работе «Космический субъект» В. Лефевр показал, что этические законы Вселенной старше её физических законов. Вечная тема ужастиков – это то, что человек способен изобрести монстров, сделать открытия, которые его же и погубят. Но на деле человек не может «прыгнуть выше своей головы». Потолок наших технологических достижений полностью предопределяется нашим духовным уровнем. Если бы это было не так, то нас давно бы уже не было. Находки отдельного учёного, обуреваемого амбициями и маниями, далеко не всегда нравственно осмысливаются этим учёным. Даже такой образец нравственной неподкупности как академик А.Д. Сахаров в своей книге воспоминаний описывает такой случай. А.Д.Сахаров изобрёл ядерную торпеду, выпрыгивающую перед берегом из воды и взрывающуюся над приморским городом. Но адмиралы флота, которых принято выставлять тупыми и безнравственными укорили его. Они сказали ему, что привыкли воевать с врагом, а не с мирным населением. В человечестве всегда найдутся те люди, которые любое открытие нравственно осмыслят и поставят в рамки этического закона. Человечество и отдельный человек – это целостная, уникальная, исторически развивающаяся, самодвижущаяся система. Никто не может «забежать вперёд паровоза» и увидеть, куда же, к какой конечной станции мы все едем. Путь впереди себя мы сами же и прокладываем по мере надобности. А потом по нему же и едем. Это прокладывание пути в грядущее, формирование пространства возможного существования, и есть суть духовной работы. Но путь этот прокладывается не куда попало. А по этическим ориентирам. Этические ориентиры. Что же служит основой этих ориентиров, в чём их суть? В исходной позиции эти законы просты, как мычание. Не делай другому человеку того, чего не желаешь делать себе самому. Я – это ты Другой. Не спрашивай, по ком звонит колокол – он звонит и по тебе. Это законы любви к человеку и роду человеческому. Они работают на высшую цель для человека – сохранить свои миры, Миры Человека, внутренние и внешние, сделать их развивающимися и процветающими. В исходной позиции этический закон – это чувство. Его не надо доказывать при помощи логики, как не надо доказывать при помощи логики вкус апельсина. Те, кто этого не понимает – чувственно слепы и ни о какой этике с ними говорить невозможно. Как невозможно говорить о цвете неба со слепым от рождения человеком. Такие люди «не знают Бога». Этически слепых от рождения людей очень мало. Но есть «вторично ослепшие» и их много. Как и всё обретаемое, этическое чутьё сначала есть потенциальность, семя. В реальности «этическое семя» вынуждено прорастать через самые разные слои бытия. И его росток каждый норовит сломать. Сказано: не убий! Но тут же найдётся умник, который «слегка поправит Бога». Конечно, не убий. Но только не убий «своего», а вот «неверного» убить вовсе не грех. Сказано: не делай зла! Но тут же найдётся умник, который опять же, слегка поправит Бога и изречёт: не делай зла – это не главное, главное – твори добро! И вся этика рушится на глазах. Добром для вас можно оправдать любое творимое вами зло. Так возникает «правое» и «левое» в этической организации общества. Первая этическая система базируется на «запрете на зло». Вторая – на «разрешении на добро». А дальше начинаются чисто математические расчёты, алгебра человеческой совести. Запутаться в этой алгебре и запутать кого угодно можно при условии «этического ослепления», то есть утраты нравственного чувствования того, что есть зло. Орган такого различения есть у каждого человека. Он называется совестью. Но наша совесть совестлива, она не имеет привычки громко орать и блестеть. И безсовестность её часто заглушает. И как только это случается – люди мгновенно превращаются в зверей. Война – это прежде всего нравственная катастрофа. А потом уже и всё остальное. Это квантовый этический скачок на нижнюю, звериную орбиту существования. Базовые этические постулаты сохраняются в религиозной ветви духовности. Это 10 заповедей христианства, собранные в Нагорной проповеди. Те же заповеди, но расширенные с учётом прибавившейся хитрости, разработаны в Исламе, и во всех других конфессиях и ветвях мудрости. Время вносит свои коррективы, не убавляя значимости коренных постулатов. Не убий – это уже относится и к «не убий информационно-психологически, морально». Между тем по телевидению ежедневно показываются сотни убийств и десятки тысяч актов насилия. Виртуальное убийство стало нормой жизни для многих. В выверенные этические нормы привносятся всевозможные виды корпоративной этики, нередко вывихнутой по всем позициям. Этическое уродство за таковое не считается. Из-за неразвитости светской духовности большинство считает, что этичность – это для священников. Это их «работа», им за это платят. А физику, инженеру, политику, бизнесмену она как бы лишняя обуза. Признак лоха. За этичность не платят. Людям в большинстве неведомо, что такое этический статус. И тогда люди с низшим этическим статусом циника, с которыми в добрые времена никто просто не здоровается, возводятся в ранг национальных героев. Но зачем же человеку так нужна этика? Циник нам просто плюнет в глаза: посмотрите честно на свои дорогие 10 заповедей, скажет он, и найдите хоть одну, которая не нарушается повсеместно. Хоть одну, которую человечество исполнило. И будет формально прав. Однако предположим на миг, что заповедей нет вообще, люди от них отказались. И вы ужаснётесь, даже если вы циник. Наступит безпредел. Если Заповедь есть, но вы её нарушаете, то вы знаете, что творите зло и делать это грешно. Вы сможете покаяться и исправиться. Но если Заповеди убрать – добро и зло сольются в неразличимости, и мы перестанем быть людьми. Мы не сможем ни покаяться, ни исправиться. На месте человека возникнет чудовище, наделённое мощным интеллектом, хаотически перемещающееся по планете убивая всё, что ему встретится. Мы начнём ходить прямо под себя, материться и одеваться во что попало – если нет этики – то нет и её первой производной, этикета. Не надо искать кого-то вышестоящего, которому нужна этика. Поэтому на вопрос: кому сейчас нужна ваша этика, ответ прост: она нужна лично вам. Достоверно показано, что нравственное состояние общества и отдельного человека есть основа его здоровья на всех уровнях. В том числе здоровья психического и здоровья физического. Достоверно известно, что каждому крушению самых мощных государств и империй, крушению конкретной личности и даже любой техногенной катастрофе всегда предшествует катастрофа нравственная. С чего же начинается нравственное вырождение человека и его гибель? Начинается оно с того, что человек делает гадость другому человеку. Это очень просто. Иногда достаточно промолчать. И, потом, я маленький, Бог и не заметит, что я немного нарушил его Заповеди. Тем более, если делал это ночью. Почему же столь ясные и столь очевидные законы нравственности столь часто перевираются и звучат с точностью до наоборот? 1. Проблема переотражений. Ситуацию можно представить в такой форме: Изначально этический закон прост, понятен и неоспорим. Но потом наступает переотражение. Не убий – хорошо. Но если к тебе пришёл враг убивать тебя – так что же, так и сидеть ждать, как баран, когда тебя потащат под нож? Надо выстрелить первым – вот это хорошо и это добро. Ситуация ещё усложняется, когда в дело вступают люди и структуры, находящиеся в конфликте, да ещё и в условиях выбора. Постепенно тёплая свечка изначального Закона переотражается в тысячах зеркал, каждый раз меняя полярность. И найти первичный источник логически уже невозможно. Нужно «потрогать сердцем» каждое отражение: от настоящей свечи идёт тепло. От любой отражённой – или холод или ничего. 2. Доминирование ума. Ум, не придерживаемый совестью - это вычислительная машина. Она посчитает любой вариант. «Если я чего хочу– выпью обязательно!» В. Высоцкий. Ум придумает как. Сегодня система образования выстроена под задачу производства «умных» специалистов, а вовсе не людей. Куда этот ум будет обращён – никого не волнует. И вскоре ученики приходят убивать учителей за три рубля. Ум ещё не похвала. Похвалой становится ум, управляемый совестью. Но он называется уже не умом, а Разумом. 3. Врождённые инстинкты. Это «подарок» человеку как сущности информационной от зверя, в которого он поселён. Даже самый добрый из нас на успех соседа телесно реагирует болезненно. Для зверя жизненно важно быть сильнее соседа. Но человек духовный гасит этот инстинкт и делает радостную улыбку. Человек бездуховный улыбку может и сделает, но зло затаит. 4. Уродливое миропонимание, в котором человек отводит для себя же место на помойке космоса и истории. Представление о себе как о маленьком винтике, песчинке, от которой ничего не зависит. Это представление легко развеивается даже от созерцания грандиозности мусорных свалок, порождённых якобы песчинкой. Нигде так не познаётся величие человека, как на горах отбросов его производств. 5. Отсутствие нравственной подготовки, насаждение этической неразборчивости и откровенного этического невежества. Кто объявляется по телевидению как «Люди года», образцы для подражания? На 90% это известные артисты. Но насколько эти артисты нравственны – это тоже широко известно. Налицо грубая подмена. Известность и нравственность, внушают нам, одно и то же! Глядишь – и широко известный всем маньяк уже почти национальный герой. 6. Психоэкологическая преступность и безграмотность, алчность руководителей средств массовой информации. Сначала нам долго и часто показывают как надо профессионально и разнообразно убивать (до 700 убийств в день на основных каналах ТВ) а потом потихоньку, после полуночи, на одном канале в режиме «говорящей головы» скажут, что так как мы показываем, делать не надо. Это действует так же «эффективно», как надпись мелким шрифтом на роскошной пачке сигарет «Мальборо» о том, что курить – вредно. 7. Продолжающиеся информационно-психологические войны, широкое применение психотронного и консциентального, хронального, сценарного оружия. Целью этих войн всегда был внутренний мир, национальный дух стран, подвергающихся информационно-психологической агрессии. А стержнем и координатной сеткой внутреннего мира всегда была нравственность. Когда в национальные герои «назначают» убийц, предателей и циников – этой нации конец. 8. Золотой телец как национальная идея. Уйдя от коммунистического материализма, страна погрузилась в материализм куда более махровый и безпринципный. Нам говорят, что в России или Украине нет национальной идеи. Это враньё. Идея есть и она очевидна: обогащение любой ценой. Речь может идти только о смене национальной идеи. Нам абсолютно понятно, что если не будет народа, то не будет и национальной идеи. Однако в глобализированном мире невозможно сохранить только свой народ на фоне гибели всех остальных. Говорить надо о сохранении Мира Человека. 9. Невозможность решить этические вопросы судебно-правовыми средствами. Законодательно ввести нравственные «устои» и потом карать за их неисполнение. Такие попытки тут же превращаются в «охоту на ведьм». Человека (подсудимого) карают за то, что, по мнению другого человека (судящего) в его голове есть плохие мысли. В истории такие попытки были. Они сводятся к тому, что прав и «чист» оказывается тот, кто первый «настучит» на соседа о том, что тот колдун, диссидент, несогласный с политикой партии и т.п. 10. Невозможность выстраивать нравственность вне правового поля. По инициативе и при участии авторов книги «Третий Эон» были разработаны два весьма обоснованных законопроекта РФ. «Об информационно-психологической безопасности» и о защите детей от вредной информации. Они поддержаны Думой и Президентом РФ. Однако воз и ныне там. Ощущение такое, что после сокрушения страны в информационно-психологической (холодной) войне, нам просто не дают поднять голову. Страна информационно-психологически оккупирована, но партизаны ещё кое-где остались. Осип Мандельштам, написавший при Сталине: «Мы живём, под собою не чуя страны», прав и сегодня. 11. Массированное вторжение в неосознаваемые пласты сознания. Люди всегда верили собственной интуиции, своему «внутреннему голосу». Сегодня отработаны сотни психотехнологий формирования этого самого «голоса». От компьютерной психосемантики и диспарантного ввода информации на неосознаваемом уровне до нейро-лингвистического программирования. Сегодня нет ни одного рекламного ролика, в котором бы не использовались технологии воздействия на подсознание. Причём сразу несколько. Подсознание потеряло свою девственность. Полагаться приходится только на осознаваемые нравственные ориентиры, что бы вам при этом ни говорил внутренний голос и «чутьё». 12. Возникновение и становление дополнительных нравственных критериев и позиций. В основном это касается светской этики и духовности. Этические поиски нельзя считать застывшими. Наш опыт нравственного ориентирования в современной агрессивной информационной среде обитания выдвинул на первый план такой этический постулат: Не лезь к человеку, когда он тебя об этом не просит. Ни с добром, ни со злом. Ни на осознаваемом, ни на неосознаваемом уровне. Есть и другие обновления. Когда вторжение во внутренний мир другого человека осуществляется на осознаваемом этим человеком уровне, это ещё куда ни шло. Но когда к человеку влезают через подсознание, он безпомощен бороться, потому что не видит врага. Вывод навигатора. 1. Существует гигантское количество «техник» психозащиты. Люди плюют через левое плечо, стучат по дереву, садят друг друга в «астральные тюрьмы», колдуют на куклах и воде, закручивают вокруг головы спирали и даже спят в бронированном гробу, спасаясь от психотронных излучений и полей. И всё это немыслимое и неподъёмное множество защит в конце концов приводит к полной потере ориентировки в психическом пространстве, каждый уголок которого населён страхами и подозрениями. Этические Законы как раз и позволяют эту ориентировку восстановить. Это и обезпечивает нашу высшую психозащиту. Там, где ищут Навигатора – его давно уже нет. Мир страхов, озлоблений и подозрений ниже его, летящего в свете разума. Как только ориентировка нравственная восстановлена – человек без напряжения видит, кто читает проповеди о святости, а кто реально святой. Обмануть такого человека практически невозможно, он различает намерения мошенника раньше, чем они появились у того в сознании. Как это делается? Очень просто. Мошенники всегда ловят «лохов» на их же нравственных прорехах. На алчности, лицемерии, величавости, похоти и т.п. Если с этикой всё в порядке – вы сразу увидите направление удара. Человек духовно развитый тоже может плюнуть иной раз через плечо и постучать по дереву. Может так ему спокойней. Это его дело. Настройка на очень сложные и рискованные виды деятельности всегда была и настройкой психического неосознаваемого. Потому что деятельность, например, лётчика в бою, неосознаваема процентов на 70. Сознание удерживает только нить событий, а всё их механическое и чувственное наполнение – это игра подсознания. Толика «суеверия» не вредит. Она лишний раз заставляет всё перепроверить, проинспектировать внутреннюю готовность. Вредит суеверие в большом количестве, ставшее образом жизни. Жить становится некогда, надо непрерывно сплёвывать, стучать и шептать. Вот так мы и пришли к выводу о том, что сегодняшний человек вынужден заниматься всеми пластами и слоями своего сознания. Простой мир, где всё было однозначно, где правда была чётко отделена ото лжи, умер повсеместно. 2. Структура психозащиты. Объектом психозащиты является внутренний мир человека. Поэтому психозащита является частью духовной работы. Эта работа не так проста. И говорить надо не просто о психозащите от чего-то, а о психозащищённости. В психозащищённости есть три взаимосвязанных элемента: Первый – техники психозащиты. Второй – психоэнергетичность. Третий – очищение. - Внутренний мир удобно сравнить с домом, в котором живёт ваша душа. Этот дом должен быть оборудован охраной - дверьми, ставнями, сигнализацией. Это техника психозащиты. - Самая хорошая техника не будет работать, если нет питающей её энергии и управления. Это психоэнергетичность. - Как бы вы ни старались, в доме появляется мусор, техника ломается, убранство дома устаревает и его надо выносить. Это очищение. В этом примере у дотошного чтеца тут же возникнет вопрос: а насколько правомерно сравнение внутреннего мира с домом? Из-за того, что подобных примеров будет много, мы вынуждены это обговорить. Человек, воспитанный в почтении к «объективному» знанию тут же заявит, что «на самом деле» внутренний мир совсем не такой. Но какой именно – не ответит. Потому что внутренний мир на самом деле – совсем не объективный, а субъективный. И для того, чтобы иметь о нём представление, мы вынуждены пользоваться такими образами, которые видим воочию. Можно построить абсолютно абстрактные образы, схемы и языки – но тогда можно будет общаться только с теми, кто для начала примет и изучит ваши личные или групповые абстракции. Тогда эту группу можно назвать рефлексивной площадкой. Эти площадки могут расплываться на безконечные расстояния друг от друга. Их общение будет строиться по принципу: «моя твоя не понимает». В норме духовный человек строит свою психозащищённость, беря понемногу из каждой её составляющей. Важно вовремя распознать на какой объект вашего внутреннего мира идёт атака и дать отпор. Важно поддерживать потенциал действия, не раскисать, не поддаваться депрессиям и панике, вовремя получать энергетическую подпитку при помощи техник психоэнергозарядки. Важно время от времени чиститься от злопамятства, страхов, ощущений безсилия, жадности, подозрительности и других «наростов». Здесь прекрасно смотрится и работает идея «внутреннего родника». Как бы вы не загрязнились, но если изнутри, из глубины сердца, бьёт родник чистотой воды, родник веры Богу, веры людям, любви – то он постепенно всю грязь выбросит за пределы тела. Достаточно во внутреннем сосредоточении этот родник «запустить». В жизни надо следить за состоянием психозащищённости и усиливать акцент на той составляющей, которая ослабла. В книге «Психоэкология Реальности» Бухтоярова А.А. приводятся примеры конструкции личной психозащиты. Чем угрожает отсутствие психозащиты? Падением личности и распадом внутреннего мира. 1. Первый уровень падения. Понижение личности, понижение этического статуса до обывательского. 2. Второй уровень падения. Цинизм как образ жизни. Презрение к людям, отношение к ним как к «расходному материалу». 3. Третий уровень падения – нравственное вырождение, гибель человеческой сущности и её замена одержателем. 4. Четвёртый уровень падения – распад внутреннего мира народа, нравственная катастрофа, гибель народа, гибель цивилизаций. Выводы навигатора. 1.Вселенная построена по этическим координатам. Этические законы старше физических. 2.Во Вселенной есть Высшая Справедливость. Каждое мыслящее существо само создаёт мир, в котором оно живёт. (А. Солодилов) Для этого нам дано всё необходимое. 3.Каждая сущность, и человек в том числе, создавший свой мир, свою Обитель, имеет право её обустраивать и защищать. 4. Человек - это стержневое существо, сотворяющее и удерживающее реальность своего мира – мира Человека. Ни один человек мира человека не может уклониться от этой работы. Даже когда он пьяный лежит под забором. 5. Мир человека становится всё более искусственно создаваемым, конструируемым, неслучайным. Это мир движущегося человека. Под этим движением надо понимать движение качества, внутреннее движение. Важно при этом сохранять наши лучшие «наработки». Лучшие качества человека, в каком бы времени они ни создавались. 6.По всем признакам, Творец сущего начинает выжимать нас из лона природы, как младенца из колыбели. Выжимать в собственно свою, человеческую ветвь эволюции. Нас ждут миры, которые нам ещё предстоит сотворить. Дух и Духовность Дальнейший текст будет строиться скорее как путеводитель по паттерну обезпечивающих, поддерживающих и наполняющих содержанием сам этот паттерн текстов и пояснений. Эти тексты и пояснения даются в дискете к книге, либо как тексты в этой же книге, либо как ссылки. Их можно и не читать вовсе. Но тогда возникнет чувство неполноты и необоснованности сказанного в путеводителе. Вроде как путеводитель есть, но это вождение в пустоте. Однако в обезпечивающие тексты не следует углубляться до самозабвения, ибо тогда экскурсия уйдёт. А вы так и будете стоять один в зале. Я не собираюсь вдребезги, как чайка Джонатан, разбиваться перед вами, дорогой читатель, чтобы вы мне поверили и пошли вослед, ожидая подачи чудес в непрерывном режиме. Кто захочет услышать другого - тот его услышит. Кто не захочет – будет слышать только самого себя. Итак, что есть Дух? Дух есть Потенциальность, из которой проявляется всё сущее. Что есть духовность? Духовность человека - это та часть Потенциальности, в которую он включён, которую он воспринял, освоил и изпользует в практике бытия. Что есть духовная работа? Духовная работа – это работа по обретению духовности. Что является объектом духовной работы? Объектом духовной работы является внутренний мир человека. Пояснения навигатора. О Духе. Почему даже в разгаре мирового финансового кризиса американский доллар удержался? Потому что мир всё ещё верит в Дух экономической предприимчивости США. То есть в то, что потенциальность Америки как экономического лидера далеко не исчерпана. Есть множество других духов-потенциальностей. Это Дух свободы, Дух творчества, Дух Святый. Есть Воинский Дух и пока он не сломлен – человек и народ непобедим. О плохих поэтах говорят: вас я помню, а стихи ваши забыл. Эти стихи написал хороший поэт, потому что стихи его я помню, а фамилию – забыл. Знаю, что это воин-ветеран Сталинградской битвы. Эта битва – пример сражения Духовного, пример понимания сущности Духа. Её эпицентр был совершенно в другом измерении. События на земле были лишь проявленным отзвуком битвы двух Воинских Духов - русского и немецкого. Лучшей иллюстрацией силы немецкого воинского духа я считаю картину волгоградского художника «Сталинградская Мадонна». Лучшая картина о силе русского воинского духа может и есть, но на глаза мне как-то не попадалась. Может потому, что не родилось пока художника с соответствующей задаче силой Духа Творчества. Углублённое понимание сути Духа достигнуто в Школе Бога – Духа. После очередной катастрофы на нашей планете люди вновь оказались раздроблены и разобщены, наступила эпоха уединения. Сформировалось четыре очага духовных исканий. Школа Бога – Духа Святого (Восток, Китай, дальний Восток, Индия). Школа Матери, как Бога (культы Исиды, плодородия – Египет, Африка). Школа Бога – Творца и Школа Бога – Спасителя. Затем эти понимания Бога стали «сшиваться» в двуединства, триединства. Христианство говорит о Боге уже как Отце, Сыне и Святом Духе. И много единства. Бог становится и Творцом и Спасителем и Судиёй. То есть, в Нём никак не исчезают, а только наращиваются открываемые нами в нашей духовной работе Потенциальности. Бог и Мир растут вместе с нами. Дух как потенциальность Всего, неуничтожим. Он может только возрастать. Чтобы понять это предметней, надо, чтобы в ходе духовной работы ваши глаза «открылись к Вечности» и процессам в ней. Это достижимо на уровнях психодинамика и телеолога. Путям такого достижения и посвящена эта книга. Местом записи этой потенциальности как информации может служить информационно-фазовое состояние вещества. На сегодня известны естественные информационно-фазовые среды – это вакуум и вода, человеческий мозг. Создаётся и искусственная информационно-фазовая среда – это Интернет. Всё материальное и жизнь в том числе, возникает как раз из Духа, из Потенциальности. И в неё же и погружается, проходя через точки сингулярности (как говорили Аркты – точки Альва) и исчезая с горизонта событий во времени. О Духовности. Развитие искусственной информационно-фазовой среды в виде Интернета никак не приближает человека к пониманию и узнаванию Бога - Духа. Тому, который понимает Сеть на уровне «чайника», она кажется чем-то вроде магии. Тому, кто в ней разбирается мастерски, открывается бездна, разделяющая то, что создаём мы, люди, от того, что создал Бог. И это понимание – великий духовный успех. С такого понимания и начинается духовность. «Знающий умалится, умалившийся прозреет, прозревший сам станет светом» (Кумранские рукописи) Есть более упрощённое, но зато стреляющее точно в цель понимание духовности, которое принадлежит авиационному врачу, лётчику, инженерному психологу В.А. Пономаренко. «Духовность – это то, что отличает человека от животного». Тут все расмышлизмы о необходимости духовной работы просто отпадают сами собой. Не хочешь становиться духовным - оставайся скотиной. И не обижайся, что с тобой обращаются как со скотиной. В духовности следует различать два взаимосвязанных и взаимообуславливающих направления. Это духовность религиозная и духовность светская. Взаимосвязь их проста: «вера без знания слепа, а знание без веры – мертво», или, ещё точнее: «Знать чтобы верить и верить - чтобы Знать». Религиозная духовность консервативна. Её задача – сохранить мир таким, как он есть, удержать Реальность. Это делается на основе высшего Откровения, в котором зафиксированы лучшие человеческие достижения в области его духовности, морали и этики. Реальность удерживается при помощи литургического цикла. Это подарок уходящего времени. Светская духовность обезпечивает освоение развивающейся, усложняющейся, обновляющейся жизни. Это давление наплывающего времени. Это «вторая нога» человеческой духовности. За ней надо следить, чтобы она не разрушила тысячелетние устои ради сиюминутной очевидности. Но от неё невозможно отказаться, не рискуя быть отброшенным в историческом движении. К примеру. Наука не является религиозным занятием. Она явно не относится к религиозной духовности. Но кто может сказать, что это занятие бездуховное? Лошади наукой не занимаются. Если Дух есть потенциальность возможного, а наука эту потенциальность открывает – то и это есть духовность. Есть множество духовных занятий светского характера. Сегодня для России всё актуальней становится проблема восстановления духовности светской. Ибо в любой конфессии всегда найдутся радикалы, объявляющие всех остальных неправоверными. И тогда вновь начнётся «возгонка праведности», всегда заканчивающаяся религиозной войной. Светская духовность – это общее пространство контактирования людей, пространство построения толерантности, буфер для разбора мнений и место диалога. Это книга (Психоэкология реальности - Русское Бардо) о духовности светской. Автор ни в коей мере не претендует на религиозно-духовное исследование. Некоторые оголтелые, безграмотные и потому воинствующие невежды говорят: но тогда как вы смеете говорить о Боге? Интересно, почему о Нём разрешено говорить только им? Они что, Его приватизировали? Я верю в Бога и верю Богу. Другое дело, каким путём я начал верить и затем укрепился в вере. Есть прямой путь: читай что написано в Библии и делай всё по написанному. Это не по мне, ибо здесь я как бы исключён из процесса постижения истин. Всё уже до меня постигнуто. Есть и был путь волхвов. Не надо забывать, что именно волхвы вычислили место рождения, первыми нашли и поклонились Младенцу. Волхвы – символ светской духовности. Бог не навязчив. Он не открывается тому, кто Его не ищет. |
|