18:52 Головы из Ифе![]() |
|
Как-то вечером в порту Гамбурга, в 1910 году состоялся разговор между двумя мужчинами, светлокожим и чернокожим. Речь шла о таинственном городе Ифе - священном граде народа йоруба, поклонявшегося африканскому Посейдону, божеству богатства и моря Олокуну. Удивительным ритуалом этого загадочного культа было выкапывание «превратившихся в камень» голов предков. ЧТО СКРЫВАЛА ЗЕМЛЯ Разговор в Гамбурге послужил отправной точкой для активного исследования одной из самых загадочных культур на побережье Западной Африки - культуры Ифе. Европейцем, что беседовал с матросом-йоруба в гамбургском порту, был известный немецкий этнограф Лео Фробениус. Он услышал восторженные речи о святилищах, что окружают священный град, о почитании Олокуна и ещё много о чём, что так греет душу этнографа и так похоже на сенсацию. Услышал — и загорелся во что бы то ни стало попасть в этот заповедный край африканского континента. Но поначалу в Африке его ждало страшное разочарование. Вместо грандиозных культовых сооружений он наткнулся лишь на обыкновенные тропические рощи, сплошь покрытые лианами и кое-где отмеченные безвкусно вырубленными каменными изображениями. Ни о какой удивительной культуре здесь не могло быть и речи. Счастье Лео Фробениуса, что он, не поддавшись горьким эмоциям, не развернулся и не уехал сразу, а принялся исследовать то «убожество», что предстало перед его глазами в тропических кущах. И был вознаграждён за своё упорство. Однажды, дотошно изучая одну из нескольких священных рощ, он внезапно наткнулся на два куска терракоты, торчащие из земли. Присмотревшись внимательнее, он с изумлением обнаружил, что это... куски разбитого человеческого лица! ![]() Позже Фробениус напишет: «...когда я видел эти фрагменты, я в полной мере осознал смысл того, что мне было сказано. Здесь находились остатки очень древнего и замечательного типа искусства, бесконечно более прекрасного, чем грубые каменные образы». ПОТЕРЯННАЯ АТЛАНТИДА Находка так воодушевила Фробениуса, что он вместе со своим помощником вручную принялся прорывать тоннель под рощей Олокуна. И тут бесценные находки посыпались как из рога изобилия. «Необыкновенно живые, редкого изящества терракотовые головы с чётко выраженными характерными чертами» встречались не только на поверхности, но и на приличной глубине почти в шесть метров. ![]() Йоруба с интересом наблюдали за успехами европейского одержимого копателя. Возможно, сделанные им находки их тоже впечатлили, поскольку после долгих уговоров один из жрецов рощи Олокуна даже согласился продемонстрировать европейцу нечто необычное. ![]() Фробениус писал, что увидел «голову изумительной красоты, восхитительно отлитую из античной бронзы, полную жизни, покрытую патиной великолепного тёмно-зелёного оттенка». Полный азарта, Фробениус принялся торговаться за драгоценную голову. И, что самое удивительное, он умудрился её купить у жреца по весьма сходной цене: б фунтов стерлингов плюс бутылка шотландского виски и высокий стакан. Впрочем, радоваться столь удачной сделке ему пришлось недолго. О покупке стало известно местной британской администрации. Разразился практически международный скандал. Британцы объявили сделку недействительной и заставили предприимчивого немца вернуть драгоценную голову. Дальнейшая судьба её, кстати, весьма печальна: её заменили копией, а сама она исчезла, и до сих пор её оригинал не найден. Фробениус, как и подавляющее большинство европейцев того времени, считал, что подобные шедевры, в которых есть «симметрия, жизненность, изысканность форм» и которые «напоминают о древней Греции», не могли быть созданы примитивными африканцами. А потому был уверен, что прекрасные головы неведомых божеств создавались древними европейцами, а именно - представителями морских народов Средиземноморья. И поскольку местных версий подобного искусства он не нашёл, то покинул Ифе в абсолютной уверенности, что отыскал потерянную Атлантиду. АТЛАНТИДА ОТМЕНЯЕТСЯ Через 30 лет эта история об «африканской Атлантиде» получила неожиданное продолжение. То, что не было найдено Фробениусом, нашёл британский курсант Бернард Фегг в 1943 году. Один из инженеров, работавший на шахте на плато Джосс, показал ему терракотовую голову, которую приобрёл у шахтёра, использовавшего эту голову у себя на огороде... в качестве пугала. ![]() Едва взглянув на голову, Фегг сразу понял, какую ценность держит в руках. И, заручившись поддержкой, принялся искать другие скульптуры. Позже эта заново откопанная культура получила название Нок - по месту, где были сделаны первые находки. ![]() Считается, что искусство культуры Нок было тем самым недостающим звеном, что соединило искусство культуры Ифе (VII век н. э.) с более ранними эпохами. Культуру Нок и культуру Ифе разделяет тысяча лет. Радиокарбонный анализ показал, что культура Нок существовала с V века до н. э. до 200 года н. э. Однако изящество и лёгкость исполнения её скульптур говорит о том, что они являются результатом долгой эволюции в искусстве, начало которой теряется во мраке бесчисленных веков. И то, что на скульптурах изображены люди африканской расы, указывает, что их творили вовсе не мифические атланты, а именно «примитивные» африканцы. ДЛЯ ЧЕГО ГОЛОВЫ? Поразительно реалистичное исполнение скульптур, включая недостатки внешности и даже уродства, заставляли предположить, что скульптуры, по крайней мере, большая их часть, изображали реальных людей, скорее, представителей аристократии. Однако для чего служили эти натуралистические изображения -вопрос непростой. В 1972 году английский археолог Питер Гарлейк сделал открытие, которое должно было бы объяснить практическое предназначение загадочных скульптур, но на деле всё ещё более усложнилось. Гарлейку повезло найти целый сосуд 600-летней давности, чьё основание было украшено тремя керамическими головами. Причём одна из них походила на портрет, а две другие имели специфическую конусообразную форму. Всё это стояло в построенном рядом святилище из соломы. Святилище было окружено изображениями ритуальных предметов: коровьими рогами, кинжалом, бараном и... перевёрнутого вниз головой трупа человека в корзине. Гарлейк также обнаружил неподалёку ( россыпь железных гвоздей - их количество наводило на мысль, что в незапамятные времена здесь стояло некое деревянное здание. В его центре возвышались груда разбитых терракотовых статуэток и фрагменты костей конечности и туловища человека. А поблизости обнаружилось и вовсе нечто страшное: холм из 40 человеческих черепов. Были ли эти черепа свидетельством давнего жертвоприношения - непонятно. Ясно только одно - когда-то в этом зловещем месте проводился какой-то ритуал, и скульптуры имели к нему непосредственное отношение. ТЕНИ НАД МИФАМИ Несмотря на мрачную тень, что теперь падала на головы и скульптуры Ифе, ряд учёных высказывают предположение, что по этим скульптурам можно отследить изменения мифологии йоруба, а сами древние мифы благодаря археологическим раскопкам обретают реалистичные черты. Согласно одному из мифов, бог Одудува сошёл на землю в Ифе - центре всего мироздания - и стал его первым царём. У него было 16 детей, которые затем стали основателями государств народа йоруба. Согласно же другим мифам, Одудува пришёл из Египта или даже Мекки. И тут археология неожиданно нашла подтверждение этой «сказке»: действительно, в начале второго тысячелетия нашей эры в Ифе прибыла группа неких переселенцев, обладавших сильным влиянием. Переселенцы подарили местным изысканную художественную традицию и мастерство отливки из латуни. Так слились древние традиции искусства с традициями новыми. Но самое главное - новые люди принесли с собой идею божественного царства. Прежняя мифология в интересах правителей подверглась переработке в своеобразную «историю» государства, в которой первоначальный образ богов изменился кардинально, а правящие династии обожествлялись. Так, местность Ифе стала считаться центром мира и местом рождения 16-ти божественных отпрысков. Правители 16 областей Ифе для коронации всегда отправлялись именно в этот священный город. В период расцвета город стал центром массового паломничества к всемогущим богам йоруба. В 1949 году в ходе археологических исследований удалось установить точное расположение зданий Ифе. Разбитая керамика образовывала участки правильной формы, обозначая внутреннее пространство жилищ, а также проходы, вокруг которых располагались дома. Каждый дом имел собственный сад, а все жилища концентрировались вокруг царского дворца в центре Ифе. Окружавшие Ифе стены образуют множество колец, что говорит о том, что священный город постоянно рос. Его закат пришёлся на XVI век нашей эры. «Эстафетную палочку» перехватило расцветшее к этому времени соседнее могучее государство Бенин, ставшее последним царством африканских лесов, сохранившим свою независимость в эпоху колониального захвата. Остальная Западная Африка была разодрана жадными европейскими державами на мелкие куски. ![]() |
|
|
| Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
| Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
| Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
| Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
| Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
| Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
| Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
| Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
| Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
| Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
| Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
| История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
| Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
| Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
| Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |








