03:42 Грузовой корабль ATV-5 «ЖОРЖ ЛЕМЕТР» успешно состыковался с МКС. |
Во вторник Европа перевернула страницу в своей истории космических полетов, - вчера последний космический автоматический грузовик ATV(Automated Transfer Vehicle) успешно состыковался с Международной Космической Станцией. Пятый и последний по счету аппарат из серии ATV, который носит имя Жоржа Леметра (Georges Lemaitre), - «отца» теории Большого Взрыва, - является самым сложным космическим аппаратом, когда-либо построенным в Европе. ATV достиг цели в 17:30 по московскому времени, как и было запланировано, на высоте 400 километров над поверхностью Земли, на скорости 28 800 километров в час, - сообщает Европейское Космическое Агентство. Аппарат, вес которого более 20 тонн, доставил на МКС самую большую рабочую нагрузку, вес которой – более 6,6 тонн, в том числе 850 литров питьевой воды и три тонны топлива. После разгрузки капсула будет служить дополнительным рабочим и жилым пространством для астронавтов, кроме того, ее двигатели будут использованы для того, чтобы поднять орбиту космической станции, которая из-за сопротивления атмосферы каждый день опускается. По завершении миссии, продолжительность которой шесть месяцев, аппарат, нагруженный мусором и отходами, отстыкуется от МКС и сгорит во время повторного входа в атмосферу Земли над южной частью Тихого океана. Справка: Автоматический грузовой корабль АТV (Automated Transfer Vehicle) предназначен для доставки на Международную космическую станцию (МКС) различных грузов (топлива, запасов кислорода и азота, воды,продуктов питания, научной аппаратуры, дополнительного оборудования, расходуемых материалов и т.д.), проведения коррекций орбиты МКС и эвакуации с МКС удаляемого оборудования, твёрдых и жидких отходов. Заказчик Европейское космическое агентство (ЕКА) Разработчики-изготовители Головной - Европейский космический концерн ЕАDS Astrium (Франция). В создании АТV участвовали 10 стран - членов ЕКА, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва (Россия) и некоторые компании США. Грузовой космический корабль АТУ конструктивно состоит из двух отсеков: герметичного и негерметичного. Герметичный отсек построен на базе итальянского многоцелевого модуля МРLМ, который был разработан специально для программы МКС. Два таких модуля под названием «Леонардо» и «Рафаэлло» уже использовались для снабжения МКС различны ми грузами при полётах кораблей системы «Спейс шаттл». Они доставлялись на станцию на борту шаттла и с помощью манипулятора пристыковывались к одному из свободных портов американского сегмента. «Леонардо» совершил четыре полёта на МКС, «Рафаэлло» - три. Объём герметичного отсека АТV - 48 кубических метров. В нём может быть размещено до 5,5 тонн сухих грузов. Негерметичный отсек также используется для доставки некоторых грузов. В этом отсеке имеются 22 сферические ёмкости различных размеров. Они предназначены для доставки на МКС питьевой воды (до 840 килограммов ), кислорода и азота (в сумме до 100 килограммов ), компонентов топлива для реактивных двигателей станции (до 860 килограммов). Кроме того, предпо лагается, что для нужд станции (формирования её рабочей орбиты, проведения манёвров уклонения от космического «мусора», управления ориентацией) можно будет использовать около 1400 килограммов топлива двигательной установки самого АТV . В негерметичном отсеке находится большая часть бортовых служебных систем, таких как системы обеспечения движением космического корабля, электропитания, связи, вычислительный комплекс и др. На негерметичном отсеке установлены четыре солнечных батареи общей площадью 33,6 квадратных метра. Их суммарная мощность - 4800 ватт. Размах панелей солнечных батарей- 22,3 метра. Панели независимы в управлении и самостоятельно ори ентируются на Солнце. В состав двигательной установки АТV входят четыре основных двигателя с суммарной тягой 490 ньютонов для обеспечения маневрирования на орбите и 28 двигателей с суммарной тягой 220 ньютонов для управления ориентацией и причаливания к станции. Аппаратура контроля параметров сближения (на базе системы «Курс»), стыковочный узел, система дозаправки МКС топливом, телекамера и пульт управления АТV с дисплеем для контроля экипажем станции безопасности процесса сближения изготовлены в России. Стыковка АТV производится к российскому служебному модулю «Звезда». |
|