XV век. Мексика. Бесконечные войны, кровавые человеческие жертвоприношения. До поэзии ли, до философии ли тут? Оказалось, что «когда грохочут пушки», музы молчат далеко не всегда. И подтверждение тому – история жизни Несауалькойотля, правителя древнего города Тескоко.
Бегство от убийц
Горельеф Несауалькойотля на одном из зданий в северомексиканском городе Циудад
Начиналось его владычество не радужно. Предводитель индейцев-тепанеков захватил в Тескоко власть, когда принцу Несауалькойотлю едва исполнилось 16. Юному наследнику престола, который видел смерть отца, пришлось спасаться бегством. Принца схватили и бросили в подземелье, но друзья помогли ему бежать. Несауалькойотль нашел приют в городе Теночтитлан, который вскоре станет центром огромной империи ацтеков, но пока, как и Тескоко, подчиняется тепанекам.
В Теночтитлане принц прожил восемь лет, посвятив это время учебе. Как ни странно, узурпатор оставил беглеца в покое.
Но вот правитель тепанеков умер, и власть перешла к его сыну, надменному Маштле. Несауалькойотль явился к новому владыке на поклон, но Маштла повернулся к нему спиной. Намек был понят. Принц возвратился на родину, в Тескоко. Но вскоре там появились посланцы Маштлы, которые должны были убить Несауалькойотля. Он встретил их в саду, играя в мяч, и пригласил во дворец отдохнуть. Пока подосланные убийцы устраивались, принц перешел в соседнее помещение, где стояла курильница.
Слуги подбросили туда столько благовоний, что густой ароматный дым скрыл Несауалькойотля от тепанекских воинов и дал ему возможность уйти тайным ходом.
Тройственный союз
Ацтеки считали, что человеческая кровь нужна Солнцу, чтобы совершать свой путь по небу
Тепанекский тиран назначил награду за его голову. Несауалькойотль
скрывался в лесах и пещерах. Несколько раз преследователям удавалось
напасть на его след, но народ не выдал наследника престола. Его укрывали
в хижинах, прятали под вязанками хвороста и даже… в большом барабане!
Но принц не только убегал от врагов – он готовил ответный удар.
Несауалькойотль сговорился с ацтеками Теночтитлана, пострадавшими от
Маштлы, те, в свою очередь, достигли соглашения с жителями Тлакопана,
города, расположенного недалеко от столицы тепанеков Аскапоцалько.
Ацтеки напали с тыла, тескокцы присоединились к ним. Аскапоцалько пал.
Маштла бежал в купальни, но был вытащен оттуда и принесен в жертву
богам. Его город предали огню, а земли тепанеков раздали отличившимся
воинам из городов Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан.
Правители этих городов заключили союз. Согласно условиям договора, они вели боевые действия совместно.
Несауалькойотль стремился возвратить своему государству прежнее влияние.
Он пока не предвидел, что, образуя тройственный союз для совместной
обороны и успешного противостояния врагам, закладывает основу могущества
государства, которое в дальнейшем превзойдет Тескоко.
Вся власть – Совету музыки!
Верховное божество Тлоке Науаке
Доколумбовая Мексика, XV век. А как знакомо звучит!
«Хождения в народ»
Древний Теночтитлан. Здесь нашел приют юный наследник престола
Рассказывают, что однажды Несауалькойотль обратил внимание на мальчика, собирающего в поле прутья на топливо, и спросил его:
– Почему ты не идешь в лес? Там этого добра достаточно.
– Нельзя, – ответил мальчик. – Это лес государя. Он велит казнить меня, если узнает.
– А что за человек твой государь? – поинтересовался переодетый правитель.
– Очень жестокий. Он отказывает людям в том, что им дает бог.
Несауалькойотль посоветовал мальчику все-таки пойти за валежником в лес, уверяя, что вряд ли кто-либо окажется в курсе этого поступка. Но мальчик с негодованием отказался.
Вернувшись во дворец, Несауалькойотль велел привести к себе ребенка и его родителей. Мальчик испугался, узнав в тлатоани того, с кем недавно разговаривал. Монарх успокоил его и похвалил за уважение к законам. Потом наградил родителей за хорошее воспитание сына, а после издал указ, в котором позволял народу собирать в царских лесах хворост, но запрещал трогать деревья. Таким образом, «хождения в народ» позволяли смягчить положение подданных.
«Цветы и песни»
Благодаря археологическим раскопкам перед нами предстает прошлое Тескоко
Несауалькойотль показал себя также отличным архитектором и инженером-гидравликом. По его проекту были возведены дворец в Тескоко, загородная резиденция в Тескоцинко с высеченными в скале купальнями.
Тлатоани сам сконструировал дамбу длиной 16,5 км, оберегающую Теночтитлан от наводнений, а также множество более мелких плотин, соединив их в систему. По проектам правителя разбивались многочисленные сады.
Для себя он тоже создал сады – зоологический и ботанический, – в которых были собраны редкие виды растений и животных.
Но главное, чем прославился правитель Тескоко – философскими воззрениями, умением слагать стихи и вообще – своим отношением к поэзии.
В то время у народов доколумбовой Мезоамерики процветал культ человеческих жертвоприношений. По представлениям ацтеков, Солнцу для совершения пути по небу нужна была кровь.
Чтобы не дать светилу погаснуть, ацтеки вели бесконечные войны, приносили в жертву тысячи людей. Так называемая военно-мистическая концепция была ведущей идеологией в Теночтитлане. Несауалькойотль противопоставил ей гуманную концепцию «цветов и песен», а целый сонм богов попытался заменить одним – невидимым и непостижимым Дарителем Жизни.
Игнорируя запутанный ацтекский мифологический пантеон, мудрецы, и среди них Несауалькойотль, обращались к древнему наследию тольтеков. Ориентируясь на тольтекское дуалистическое божество Ометеотль (Двуединый), они создали концепцию верховного божества Тлоке Науаке (Хозяина Непосредственной Близости).
Тлоке Науаке пронизывает весь мир, отмечая своей божественной сутью каждую вещь и любое живое существо.
Однако он присутствует в живой и неживой материи пассивно. Задача людей – выявить в себе божественное начало, обрести истину и противостоять смерти. А достигается это только через творческое созидание, через искусство, сохраняющееся и после перехода человека в мир иной. Ацтекские слова «ин шочитль ин куэкатль» («цветы и песни») как единственная истина на земле, стали символизировать искусство, творчество, поэзию – высшие проявления человеческого духа, одерживающие победу над смертью. На таких постулатах и держалась гуманная философия последователей тлатоани.
Победивший смерть
Да, Несауалькойотлю не удалось полностью покончить с культом
человеческих жертвоприношений и сделать монотеизм государственной
религией. Но все-таки тлатоани бросил вызов кровавым богам: на священной
территории, рядом с капищами ацтекских идолов, он воздвиг храм
Непостижимому Богу, причине причин. В старости Несауалькойотль вдруг
начал сомневался, что «цветы и песни» помогут ему обрести бессмертие,
что память о его делах сохранится. Но время показало, что он тревожился
напрасно.
Легенды о правлении Несауалькойотля были записаны его дальним потомком
Иштлильшочитлем уже во времена испанского господства. Поэзия
Несауалькойотля пережила века и даже сейчас звучит удивительно свежо.
«Цветы и песни» помогли ацтекскому правителю-философу победить смерть, преодолев ход времени.