Пятница, 27.12.2024, 20:08
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты



10:11
Исповедь Л.Н.Толстого




Исповедь

(Вступление к не напечатанному сочинению). В 1882 году в России появилась тайно передававшаяся из рук в руки толстовская «Исповедь». Она произвела на читателей неизгладимое впечатление. Никогда со времен «Исповеди» Руссо не появлялось человеческого документа, в котором искренний и бесстрашный рассказ о духовных исканиях личности сочетался бы со столь беспощадной критикой окружающей действительности.
Эта статья при жизни Л.Н.Толстого не было напечатана в России, хотя она нашла свое место в печатных изданиях в 16-ти странах мира. Но он всегда был уверен, что придет такое время, когда в России напечатают эту «Исповедь» в прессе для широкого читателя, что произошло только после социалистической революции. Я не уверен, в том, что напечатали бы ее сегодня, при таком возросшем влиянии церкви на наше общество в настоящее время.
Я многих расспрашивал о том, читал ли кто эту статью, но, к моему большому со-жалению, не только почти никто не читал, но и не слышал о ней.




«Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства, и во все времена моего отрочества и юности. Вставая рано к церковной службе, я знал, что делал хорошо уже только потому, что для смирения своей гордости ума, для сближения с моим предками и современниками, для того, чтобы во имя искания смысла жизни я жертвовал своим телесным спокойствием. То же было при говении, при ежедневном чтении молитв с поклонами, то же при соблюдении всех постов. Как ни ничтожны были эти жертвы, эти были жертвы во имя хорошего. Я говел, постился, соблюдал временные молитвы дома и в церкви. В слушании служб церковных я вникал в каждое слово, когда мог. В обедне самые важные слова для меня были: «возлюби друг друга да единомыслием…» Дальнейшие слова: «исповедуем отца и сына и святого духа» - я пропускал, потому что не мог понять их.

Мне так необходимо было тогда верить, чтобы жить, что я бессознательно скрывал от себя противоречия и неясности вероучения. Но это осмысливание обрядов имело предел. Если я объяснял себе кое-как слова: «пресвятую владычицу нашу богородицу и всех святых помянувшие, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу-богу предадим». Если я объяснял частое повторение молитв о царе и его родных тем, что они более подлежат искушению, чем другие, и потому более требуют молитв. То молитвы о покорении под ноги врага и супостата я объяснял тем, что враг есть зло. Молитвы эти и другие, как херувимские и все таинство проскомидии или «взбранной воеводе» и т.п. и почти две трети всех служб или вовсе не имели объяснений, или я чувствовал, что я, подводя им объяснения, лгу и тем совсем разрушаю свое отношение к Богу, теряя совершенно всякую возможность веры.

То же я испытывал при праздновании главных праздников. Помнить день субботний, т.е. посвятить один день на обращение к Богу, мне было понятно. Но главный праздник был вспоминание о событии воскресения, действительность которого я не мог себе представить и понять. И этим именем воскресенья назывался еженедельно празднуемый день. И в эти дни совершалось таинство евхаристии, которое было мне совершенно непонятно. Остальные все двенадцать праздников, кроме Рождества, были вспоминания о чудесах, о том, о чем я старался не думать, чтобы не отрицать: вознесение, пятидесятница, богоявленье, покров и т.д.

Сильнее всего это происходило со мною при участии в самых обычных таинствах, считаемых самыми важными: крещении и причастии. Никогда не забуду мучительного чувства, испытанного мною в тот день, когда я причащался в первый раз после многих лет. Службы, исповедь, правила – все это было мне понятно и производило во мне радостное сознание того, что смысл жизни открывается мне. Самое причастие я объяснял себе, как действие, совершаемое в вспоминание Христа и означающее очищение от греха и полное восприятие учения Христа. Если это объяснение и было искусственно, то я не замечал его искусственности. Мне так радостно было, унижаясь и смиряясь перед духовником, простым робким священником, выворачиваясь всю грязь своей души, каясь в своих пороках, так радостно было сливаться мыслями со стремлениями отцов, писавших молитвы правил, так радостно было единение со всеми веровавшими и верующими, что я не чувствовал искусственности моего объяснения.

Но когда я подошел к царским дверям и священник заставил меня повторить то, что я верю, что то, что я буду глотать, есть истинное тело и кровь, меня резануло по сердцу; это мало что фальшивая нота, это жестокое требование кого-то такого, который, очевидно, никогда и не знал, что такое вера. Я смирился, проглотил эту кровь и тело без кощунственного чувства, с желанием поверить, но удар уже был нанесен.

Но я все же верил в то, что все религии мира чему-то учат. Просто мы должны понять истину.
Слушал я разговор безграмотного мужика-странника о боге, о вере, о жизни, о спасении, и знание веры открылось мне. Сближался я с народом, слушая его суждения о жизни, о вере, и я все больше и больше понимал истину. То же было со мною при чтении Четьи-Минеи и Прологов; это стало любимым моим чтением. Чтение это открывало мне смысл жизни. Там были жития Макария Великого, Иоасафа-царевича (история Будды), там были слова Иоанна Златоуста, слова о путнике в колодце, о монахе, нашедшем золото, о Петре-мытаре; там история мучеников, всех заявлявших одно, что смерть не исключает жизнь; там истории о спасшихся безграмотных, глупых и не знающих ничего об учениях церкви. Я сближался с верующими разных исповеданий: католиками, протестантами, старообрядцами, молоканами и др.

И много я встречал из них людей нравственно высоких и истинно верующих. Я желал быть братом этих людей. И что же? То учение, которое обещало мне соединить всех единою верою и любовью, это самое учение в лице своих лучших представителей сказ ало мне, что это все люди, находящиеся во лжи, что то, что дает им силу жизни, есть искушение дьявола и что мы одни в обладании единой возможной истины. И я увидел, что всех, не исповедующих одинаково с ним веру, православные считают еретиками, точь-в-точь так же, как католики и другие считают православие еретичеством. Я увидел, что ко всем, не исповедующим внешними символами и словами свою веру так же, как православные, православные, хотя и пытаются это скрыть это, относятся враждебно, как оно должно и быть.

Во-первых, потому, что утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жестокое слово, которое может сказать один человек другому, и, во-вторых, потому, что человек, любящий детей и братьев своих, не может не относиться враждебно к людям, желающим обратить его детей и братьев в веру ложную. И враждебность эта усиливается по мере большего знания вероучения. И мне, полагавшему истину в единении любви, невольно бросалось в глаза то, что самое вероучение разрушает то, что оно должно произвести.

В это время случилась война в России. И русские стали во имя христианской любви убивать своих братьев. Не думать об этом нельзя было. Не видеть, что убийство есть зло, противное самым первым основам всякой веры, нельзя было. А вместе с тем в церкви молились об успехе нашего оружия, и учителя веры признавали это убийство делом, вытекающим из веры. И не только эти убийства на войне, но во время тех смут, которые последовали за войной, я видел членов церкви, учителей ее, монахов, схимников, которые одобряли убийство заблудших беспомощных юношей. И я обратил внимание на все то, что делается людьми, исповедующими христианство, и ужаснулся.

Сегодня, церковнослужитель, в своем выступлении по телеканалу «Союз» оправдывает и приветствует закон о смертной казни, находя оправдывающие аргументы для этого убийства. Неужели этот богослов не понимает того, что оставив преступнику жизнь, мы ему дает возможность, со временем покаяться в своих грехах и даже, возможно, вернуться к Богу. Тем более, напугать преступника пожизненным заключением намного реальнее, чем мгновенной смертью.

Отпадание от веры произошло во мне так же, как оно происходило и происходит теперь в людях. Оно, как мне кажется, происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему. Вероучение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться и в собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним. Вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от нее. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением. А некоторые верующие самый предмет веры делают средством для достижения каких бы то ни было временных целей. (Эти люди – самые коренные неверующие, потому что если вера для них – средство для достижения каких-нибудь житейских целей, то уже, наверное, не вера).

Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства, но я верил во что-то. Во что я верил, я никак не мог сказать. Верил я и в Бога, или, скорее, я не отрицал Бога, но какого Бога, я бы не мог сказать; не отрицал я и Христа и его учение, но в чем его учение, я тоже не мог бы сказать.
Первым сомнением вероучения было то, что я стал замечать, что жрецы этой веры не все были согласны между собою. Одни говорили: мы самые хорошие и полезные учителя, мы учим тому, что нужно, а другие учат неправильно. А другие говорили: нет, мы - настоящие, а вы учите неправильно. И они спорили, ссорились, бранились, обманывали, плутовали друг против друга. Кроме того, было много между ними людей и не заботящихся о том, кто прав, кто не прав, а просто достигающих своих корыстных целей с помощью этой нашей деятельности. Все это заставило меня усомниться в истинности нашей веры.

Кроме того, усомнившись в истинности самой веры писательской, я стал внимательнее наблюдать жрецов ее и убедился, что почти все жрецы этой веры были людьми безнравственные и, в большинстве, люди плохие, ничтожные по характерам – многие ниже тех людей, которых я встречал в моей прежней разгульной и военной жизни. Самоуверенные и довольные собой, как только могут быть довольны люди совсем святые или такие, которые и не знают, что такое святость. Люди мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта – обман».

В книге Свами Вивекананди, которая называется «Философия Йоги», на 11 странице есть такие слова: «Стать жрецом при храме считается с незапамятных времен в нашей стране (в Индии) унизительным: дело в том, что жрецы берут с народа деньги, как бы торгуют святыней, а на это смотрят еще более строго, чем на торговлю знанием, на взимание платы с учащихся».

«Теперь, вспоминая об этом времени, о своем настроении тогда и настроении тех людей (таких, впрочем, и теперь тысячи), мне и жалко, и страшно, и смешно – возникает именно то чувство, которое испытывает человек в доме сумасшедших.
Мы все тогда были убеждены, что нам нужно говорить и говорить, писать, печатать – как можно скорее, как можно больше, что все это нужно для блага человечества. И тысячи нас, отрицая, ругая один другого, все печатали, писали, поучая других. Сами ничего не зная, учили всех. И, не замечая того, что мы ничего не знаем, что на самый простой вопрос жизни: что хорошо, что дурно, - мы не знаем, что ответить, мы все, не слушая друг друга, все враз говорили, иногда потакая друг другу, восхваляя друг друга с тем, чтоб и мне потакали и меня хвалили, иногда же раздражаясь и перекрикивая друг друга, точно так, как в сумасшедшем доме.

Так я жил, но пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему, Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: «Зачем? Ну, а потом?»
Сначала мне казалось, что это так – бесцельные, неуместные вопросы. Мне казалось, что это все известно, и что, если я когда захочу заняться их разрешением, это не будет стоить мне труда, - что теперь только мне некогда этим заниматься, а когда вздумаю, тогда и найду ответы. Но чаще и чаще стали повторяться вопросы, настоятельнее и настоятельнее требовались ответы, и как точки падения все на одно место, сплотились эти вопросы без ответов в одно черное пятно.

Случилось то, что случается с каждым заболевающим смертельною внутреннею болезнью. Сначала появляются ничтожные признаки недомогания, на которые больной не обращает внимания, потом признаки эти повторяются чаще и чаще и сливаются в одно нераздельное по времени страдание. Страдание растет, и (человек?) не успеет оглянуться, как уже сознает, что то, что он принимал за недомогание, есть то, что для него значительнее всего в мире, что это – смерть.
То же случилось и со мной. Я понял, что это – не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что если повторяются все те же вопросы, то надо ответить на них. И я пытался ответить. Вопросы казались такими глупыми, простыми, детскими вопросами. Но только что я тронул их и попытался разрешить, я тотчас же убедился, во-первых, в том, что это не детские и глупые вопросы, а самые важные и глубокие вопросы в жизни, и, во-вторых, в том, что я не могу, сколько бы я ни думал, разрешить их.

Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог ни дышать, ни есть, ни пить; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным. Если я желал чего, то вперед знал, что, удовлетворю или не удовлетворю мое желание, из этого ничего не выйдет».

Очень жаль, что не в силах переписать всю «Исповедь», а только отрывки.
«Но может быть, я просмотрел что-нибудь, не понял чего-нибудь? – несколько раз говорил я себе. Не может же быть, чтобы это состояние отчаяния было свойственно людям». И я искал объяснения на мои вопросы во всех тех знаниях, которые приобрели люди. И я мучительно и долго искал, и не из праздного любопытства, не вяло искал, но искал мучительно, упорно, дни и ночи, искал, как ищет погибающий человек спасения, и ничего не нашел. И понял, что жизнь бессмысленна и ужасна.

Жизнь есть зло и бессмыслица, уничтожить ее. Так поступают редкие сильные и последовательные люди. Поняв всю глупость шутки, какая над нами сыграна, и поняв, что блага умерших паче благ живых и что лучше всего не быть, так и поступают и кончают сразу эту глупую шутку, благо есть средства: петля на шею, вода, нож, чтоб им проткнуть сердце, поезда на железных дорогах. И людей, поступающих так, становится все больше и больше. И поступают люди так большею частью в самый лучший период жизни, когда силы находятся в самом расцвете».

Как актуальны и сегодня эти слова. Сколько людей и сегодня кончают жизнь само-убийством. Если слова Толстого кого-нибудь остановят от самоубийства – будет еще одна великая заслуга ему от человечества.
«Сколько я ни направлял своего умственного внимания, кроме четырех выходов, я не видел еще ничего.

1. Тупость. Не понимать того, что жизнь есть бессмыслица, суета и зло, и что лучше не жить. И этим людям я не мог подражать: не имея их тупости воображения.

2. Пользоваться жизнью такою, какая есть, не думая о будущем. И этого не мог сделать. Я не мог радоваться минутной случайности, кинувшей на мгновение наслаждение на мою долю, когда знал, что есть старость, страдания, смерть.

3. Поняв, что жизнь есть зло и глупость, прекратить, убить себя. Я видел, что это самый достойный выход, и хотел поступить так.

4. Знать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать.

Если я не убил себя, то причиной тому было смутное сознание несправедливости моих мыслей. Как ни убедителен и несомненен казался мне ход моей мысли и мыслей мудрых, приведших нас к признанию бессмыслицы жизни, во мне оставалось неясное сомнение в истинности исходной точки моего рассуждения.
Оно было такое: Я, мой разум – признали, что жизнь не разумна. Если нет высшего разума (а его нет, и ничто доказать его не может), то разум есть творец жизни для меня. Не было бы разума, не было бы для меня и жизни. Как же этот разум отрицает жизнь, а он сам творец жизни? Или с другой стороны: если бы не было жизни, не было бы и моего разума, стало быть, разум есть сын жизни. Жизнь есть все. Разум есть плод жизни, и разум этот отрицает самую жизнь. Я чувствовал, что тут что-то неладно.

Жизнь есть бессмысленное зло, это несомненно, - говорил я себе, - Но я жил, живу еще, и жило и живет все человечество. Как же так? Зачем же оно живет, когда может не жить?
Что ж, я один с Шопенгауэром так умен, что понял бессмысленность и зло жизни?
Рассуждение о суете жизни не так хитро, и его делают давно и все самые простые люди, а жили и живут. Что ж, они-то все живут и никогда и не думают сомневаться в разумности жизни? Не все же они тупы воображением.

Мое знание, подтверждаемое мудростью мудрецов, открыло мне, что все на свете - органическое и неорганическое – все необыкновенно умно устроено, только мое одно положение глупо. А эти дураки – огромные массы простых людей – ничего не знают насчет того, как все органическое и неорганическое устроено на свете, а живут, и им кажется, что жизнь их очень разумно устроена!
И мне приходило в голову: а что как я чего-нибудь еще не знаю? Ведь точно так поступает незнание. Незнание ведь всегда это самое говорит. Когда оно не знает чего-нибудь, оно говорит, что глупо то, чего оно не знает. В самом деле, выходит так, что есть человечество целое, которое жило и живет, как будто понимая смысл своей жизни, ибо, не понимая его, оно не могло бы жить, а я говорю, что вся эта жизнь бессмыслица, и не могу жить.

Никто не мешает нам с Шопенгауэром отрицать жизнь. Но тогда убей себя – и не будешь рассуждать. Не нравится тебе жизнь, убей себя. А живешь, не можешь понять смысл жизни, так прекрати ее, а не вертись в этой жизни, рассказывая и расписывая, что ты не понимаешь жизни. Пришел в веселую компанию, всем очень хорошо, все знают, что они делают, а тебе скучно и противно, так уйди.
Ведь в самом деле, что же такое мы, убежденные в необходимости самоубийства и не решающиеся совершить его, как не самые слабые, непоследовательные и, говоря попросту, глупые люди, носящиеся со своею глупостью, как дурак с писаной торбой?
Ведь наша мудрость, как ни несомненно верна она, не дала нам знания смысла нашей жизни. Все же человечество, делающее жизнь, миллионы – не сомневаются в смысле жизни.

В самом деле, с тех давних, давних пор, как есть жизнь, о которой я что-нибудь да знаю, жили люди, зная то рассуждение о тщете жизни, которое мне показало ее бессмыслицу, и все-таки жили, придавая ей какой-то смысл. С тех пор как началась какая-нибудь жизнь людей, у них уже был смысл жизни, и они вели эту жизнь, дошедшую до меня. Все, что есть во мне и около меня, все это – плод их знания жизни. Те самые орудия мысли, которыми я обсуждаю эту жизнь и осуждаю ее, все это не мной, а ими сделано. Сам я родился, воспитался, вырос благодаря им. Они выкопали железо, научили рубить лес, приручили коров, лошадей, научили сеять, научили жить вместе, урядили нашу жизнь; они научили меня думать, говорить. И я - то, их произведение. Вскормленный, вспоенный, ими наученный, их мыслями и словами думающий, доказал им, что они – бессмыслица! «Тут что-то не так, - говорил я себе. – Где-нибудь я ошибся». Но в чем была ошибка, я никак не мог понять.

Все эти сомнения, которые теперь я в состоянии высказать более или менее связно, тогда я не мог бы высказать. Тогда я только чувствовал, что как ни логически неизбежны были мои, подтверждаемые величайшими мыслителями выводы о тщете жизни, в них было что-то неладно. В самом ли рассуждении, в постановке ли вопроса, я не знал; я чувствовал только, что убедительность разумная была совершенная, но что ее было мало. Все эти доводы не могли убедить меня так, чтобы я сказал то, что вытекало из моих рассуждений, т.е. чтоб я убедил себя. И я бы сказал неправду, если бы сказал, что разумом пришел к тому, к чему я пришел, и не убил себя. Разум работал, но работало и еще что-то другое, что я не могу назвать иначе, как сознанием жизни. Работала еще та сила, которая заставляла меня обращать внимание на то, а не на это, и эта-то сила и вывела меня из моего отчаянного положения и совершенно иначе направила разум. Эта сила заставила меня обратить внимание на то, что я с сотнями подобных мне людей не есть все человечество, что жизни человечества я еще не знаю.

Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество – признает этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера, та самая, которую я не мог не откинуть. Это бог 1 и 3, это творение в 6 дней, дьяволы и ангелы и все то, чего я не могу принять, пока я не сошел с ума.

Положение мое было ужасное. Я знал, что я ничего не найду на пути разумного знания, кроме отрицания жизни, а там в вере – ничего, кроме отрицания разума, которое еще невозможнее, чем отрицание жизни. По разумному знанию выходило так, что жизнь есть зло. По вере выходило, что для того, чтобы понять смысл жизни, я должен отречься от разума, того самого, для которого нужен смысл.

Выходило противоречие, из которого было только два выхода: или то, что я называю разумным, не было разумно, как я думал; или то, что мне казалось неразумно, не было так неразумно, как я думал. И я стал проверять ход рассуждений моего разумного знания.
Проверяя ход рассуждений разумного знания, я нашел его совершенно правильным. Вывод о том, что жизнь есть ничто, был неизбежен; но я увидел ошибку. Ошибка была в том, что я мыслил несоответственно поставленному мною вопросу. Вопрос был тот: зачем мне жить, т.е. что выйдет настоящего, не уничтожающегося на моей призрачной, уничтожающейся жизни, которой смысл имеет мое конечное существование в этом бесконечном мире? И чтоб ответить на этот вопрос, я изучал жизнь.

Решение всех возможных вопросов жизни, очевидно, не могли удовлетворить меня, потому что мой вопрос, как он ни прост кажется сначала, включает в себя требование объяснения конечного бесконечным и наоборот.
Я спрашивал: какое вневременное, внепричинное, внепространственное значение моей жизни? А отвечал я на вопрос: какое временное, причинное и пространственное значение моей жизни? Вышло то, что после долгого труда мысли я ответил: никакого.
В рассуждениях моих я постоянно приравнивал, да и не мог поступить иначе, конечное к конечному и бесконечное к бесконечному. Потому у меня и выходило, что и должно было выходить: сила есть сила, вещество есть вещество, воля есть воля, бесконечность есть бесконечность, ничто есть ничто, и дальше ничего не могло выйти.

Было что-то подобное тому, что бывает в математике, когда, думая решать уравнение, решаешь тождество. Ход размышлений правилен, но в результате получается ответ: а = а, или Х = Х, или 0 = 0. То же самое случилось и с моим рассуждением по отношению к вопросу о значении моей жизни. Ответы, даваемые всей наукой на этот вопрос, - только тождество.

И действительно, строго разумное знание, то знание, которое, как это сделал Декарт, начинает с полного сомнения во всем. Откидывает всякое допущенное на веру знание и строит все вновь на законах разума и опыта – и не может дать иного ответа на вопрос жизни, как тот самый, который я и получил, - ответ неопределенный. Мне только показа-лось сначала, что знание дало положительный ответ – ответ Шопенгауэра: жизнь не имеет смысла, оно есть зло. Но, разобрав дело, я понял, что ответ не положительный, что мое чувство только выразило его так.

Ответ же строго выраженный, как он выражен и у барминов, и у Соломона, и у Шопенгауэра, есть только ответ неопределенный, или тожество: 0 = 0, жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто. Так что знание философское ничего не отрицает, а только отвечает, что вопрос этот не может быть решен им, что для него решение остается неопределенным. Поняв это, я понял, что и нельзя было искать в разумном знании ответа на мой вопрос и что ответ, даваемый разным знанием, есть только указание на то, что ответ может быть получен только при иной постановке вопроса, только тогда, когда в рассуждение будет введен вопрос отношения конечного к бесконечному.

Я понял и то, что, как не разумны и уродливы ответы, даваемые верою, они имеют то преимущество, что вводят в каждый ответ отношение конечного к бесконечному, без которого не может быть ответа. Как я ни поставлю вопрос: как мне жить? – ответ: по закону Божию. Что выйдет настоящего из моей жизни? – Вечные мучения или вечное блаженство. Какой смысл, неуничтожаемой смертью? - Соединение с бесконечным Богом, рай.

Так что, кроме разумного знания, которое мне прежде представлялось единственным, я был неизбежно приведен к признанию того, что у всего живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное – вера, дающая возможность жить. Вся неразумность веры оставалось для меня та же, как и прежде, но я не мог не признать того, что она одна дает человечеству ответы на вопросы жизни и, вследствие того, возможность жить.
Оглянувшись дальше на людей, на современных мне и отживших, я увидел одно и то же: где жизнь, там вера. С тех пор, как есть человечество, вера дает возможность жить, и главные черты веры везде и всегда одни и те же. Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Он должен верить в бесконечность. Без веры нельзя жить.

Что такое я? – Часть бесконечного. Душа моя вечна. Ведь уже в этих словах лежит вся задача. Неужели этот вопрос только со вчерашнего дня сделало себе человечество? И неужели никто до меня не сделал себе этого вопроса – вопроса такого простого, просящегося на язык каждому умному дитяти?
В это же самое время со мною случилось следующее. Во всё продолжение года, когда я почти всякую минуту спрашивал себя: не кончить ли петлей или пулей, - во всё это время, рядом с теми ходами мыслей и наблюдений, о которых я говорил, сердце мое томилось мучительным чувством. Чувство это я не могу назвать иначе, как исканием Бога.

Я говорю, что это искание Бога было не рассуждение, но чувство, потому что это искание вытекало не из моего хода мыслей, - оно было даже прямо противоположно им, - но оно вытекало из сердца. Это было чувство страха, сиротливости, одиночества среди всего чужого и надежды на чью-то помощь.
Несмотря на то, что я вполне был убежден в невозможности доказательства бытия Божия (Кант доказал мне, и я вполне понял его, что доказать этого нельзя), я все-таки искал Бога. Надеялся на то, что я найду Его, и обращался по старой привычке с мольбой к тому, чего я искал и не находил. То я проверял в уме доводы Канта и Шопенгауэра о невозможности доказательства бытия Божия, то я начинал опровергать их.

Причина, говорил я себе, не есть такая же категория мышления, как пространство и время. Если я есмь, то есть на то причина, и причина причин. И эта причина всего есть то, что называется Богом; и я останавливался на этой мысли и старался всем существом сознать присутствие этой причины. И как только я сознавал, что есть сила, во власти которой я нахожусь, так тотчас же я чувствовал возможность жизни. Но я спрашивал себя: «Что же такое эта причина, эта сила? Как мне думать о ней, как мне относиться к тому, что я называю Богом?» И только знакомые мне ответы приходили мне в голову: «Он – творец, промыслитель».

Ответы эти не удовлетворяли меня, и я чувствовал, что пропадает во мне то, что мне нужно для жизни. Я приходил в ужас и начал молиться тому, которого я искал, о том, чтобы он помог мне. И чем больше я молился, тем очевиднее мне было, что он не слышит меня, и что нет никого такого, к которому бы можно было обращаться. И с отчаянием в сердце о том, что нет и нет Бога, я говорил: «Господи, помилуй и спаси меня! Господи, научи меня, Бог мой!» Но никто не миловал меня, и я чувствовал, что жизнь моя останавливается.

Но опять и опять с разных других сторон я приходил к тому же признанию того, что не мог же я без всякого повода, причины и смысла явиться на свет, что не могу я быть таким выпавшим из гнезда птенцом, каким я себя чувствовал. Пускай я - выпавший птенец. Лежу на спине, пищу в высокой траве, но пищу оттого, что знаю, что меня в себе выносила мать, высиживала, грела, кормила, любила. Где она, эта мать? Если забросили меня, то кто же забросил? Не могу я скрыть от себя, что любя, родил меня кто-то. Кто же этот кто-то? – Опять Бог.

«Он знает и видит мои искания, отчаяние, борьбу. Он есть», - говорил я себе. И стоило мне на мгновение признать это, как тотчас же жизнь поднималось во мне, и я чувствовал и возможность, и радость бытия. Но опять от признания существования Бога я переходил к отыскиванию отношения к нему, и опять мне представлялся тот Бог, наш творец, в трех лицах, приславший сына-искупителя. И опять этот отдельный от мира, от меня Бог, как льдина, таял, таял на моих глазах, и опять ничего не оставалось, и опять иссыхал источник жизни. Я приходил в отчаяние и чувствовал, что мне нечего сделать другого, как убить себя. И, что было хуже всего, я чувствовал, что и этого я не могу сделать.

Не два, не три раза, а десятки, сотни раз приходил я в эти положения – то радости и оживления, то опять отчаяния и сознания невозможности жизни.
Помню, это было раннею весной, я один был в лесу, прислушиваясь к звукам леса. Я прислушивался и постоянно думал все об одном и том же эти последние три года. И опять искал Бога.
«Хорошо, нет никакого Бога, - говорил я себе, - нет такого, который бы был не мое представление, но действительность такая же, как вся моя жизнь; нет такого. И ничто, никакие чудеса не могут доказать такого, потому что чудеса будут мое представление, да еще неразумное».

«Но понятие мое о Боге, о том, которого я ищу? – спросил я себя. – Понятие-то это от-куда взялось?» И опять при этой мысли во мне поднялись радостные волны жизни. Все вокруг меня ожило, получило смысл. Но радость моя продолжалось недолго. Ум продолжал свою работу. «Понятие бога – не Бог, - сказал я себе. – Понятие есть то, что происходит во мне, понятие о Боге есть то, что я могу возбудить и могу не возбудить в себе. Это не то, чего я ищу. Я ищу того, без чего не могло быть жизни». И опять все стало умирать вокруг меня и во мне. И мне опять захотелось убить себя.

Но тут я оглянулся на самого себя, на то, что происходило во мне: и я вспомнил все эти сотни раз происходящие во мне умирания и оживления. Я вспомнил, что я живу только тогда, когда верю в Бога. Как было прежде, так и теперь, сказал я себе: стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в него, и я умираю. Что же такое эти оживления и умирания? Ведь я не живу, когда теряю веру в существование Бога, ведь я бы уж давно убил себя, если бы у меня не было смутной надежды найти Его. Ведь я живу, истинно живу только тогда, когда чувствую Его и ищу Его. Так чего же я ищу еще? – вскрикнул во мне голос. – Так вот Он – то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить – одно и то же. Бог есть жизнь.

«Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога». И сильнее чем когда-нибудь все осветилось во мне и вокруг меня, и свет этот уже не покидал меня. И я спасся от самоубийства.


Пропустим несколько страниц. Если кто хочет подробнее изучить этот вопрос, для него не составит большого труда. В этих страницах Толстой объясняет то, как он начал чувствовать в себе бесконечное и вечное – Душу (Душевное Существо). Как он пишет, «который не уничтожается смертью». Его рассуждения почти полностью совпадают с тем, о чем мы писали в главе «Душевное Существо».

На 157 странице 16 тома он описывает свой сверхреальный сон. Даже такой талант не мог описать сверхреальный сон. Как он пишет, «выразил в сжатом образе». По-видимому, такие сны показывают людям, которые начинают чувствовать свое Душевное Существо.
Я опять приведу слова Толстого: «Как только я начинал своим умом (интеллектуальным) рассуждать о существовании Бога и переходил к отыскиванию отношения к нему, и опять мне представлялся тот Бог, наш творец, в трех лицах, приславший сына-искупителя. И опять этот отдельный от мира, от меня Бог, как льдина, таял, таял на моих глазах, и опять ничего не оставалось, и опять иссыхал источник жизни, я приходил в отчаяние и чувствовал, что мне нечего сделать другого, как убить себя».



Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Гипотезы и прогнозы | Источник: http://zdorovie3.ru/index/ispoved_l_n_tolstogo/0-51| Просмотров: 1824 | Добавил: moldena21| | Теги: исповедь, Л.Н.Толстого | Рейтинг: 4.0/16

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 7
2
1 Сновид   (25.02.2015 11:18) [Материал]
"Сегодня, церковнослужитель, в своем выступлении по телеканалу «Союз» оправдывает и приветствует закон о смертной казни, находя оправдывающие аргументы для этого убийства." - как же ж долго жил этот замечательный человек...

2
2 Надёжа   (25.02.2015 11:44) [Материал]
Я что-то не поняла, где слова Толстого, а где измышления автора. Вернее это понятно, только это исповедь не Толстого, а автора. Название не соответствует.

А с автором во многом согласна.

Сегодня, церковнослужитель, в своем выступлении по телеканалу «Союз» оправдывает и приветствует закон о смертной казни

Судя по этому предложению, автор современник. Почему в конце нет имени автора.

-2
3 hawker   (25.02.2015 12:58) [Материал]
http://www.100bestbooks.ru/item_info.php?id=3330

Тут полный текст. Конечно, про телеканал Союз там ничего нет.

-3
4 hawker   (25.02.2015 13:14) [Материал]
Окончание Исповеди

И вижу, что я уж не вишу и не падаю, а держусь крепко. Я спрашиваю себя, как я держусь, ощупываюсь, оглядываюсь и вижу, что подо мной, под серединой моего тела, одна помоча, и что, глядя вверх, я лежу на ней в самом устойчивом равновесии, что она одна и держала прежде. И тут, как это бывает во сне, мне представляется тот механизм, посредством которого я держусь, очень естественным, понятным и несомненным, несмотря на то, что наяву этот механизм не имеет никакого смысла. Я во сне даже удивляюсь, как я не понимал этого раньше. Оказывается, что в головах у меня стоит столб, и твердость этого столба не подлежит никакому сомнению, несмотря на то, что стоять этому тонкому столбу не на чем. Потом от столба проведена петля как-то очень хитро и вместе просто, и если лежишь на этой петле серединой тела и смотришь вверх, то даже и вопроса не может быть о падении. Все это мне было ясно, и я был рад и спокоен. И как будто кто-то мне говорит: смотри же, запомни.

И я проснулся.


Столб- это внутренний стержень человека. Тонкая нить- это вера в Бога, в себя, это связь с Богом. Петля- это религия, церковь, которая и хитра, и лжива, но вместе с тем все просто и правильно.
Хорошо хоть Толстой себя не В петле, а НА петле увидел. smile

0
5 Россиянин   (25.02.2015 13:54) [Материал]
Автор, вырвал фрагмент размышления Толстого, действительно умного человека, из контекста и пытается передать какие то свои переживания. Нужно проверить, а это ли писал Толстой. Автор, ты о чем? О том что тебе хорошо во сне, так хапни сонотворного и балдей дальше. Или описывай своими словами. Да у Толстого есть размышление о Боге, но так же есть размышление о церкви. За что его и отлучили от церкви.

0
6 moldena21   (25.02.2015 22:37) [Материал]
ВОТ ЗДЕСЬ ПОЛНОСТЬЮ

http://tolstoy.ru/online/online-publicism/ispoved/

0
7 Nelly   (25.02.2015 23:33) [Материал]
Великий писатель, известный на весь мир...А как печально умер sad sad sad Никому не пожелаешь, разлученный с близкими и родными людьми, не имевший возможности сказать последнее прости.
Сестра писателя, проживавшая в то время в обители в Шамордино описывает в своих дневниках, приезд Льва Толстого в обитель и его желание встретиться с оптинским старцем о.Варсонофием. Его нерешительность и опасения, что старец не захочет его видеть из-за его взглядов. Сестра уговаривает брата не сомневаться в искреннем и добром расположении старца и настаивает на их встрече. Лев Толстой обещает встретиться со старцем завтра. НО((( Завтра приехал Четков В.Г. и увез Толстого из Оптиной.
"Действительно, если узкая антицерковность В. Г. Черткова не может восприниматься иначе, как его жизненное credo, то сказать то же о Л. Н. Толстом затруднительно. Многомерность писателя, его умение каяться в ошибках, круто менять свою жизнь, борясь с фаль шью и ложью, отмечались многими современниками, поэтому и видевшими в нем живую совесть России. Показательны приводимые автором слова В. Ф. Ходасевича, замечавшего, что если бы воссоединение Толстого с Церковью произошло, оно не было бы бесслед ным как для самого писателя, так и для всей России, ее религиозной, умственной и, может, политической жизни (см.: с. 91).

С такой позиции, полагаю, церковному историку корректнее всего смотреть на последнее путешествие Л. Н. Толстого и на действия В. Г. Черткова, сделавшего все возможное для недопущения к Л. Н. Толстому, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца о. Варсонофия. С такой позиции автор рецензируемой работы и смотрит на происходившие в 1910 году события. Он внимательно анализирует действия православных архипастырей и пастырей, искренне желавших воцерковления и сердечного примирения смертельно больного писателя с Церковью, — конечно, в том лишь случае, если бы он выразил желание отречься от своих прежних религиозных взглядов и произнес всего одно слово: «Каюсь». Но свободы действий у Л. Н. Толстого уже не было.

По утверждению отца Георгия, «сам Толстой, будучи в Опти ной пустыни, искал встречи с о. Иосифом, но она, к сожалению, так и не состоялась. Уже на вокзале писатель был полностью изолирован, ничего не зная о попытках Церкви дать ему возможность последнего покаяния» (с. 104). И в этом глубокая вина В. Г. Черткова, взявшего ответственность все решать за Л. Н. Толстого в последние часы его земного бытия. Отец Георгий полагает, что главная причина этого шага В. Г. Черткова — в тайне от семьи подписанное завещание яснополянского графа, т.е. бумаги, «процесс подготовки которой глу боко противоречил всем самым главным жизненным установкам писателя."

Чертков не допустил к умирающему Толстому не только, старца Варсонофия, но также и жену и сына приехавших в Астапово. Они также были допущены к Л. Толстому лишь когда он уже был в глубоком беспамятстве.
Очень печально умереть так, без близких и родных, без последнего утешения, будучи игрушкой в руках корыстного человека. Стоит задуматься...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]