18:44 Как создать невоспламеняющиеся аккумуляторы. |
Для этого американские исследователи предлагают заменить стандартный электролит перфторполиэфиром — негорючей жидкостью, широко применяющийся в качестве смазки в различных механизмах. Литий-ионные аккумуляторы используются повсеместно — от смартфонов и планшетов до электромобилей и авиалайнеров. Однако у источников питания этого типа есть серьёзный недостаток: они подвержены воспламенению из-за перегрева или повреждения. Хорошо, если речь идёт о небольшой батарее мобильного устройства. А если загорится аккумулятор пассажирского транспорта? Последствия могут быть самыми катастрофическими, и такие прецеденты уже есть: достаточно вспомнить нашумевшее воспламенение электроомобиля Tesla Model S и пожар на борту Boeing 787 Dreamliner. Воспламенение литий-ионных аккумуляторов электромобиля Tesla Model S(фото DailyTech). Причина загорания литий-ионных аккумуляторов кроется в электролите, в качестве которого применяется горючая жидкость. При зарядке батарей ионы лития перемещаются через электролит от одного электрода к другому. И в случае перезарядки может вспыхнуть пламя. Попытки создания негорючих электролитов предпринимались неоднократно, но добиться серьёзных успехов не удалось. Дело в том, что альтернативные вещества либо не удовлетворяют эксплуатационным требованиям, либо приводят к деградации источников питания и ухудшению их характеристик. Новое открытие, сделанное исследователями из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле (США), может изменить ситуацию. Пожар на авиалайнере Boeing 787 Dreamliner, вызванный загоранием аккумуляторов (фото Times Newspapers Limited). По заказу Управления военно-морских исследований ВМФ США исследователи изучали свойства различных веществ, которые предотвратили бы налипание микроорганизмов и водорослей на корпус корабля. Одним из кандидатов были перфторполиэфиры (PFPE) — жидкости, широко применяющиеся в качестве смазки во множестве механизмов. Оказалось, что химическая структура PFPE схожа со структурой полимерных электролитов, которые используются в литий-ионных аккумуляторах. Более того, в этом веществе довольно хорошо растворяются соли лития, что и позволяет ему неплохо чувствовать себя в качестве электролита. Плюс ко всему перфторполиэфиры не токсичны и не горят. Впрочем, прежде чем PFPE можно будет применять в коммерческих батареях, исследователям предстоит оптимизировать проводимость такого электролита и обеспечить необходимые эксплуатационные качества. |
|