02:10 Медиаскетизм |
Все чаще в социальной сети люди делятся желанием устроить себе «цифровое воздержание». Появляется много статей на тему: «Как я перестал пользоваться Фейсбуком и жить стало легче», «Как 30 дней без социальных сетей изменили мою жизнь», «Как я стал меньше пользоваться фэйсбуком и жить стало легче». На западе это носит название Digital Asceticism, Digital Diet, Digital Addiction. Социальные сети В 2011 году креативный директор, основатель британских агентств Саймон Уотерфол перечислил десять свойств будущего. Десятым трендом шло желание перейти хотя бы на некоторое время в состояние off: «я хочу выключить телефон, foursquare, twitter. Я хочу выключить все! Выключить все — это новая эмоция нашего времени.» Социальными сетями пользуется 99,7% среднесуточной аудитории рунета, или 30,9 млн человек, по данным Comscore. В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц. Это самый высокий показатель в мире. Российские пользователи находятся в зоне риска интернет-зависимости. Как формируется интернет зависимость Человек не доволен своей жизнью, своим телом, своими отношениями с окружающими, а тут рядом — виртуальный мир, в котором нет тела, и можно свою личность показать только с тех сторон, которые человеку удобны. Тогда человек проецирует свою жизнь в социальную сеть и там, в ментальном мире, ищет себе любовь и утверждение своей личности — постоянное подтверждение своего существования, получение лайков, поиск внимания со стороны других. Но так как реально страсти и желания человека в интернете не развиваются, а только замещаются и подавляются, то у человека проблемы недостатка внимания не разрешаются. Ко всему еще прибавляется еще и задержка развития личности. Личность стоит и не развивается — развивается ум, развиваются ментальные навыки, но развитие ответственности, понимание себя и забота о других замораживается. Появляется интернет зависимость. Сплошные расстройства Эффект плавленого сыра, в который интернет превращает наш мозг, проявляется в том, что мы перестаем адекватно оценивать реальность. С приходом интернета психологи все чаще замечают у людей следующие расстройство: расстройство структуры времени «Стоит сесть за комп, как все планы на смарку, часы и дни деваются неизвестно куда!» — знакомая ситуация? Интернет обладает свойством похищать внимание и деформировать время. Если раньше мы ложились спать, когда сядет солнце, с изобретением электрического света стали ложиться, когда выключим свет, то теперь тогда, когда закроем браузер. Интернет убил время. Время в интернете течет в зависимости от доступной человеку информации. Если в ленте один человек, чтение обновления займет пять минут, а если сто человек, то всю ночь. расстройство структуры информации После тысячи прочтенных твитов мы уже не так просто прочитаем статью в 5000 знаков, про серьезные книги в большинстве случаев не приходится говорить. Расстраиваются причинно-следственные связи, ведь перед вами мелькают сотни различных знаков: фото, тексты, видео, звуки — все, перемешиваясь, сливается в одну довольно бессмысленную кашу, восприятие становится фрагментарным, способность к анализу утрачивается. Мозг начинает лениться — зачем думать самому, если можно подождать комментария или нового поста. Зачем делать выводы, если этот пост сейчас уедет вниз, и можно переключить свое внимание на новое сообщение. расстройство личности Мы неадекватно оцениваем свою интернет-персону, которая, не стоит забывать, является лишь нашим дублем и никогда не равна нам по значению. Так что в следующий раз, размещая свое фото (для которого вы, и хватит это отрицать, полчаса выбирали ракурс, чтобы лоб не блестел и губки были как у уточки), вам надо будет вспомнить, что вы в образе обворожительной утки — не более чем платоновская идея. Утром же по-прежнему приходится сталкиваться в зеркале с тем, что есть на самом деле. А сколько раз вы, делая перепост, думали, что сделали хорошее дело, и сколько таких маленьких, непростительно мизерных мыслей составляли одну большую о том, какой вы благородный и великодушный человек. Нет. Мы по-прежнему живем в реальном мире, и кроме репостов осталось еще столько всего, что вы не сделали. Когда вы последний раз покупали торт, чтобы поехать в гости к бабушке? Набор наших действий в Сети ограничен. По сути, все, что мы можем, это постить и наблюдать. Люди, проводящие большую часть времени в интернете, больше наблюдают за миром, чем участвуют в нем. Своеобразный социальный вуаеризм. Кроме того, в Сети невозможно существовать незримо: если вы перестаете лайкать или постить, через несколько дней о вас начнут забывать, а через месяц и на улице не узнают. Ваши беспомощные посты, которые вы будете строчить в надежде опять войти в most popular, даже не будут отображаться в ленте ваших друзей, о ужас! Теперь возможность быть онлайн перешла из возможностей в разряд обязанностей. Постоянное общение с друзьями ворует людей у самих себя. Вместо того, чтобы обратиться к своему «я», нырнуть вглубь себя, пользователи бегут от этого, от одиночества в поверхностное общение в социальные сети. Булимия — это болезненное обжорство, жажда еды, никогда не удовлетворяемая. Подобное времяпрепровождение можно назвать булимией социального общения. Интернет — это нефизический мир, в нем нет физических ощущений. Это — ментальный мир, мир платоновских идей. В интернете человек забывает о своем теле и живет ментально. Бывали случаи, когда люди истощали свой организм из-за того, что не могли прервать онлайновую игру. Из того, что интернет — это нефизический мир, следует одна важная особенность: в интернете не могут полноценно реализоваться чувства человека, не только негативные, но и положительные — проявление любви, симпатии, заботы. В реальном мире девушка кричит, в интернете она постит крик. В интернете люди описывают эмоции. Теория «лайков» Ну, в общем, скажете вы, я это и так знал. Но почему мы продолжаем это делать? Ответ прост: нам всем хочется, чтобы нас погладили! Понятие поглаживания заимствовано из психологии. Это действие, при котором человек направляет свое внимание на партнера, и, обращаясь к нему, сигнализирует о том, что признает его присутствие или его самого как личность. В Сети эквивалентом поглаживания служит лайк. Каждому из нас хочется, чтобы его любили, но, если вы в интернете, вам недостаточно просто быть. Например, ваша мама любит вас просто так, вам не обязательно для этого постить секси-фоточки или писать глубокомысленные посты о митингах. Иначе обстоят дела в Сети — здесь вас погладят только за действие или его отсутствие; как цирковая собачка, вы начинаете прыгать, чтобы вам на нос положили кусочек лоснящейся пахучей ветчины. И ведь переживаете, если никто не лайкнул, ну признайтесь же! Когда человеку не хватает поглаживаний, он становится эмоционально зависимым. Вы выкладываете самое сокровенное, и никто не лайкает! Это универсальное правило: от этого страдают и образованные менеджеры среднего звена, и недалекие домохозяйки, и сверхинтеллектуальные нарциссы. А иногда хочется удалить со стены все посты и комментарии, а еще скрыть фотографии. Ну конечно, ведь это тоже вы — только в интернете все остается неизменным, а в реальной жизни вы уже успели сто раз передумать, поменяться, опомниться, напиться, поплакать и заняться сексом. Так что вперед в реальную жизнь, где вас и погладят, и по морде дадут, если надо. Три причины отказаться от соцсетей Если вы обнаружите у себя все из перечисленных ниже признаков, то у вас есть все шансы застрять в пространстве современного небытия, то есть интернета, и никогда оттуда не вернуться в реальную жизнь. Толки. Это разговоры, которые избавляют от понимания. Понахватавшись чужих мнений, отрывков из постов, твитов, мы начинаем думать, что теперь-то мы знаем, кто виноват и что делать. Может быть, перестать себя обманывать? Чужими мыслями мы никогда не подменим свои, поверхностные знания не дадут нам реальную картинку происходящего. Любопытство. О, это коварное любопытство. Оно в совокупности с зеленой ревностью является одним из основных двигателей социальных сетей. Признайтесь себе, сколько часов вы провели, изучая стену бывшего/бывшей в поисках подтверждений ваших опасений или надежд. Это в лучшем случае. Промолчим о вскрытых аккаунтах, фейсбук-скандалах и тому подобном. Двоемыслие. Заключается в том, что разговором о действии мы хотим заменить свое действие, опыт. Вы говорите «с завтрашнего дня я брошу есть цветную капусту, чего бы мне это ни стоило». И вот вы пишете об этом пост в Сети, и вам становится лучше, вы уже чувствуете, какой вы молодец, — теперь-то вы точно бросите, а если не бросите, то ведь никто не узнает, потому что Фейсбук не чекинит вас каждый раз, когда вы едите капусту ночью под одеялом. Возникает вопрос: «А может быть, правда нужно отключить все эти устройства и уехать в деревню?» Но эскапизм ни к чему хорошему не приведет. Если все станут дауншифтерами, что мы будем производить? И вообще — что будет с миром? Конечно, это не выход. Хотя иногда отключать надо. Информации стало столько, что человек оказывается погружен в лавину данных, часто ему не нужных, поэтому стоит осознанно относиться к экологии пользования медиа. Человек живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире. В английском языке даже есть такое слово — FOMO — fear of missing out — боязнь остаться в стороне. Медиааскетизм призван научить человека разумно лавировать между двумя этими потребностями. |
|
Всего комментариев: 2 | ||
|