Эти люди в своих литературных произведениях когда-то предсказали
удивительные вещи. Однако многое из созданного воображением
писателей-фантастов сегодня – объективная реальность, существование
которой не подвергается сомнению.
Автоматическое письмо
«Она всегда пишет на французском языке, в бессознательном состоянии…
Написанное ею переводится на русский язык и тщательно редактируется
иногда самим автором, иногда близким ею человеком», − так М. Спасовский в
своих «Литературных заметках» писал об одной из самых загадочных фигур
среди писателей-фантастов, предсказавших черты грядущего,
медиуме-спиритуалисте Вере Крыжановской-Рочестер.
С начала 80-х годов позапрошлого века Вера Ивановна медитировала на
спиритических сеансах и писала исторические романы. Уже первые книги
Крыжановской наполнены оккультным и фантастическим содержанием.
Писательница-медиум увлеклась теософией Е.П. Блаватской, которая стала
ее кумиром. Идея Елены Петровны «погрузиться в мир прошлого, чтобы
постичь будущее» лежит в основе историко-оккультных романов Крыжановской
«Фараон Мернефта», «Царица Хатасу», «Сим победиши», «Месть еврея».
Другая серия книг Крыжановской вошла в «оккультно-космологический
цикл». Все свои произведения она писала на французском языке, утверждая,
что ее пером водит дух графа Рочестера − английского поэта Джона
Уилмота (1647-1680 годы).
Основная тема пророчеств Крыжановской − вселенская борьба темных и
светлых сил, «космизм» человека, тайны времени и материи. Описывая
грядущее, она часто использовала реинкарнацию соще
ния героев.
Особенно интересна пенталогия «Маги», рассказывающая о бессмертной
касте сверхсуществ, свободно странствующих во времени и пространстве.
Тут можно встретить и телепортацию материальных тел, и прогресс отсталых
цивилизаций. В итоге магическая раса покидает гибнущую Землю и на
космических кораблях отправляется к новой планете. Там человечество
прозябает в первобытном состоянии, и земляне под руководством магов
создают новую цивилизацию.
Конечно, многое в романах Крыжановской выглядит наивным, но ее утопии и
антиутопии дают повод о многом задуматься. Е.И. Рерих отмечала: «Наряду с
немалой пошлостью, книги эти содержат истинные жемчужины. Несомненно
она достойна уважения, ибо книги ее принесли свою пользу. Также
несомненно, что ее серия "Маги” несравненно талантливее и богаче верными
сведениями, нежели произведения многих позднейших романистов на
оккультные темы».
За 30 лет творчества В.И. Крыжановская создала более 80 крупных
произведений, среди которых выделяются утопии «На соседней планете» и «В
ином мире». Здесь мы видим странное будущее кастовых государств, очень
напоминающее современные «космические оперы».
Объясняя пророческий дар писательницы, многие рассматривали ее как
пишущего медиума, а Михаил Булгаков даже использовал некоторые сюжетные
линии в своем романе «Мастер и Маргарита».
Жюль Верн делал в своих романах удивительные прогнозы
Каким станет Париж?
В апреле 1863 года издатель Пьер-Жюль Этцель нанес чувствительную
душевную травму начинающему писателю Жюлю Верну, дебютировавшему своим
первым романом «путешествий и приключений» «Пять недель на воздушном
шаре».
− Это совершенно несуразные прогнозы на волнах крайнего пессимизма, –
возмущался маститый редактор романом «Париж в ХХ веке». − Я ожидал от
вас гораздо большего…
Связанный кабальным контрактом Верн лихорадочно окунулся в работу, не вспоминая о неудачном опыте футуристических прогнозов.
После смерти писателя в 1905 году его архив неизданных произведений
затерялся у родственников. Прошло без малого столетие, и праправнук
великого писателя случайно натолкнулся на неизвестную рукопись с
инициалами JV − Жюль Верн.
Столетие назад французский писатель считался непререкаемым авторитетом в
«моделировании» будущего. Он предсказал подводные скафандры,
многовинтовые геликоптеры, автоматическое оружие, электротранспорт,
гигантские субмарины, телевизоры, видеофоны и многое другое.
Подобную прозорливость можно объяснить лишь широким кругозором и
образованностью. Романист ежедневно просматривал множество научных и
научно-популярных изданий, разыскивая самые невероятные изобретения и
открытия.
Тем не менее, встречаются у Жюля Верна и пионерские инновации.
Это разрушение материалов электрическими разрядами, гидравлические и
пневматические усилители рулей, ударопрочное стекло и хирургические
трансплантации. Поразительно, но в каютах знаменитого «Наутилуса»
встречаются газоразрядные светильники, которые лишь через 30 лет после
написания романа создал великий изобретатель Никола Тесла. Еще более
загадочны аппараты химической регенерации воздуха в «космическом
снаряде» и сверхпроводящее состояние вещества, ставшее через несколько
лет самым неожиданным открытием века.
Со временем все привыкли к проницательности фантаста, но феноменальные
прогнозы из «Парижа в ХХ веке» снова окутали творчество Верна
мистическим туманом.
Захватывающие прорицания
Герои романа Жюля Верна передвигаются по Парижу конца 60-х годов
прошлого века на экипажах, «работающих по принципу расширения воздуха за
счет сгорания газа», и электрических поездах метро. Гигантские уличные
«электрические канделябры» подсвечивают многометровую рекламу на
многоэтажных зданиях из стекла и металла. На почтах работают ксероксы:
«машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по
адресам», а также факсы: «фотографический аппарат, который позволяет
отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или
контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье».
Телефонные линии связывают все крупные и мелкие города, и, «чтобы
связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды».
Встречается даже некоторый прообраз архаичного компьютера.
А над городом возвышается колоссальная ажурная башня, которую в
реальности спроектирует и построит Гюстав Эйфель только через
полстолетия…
…кают-компания подводной лодки «Наутилус»
Машинное отделение и…
Атомная бомба Уэллса
Столетие назад вышел один из самых удивительных романов великого
писателя и мечтателя Герберта Уэллса – антиутопия «Освобожденный мир». В
ней описана ужасная война середины ХХ века с использованием «атомных
бомб непрерывного действия».
И тут надо вспомнить еще одно замечательное произведение Уэллса −
«Первые люди на Луне», − вышедшее в 1901 году. В заключительной части
романа два главных героя – Бедфорд и Кейвор − после путешествия на Луну,
где Кейвор становится пленником похожих на муравьев селенитов,
устанавливают межпланетную радиосвязь.
Выдающийся изобретатель Никола Тесла как раз в это время вел
патентные войны с итальянским предпринимателем Гульельмо Маркони. К тому
же на него обрушились звонки, письма и телеграммы от заинтригованных
читателей, просивших рассказать о межпланетной радиосвязи. Считая, что
околонаучная общественность будет в очередной раз введена в глубокое
заблуждение, Тесла написал мистеру Уэллсу обширное послание, в котором
подробно обрисовал положение с приоритетами и реальным вкладом в
открытие радио- и телеуправляемых систем его патентов.
Вскоре Тесла получил ответ от великого романиста, полный извинений за
допущенные смысловые ошибки, к сожалению (и это Тесла прекрасно понимал
с самого начала), писатель не мог изменить текст, продав права на
рукопись одному известному издательству, получив гонорар и уже полностью
истратив его (образчик чисто английского юмора). В знак примирения он
просил проконсультировать его по «атомным вопросам» для его следующего
фантастического романа.
Изобретатель с учтивостью принял извинения великого романиста и
порекомендовал для первичного знакомства с предметом ознакомиться с
замечательной популяризацией мистера Содди «Радий и его разгадка».
Так у писателя родилась идея, что среди искусственно созданных человеком
радиоактивных изотопов некоторые будут обладать огромной взрывной
силой. Когда Уэллс поделился своими мыслями с Теслой, тот направил
писателю вымышленное патентное описание «атомной бомбы непрерывного
действия».
Кроме необычных технических подробностей, временами действительно
напоминающих содержание некоего фантастического патента, идеи великого
изобретателя оставили еще один след в романе. Тут надо вспомнить, что
еще в самом начале ХХ века Тесла выдвинул поразительную технократическую
доктрину «принуждения к миру». Согласно идеям изобретателя, любая
страна могла бы направить потоки энергии на враждебные армии, что
создавало своеобразный «баланс мирных намерений». У Уэллса подобные
мысли звучат очень похоже и намного, чуть ли не на полстолетия,
опережают свое время: «перманентный атомный заряд» должен быть ключевым
элементом в «тактике перманентного сдерживания мировых войн в границах
паритета атомных бомб».
Так чем же являются удивительные прозрения писателей, странным образом
описывающих детали далекого будущего? Если отбросить мистику, то на
помощь может прийти… современная физика. В современной научной картине
мира он «воплощен» в каждый момент от рождения в Большом взрыве до
смерти в Большом хлопке или разрыве. Ну, а раз будущее существует, то из
него в прошлое могут попадать какие-то информационные посылки. Вот
только прочитать их могут далеко не все, а «настроенные на волну»
писатели-фантасты.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Тот, кто читал роман Веры Ивановны Крыжановской (Рочестер) "Маги" (в пяти книгах) не может не согласиться с тем, что это было послание к НАМ, живущим в последние времена "умирающей планеты". Правда теперь можно быть уверенными - планета выживет! А вот наша цивилизация, блестяще описанная и охарактеризованная писательницей (точнее - духом, передавшим этот роман нам, землянам), - вряд ли. Мы это уже видим...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]