22:10 На вкус и цвет…![]() |
Почему одни и те же вещи вызывают у людей разные эмоции? Мы можем порой восхищаться ими, но иногда они оставляют нас равнодушными или даже кажутся неприятными. Полагаете, это зависит только от нашей индивидуальности? Согласно последним научным исследованиям, всё гораздо сложнее. ![]() Больше еды — меньше удовольствия! Начнём с самого насущного — пищи. Для людей, да и для представителей животного мира еда — не только средство обеспечения жизнедеятельности, но и источник удовольствия. Между тем одни и те же продукты могут казаться нам более или менее вкусными, в зависимости от различных обстоятельств. Так, учёные из университета штата Нью-Йорк в Буффало выяснили, что по мере появления лишнего веса меняются и вкусовые ощущения. Правда, пока опыты проводились только на мышах. Исследователи обнаружили, что у грызунов, страдающих ожирением, снижается количество вкусовых рецепторов, реагирующих на сладкое. Потому и реакция на сладкую пищу выражена у толстых мышек слабее, чем у их стройных собратьев. По мнению руководителя исследования Кэтрин Медлер, ожирение угнетает периферическую вкусовую систему. Не ощущая вкуса в полной мере, толстые мышки (а скорее всего, это верно и в отношении человека) стараются съедать больше, чтобы наконец-то получить удовольствие от процесса принятия пищи. Так возникает зависимость от вредных продуктов и привычка к перееданию. Значение имеют и столовые приборы, которыми мы едим. Но это касается уже только людей. Команда оксфордских экспертов обнаружила любопытную закономерность: если есть йогурт пластмассовой ложечкой, то вкус его кажется нам более насыщенным, а сам продукт — более качественным. При этом если белый йогурт едят белой ложечкой, то он слаще и вкуснее, чем когда той же ложечкой едят розовый йогурт. Но вот если использовать чёрную ложечку, то лучше вкус будет у розового йогурта! Что же касается сыра, то его можно есть разными способами — например, с зубочистки, ложкой, ножом или вилкой. Но, как показали эксперименты, если есть сыр с ножа, он кажется более соленым. Также пища кажется вкуснее, если перед едой мы проводим некий ритуал. К такому заключению пришли исследователи из Университета Миннесоты. В ходе эксперимента они просили часть испытуемых сначала сломать завёрнутую плитку шоколада пополам, потом развернуть одну из половинок и съесть её, а затем проделать ту же операцию со второй половинкой. Остальным разрешили есть шоколад так, как они хотят, например, просто откусывая от целой плитки. В итоге первая группа добровольцев оценила вкус лакомства гораздо выше, чем вторая. Фастфуд — враг духовности А существует ли связь между пищей и способностью наслаждаться искусством? Недавно группа учёных из Университета Торонто, куда вошли профессора Сэнфорд Е. Дево и Чэнь-Бо Чжун, а также студент Джулиан Хаус, выяснила, что люди, регулярно посещающие заведения быстрого питания, теряют способность получать удовольствие от духовной пищи. Отчего так происходит? В исследовании приняли участие 280 американцев, живущих в районах с большим количеством заведений, где продают фастфуд, и регулярно посещающих выставки и концерты популярной музыки. Им демонстрировали различные символы, связанные с фастфудом и сетями быстрого питания, в первую очередь — логотип сети «Макдоналдс», который, по мнению канадских экспертов, является «символом эффективности использования времени» в современном мире. После этого испытуемым давали созерцать картины известных мастеров и прослушивать шедевры мировой музыки и просили дать оценку эмоциям, которые охватывали их в этот момент. Оказалось, что предварительное созерцание символики фастфуда снижало уровень наслаждения произведениями искусства. На следующем этапе учёные отобрали 250 добровольцев, которым демонстрировали по пять рекламных изображений. Три из них были нейтральными, а на двух красовался фастфуд. На кончике языка расположены рецепторы, воспринимающие сладкий вкус, на боковых краях передней части языка — солёный, на боковых краях задней части — кислый, корень языка отвечает за восприятие горького вкуса. При этом в половине случаев кушанья лежали на тарелках с логотипом сети, а в половине — на керамической посуде. Затем половине участников показали ряд красивых пейзажей. И наконец, попросили оценить, насколько счастливыми они себя чувствуют. Обнаружилось, что те, кто рассматривал снимки пейзажей, ощущали себя более счастливыми, чем те, кому этих фотографий не показывали. В то же время те, кому перед этим показывали пищу на тарелках с логотипом сети быстрого питания, оценили свой уровень счастья как более низкий по сравнению с теми, кто видел фастфуд на керамических тарелках. Далее команде из 122 добровольцев показали по пять рекламных снимков. В одних случаях это были изображения обычной пищи, в других — фастфуда. Некоторым из участников при этом давали прослушать в течение 86 секунд «Цветочный дуэт» из оперы «Лакме» Лео Делиба. Потом среди них провели опрос. Выяснилось, что тем, кто слушал музыку во время просмотра фотографий с обычными блюдами, казалось, что она длится дольше, в отличие от тех, кто глядел на фастфуд. Чем же объясняется подобный феномен? Специалисты из Университета Торонто считают, что привычка есть «быстрым» способом развивает в нас чувство нетерпения, которое мешает наслаждаться различными приятными вещами нематериального порядка. Привычка утолять голод как можно скорее приводит к тому, что мы начинаем поступать точно так же и в других сферах, в том числе и в тех, где спешка ни к чему. Красные выигрывают? Не секрет, что разные цвета воздействуют на нас по-разному. Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в английском журнале Journal of Hospitality and Tourism, если официант в кафе или ресторане одет в красное, он меньше получит на чай. Чтобы проверить это, экспериментаторы демонстрировали испытуемым фотографии мужчин-официантов. В одних случаях те были облачены в белые, в других — в чёрные, а в третьих — в красные костюмы. После этого испытуемые получали чек на 15 долларов 86 центов, из которых они могли выделить некоторую сумму на чаевые гипотетическому официанту. Размер чаевых им предлагалось определить самостоятельно. Выяснилось, что официантам в красном давали на чай значительно меньше, чем тем, кто был одет в белое или чёрное. Между тем более раннее исследование показало, что официанткам в красных юбках давали больше чаевых, чем остальным. Впрочем, такое расхождение в результатах может объясняться тем, что мы неосознанно устанавливаем разные критерии для мужчин и женщин. Так, мужчина, в одежде которого присутствуют красные тона, вызывает у нас негативные эмоции, тогда как дама в красном кажется более привлекательной. В то же время спортсмены мужского пола, одетые в красную форму, в ходе соревнований показывали более высокие результаты, чем их соперники в майках или трико других цветов. Так, во время Олимпиады 2004 года в Афинах участники в красной форме получили куда больше медалей в состязаниях по различным видам борьбы, чем выступавшие в синей форме. Поначалу специалисты объяснили это более высокими оценками судей. Однако в публикациях в американском журнале Journal of Sports and Exercise Psychology утверждалось, что красный цвет повышает тонус и настрой участников соревнований. Отсюда и более высокие шансы на победу. Цвета влияют и на восприятие потребителями рекламы. Чем ярче рекламный стикер, тем больше вероятность, что потенциальный клиент воспользуется предложением. Так, исследование в Journal of Retailing (Великобритания) рассказывает, что когда мужчинам демонстрировали рекламу со скидками на тостеры и СВЧ-печи, они чаще выражали готовность приобрести товар, если цены на него указывались красным цветом. Исследователи объяснили это тем, что красный цвет повышает настроение и уверенность в себе. Тем не менее, когда испытуемых просили уделить больше внимания конкретным цифрам, ценники уже переставали казаться им такими уж привлекательными… А вот женщины и вовсе не обращали внимания на красный шрифт. Аналогичный эффект наблюдался и в случае с оранжевыми ценниками. Так что теоретически можно модифицировать наш выбор, используя различные неосознанные факторы воздействия, например, создавая ситуации, в которых мы отдадим предпочтение тому или иному блюду, вещи или человеку. Понятно, что это таит в себе огромный простор для манипуляций человеческим сознанием. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:

ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |