00:39 Новые мифы: НЛО на фресках и иконах![]() |
В средневековье изобразительное искусство и иконография подчинялась определенным канонам, где канон – это была система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т.ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в. Цветовые схемы, сюжеты, расположение объектов - все это подчинялось господствующему в те времена канону. Но художник - это в первую очередь творчество и субъективизм восприятия. И, что естественно, некоторые художники чуть отклонялись от установленного канона в иконографии и изобразительном искусстве, чуть изменяя изображения отдельных объектов на свой вкус. Средневековый иконографический канон сложился на основе византийских традиций. Отмечу, что традиционными сюжетами для икон и картин в Средние века были сюжеты из Библии. Таким образом, художники рисовали не то, что видели воочию, а то, как представляли себе ту или иную библейскую историю. Многие из нас видели эти картины, иконы и фрески с изображениями НЛО, ну или хотя бы слышали о таких картинах, иконах и фресках. Давайте посмотрим на некоторые из них, наиболее известных и нет: ![]() ![]() Эта фреска "Fondazione della chiesa di Santa Maria Maggiore a Roma" (Основание церкви Санта-Мария Маджоре в Риме ), 1428 год. Второе название фрески - "Чудо на снегу" Собственно, на ней и изображено основание церкви Святой Марии (Девы Марии) в Риме, По легенде, в 4 веке в Риме в августе выпал снег (редкое явление само по себе, но не невозможное). Это посчитали знамением свыше и было решено построить в честь данного знамения церковь. ![]() При ближнем рассмотрении видно, именно снег и изображен на фреске. А Папа Римский Liborio закладывает основу для церкви, вычертив ее будущие контуры на снегу, но снег ли это? ![]() На картине "The Announciation" Carlo Crivelli (1486г.), выставленой в Национальной Галерее в Лондоне, виден непонятный летающей объект, выпускающий из себя луч света. НЛО? Посмотрим на изображение "НЛО" в более лучшем качестве: ![]() Мы видим круг облаков, в котором располагаются два круга маленьких ангелов. Это очень распространенный в Средневековье способ представления божественности, снисхождения Господа. Голубь на картине символизирует присутствие Святого Духа и достоинства мира, кротости и чистоты. "Голубь среди птиц, что Агнец среди животных". Картины и иконы с подобными сюжетами снисхождения благодати Господа нередки в искусстве Средневековья: ![]() Как полагают многие, на данной фреске изображено НЛО. Так ли это? ![]() Данная фреска отображает сюжет из Евангелие от Марка: Марк 1:10: «И когда выходил из воды, тотчас увидел небеса разверзлись, и увидел Духа, как голубя, сходящего на Него : И был глас с небес глаголющий: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение." Чуть увеличив изображение, становится видим Святой Дух, которого художник отобразил в виде голубя: ![]() Подобный сюжет в иных интерпретациях: ![]() Таким образом, на фреске изображено не НЛО, а разверзание небес и схождение Святого Духа. Многие атмосферные явления запечатлевались на гравюрах Средневековья: ![]() ![]() |
|