19:41 Ось Сверхсознания |
Нина Евгеньевна Свидерская заведующая Лабораторией электрофизиологии высших функций мозга и нейрофизиологии первичной деятельности Института Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Нина Евгеньевна, что такое измененные состояния сознания? Наше сознание предназначено для того, чтобы обеспечить нам адекватную реакцию в том мире, в котором мы живем. В данной социальной среде существуют какие-то общепринятые законы, которые мы не можем нарушить. Вот наше сознание, оно направлено на контроль наших действий и обеспечение адекватных ответов на внешние сигналы среды. Но если условия жизнедеятельности меняются, например, мы переходим в другую социальную среду, где другие принципы, наше сознание должно измениться. И чаще всего это бывает в условиях стресса, каких-то необыкновенных ситуаций, когда вести себя по-прежнему становится опасно для жизни. Приходится приспосабливаться к новым условиям и реагировать по-новому. В этом плане измененные состояния сознания (ИСС) можно приравнять к норме — они просто необходимы для перехода из одного состояния в другое, для адаптации. Вы занимались исследованиями различных типов измененных состояний сознания как нейрофизиолог. Как исследуется шаманское состояние сознания и есть ли в нем какие-то особенности? Первая задача нейрофизиолога — посмотреть, что происходит в мозге шамана, когда он входит в измененное состояние сознания. Мы регистрируем, что мы видим в этот момент. Но существует масса преград в таком исследовании. Удары в бубен, движения, песнопения препятствуют записи энцефалограммы, которая действительно может что-то показать про изменения в мозге. Мы можем регистрировать, когда шаман не двигается. А что показывает энцефалограмма в ИСС? Прежде всего, это изменение функционального состояния левого полушария. Левое полушарие отвечает за контроль, планирование действий, то есть самые высшие психические функции, без которых человек в сознательном состоянии не может обойтись. При очаговом сознании человек как бы переходит на автоматизированный режим деятельности. Это правополушарная жизнь, которая таинственнее и богаче, чем при активном левом полушарии, когда все контролируется. Но исследовать ее гораздо тяжелее. Происходит глобальное снижение активности мозга, когда информация не поступает в мозг или поступает только частично. Вот это, по-видимому, один из ключевых механизмов вхождения в ИСС. При стандартной деятельности мы видим определенное распределение активности, как бы по диагонали — от передней области левого полушария к задней области правого полушария. Но если человек переходит к нестандартной деятельности, каким-то творческим поискам или входит в ИСС — эта диагональ становится противоположной — активными становятся передняя зона правого полушария и задняя левого полушария, мы условно называем это направление «осью сверхсознания». Психоз является противоположным состоянием шаманскому состоянию сознания? Наоборот, что-то сближает их, например, процесс аутизации. Для того, чтобы человек открывал новое, или работал, как шаман, какие-то слабые сигналы улавливал, ему нужно отключиться от внешних сигналов, которые по интенсивности значительно больше, чем вот эти слабые сигналы, практически не воспринимаемые в обычном состоянии сознания. А когда происходит встреча с духами, с животными, что тогда происходит? Это мы отнесли к категории психотических переживаний и выделили активацию передней области правого полушария на фоне общего снижения активности. Такое впечатление, что мозг отключился от внешнего мира, но при этом в мозге есть области активности. Измененные состояния сознания шамана фактически основаны на том, что он начинает чувствовать окружающее пространство, людей, мир, ориентируясь на внутренние переживания? На внутренние сигналы и ту слабую информацию, которая в обычном состоянии не воспринимается. Мы говорим о субсенсорном пороге, который становится доступным в ИСС. Как происходит шаманское целительство? Это взаимная работа или односторонняя связь шаман-пациент? Нельзя сказать, что это односторонняя связь, для того, чтобы воздействовать, шаман должен «считать информацию» с пациента. Он должен ощутить, что пациент переживает, думает — это как раз и относится к категории субсенсорной информации. Это действительно так, эта информация существует, и шаман в ИСС способен ее воспринимать. Шаман пациента понимает лучше, чем сам пациент понимает себя в нормальном состоянии? Безусловно. И потом он начинает воздействовать на него этими слабыми сигналами, которые ему доступны - это уже обратная связь. А что это за воздействие слабыми сигналами? Что происходит при этом? Это сфера непознанного. Этого мы не знаем, как и не знаем природу этого воздействия. В принципе, шаманы те же самые экстрасенсы, которые больше чем другие чувствуют, больше, чем другие воспринимают и могут информацию передавать. Различается очень многое в технологии, но суть, видимо, одна и та же — работа в области слабых сигналов. А как мозг воспринимает эти слабые сигналы, мы не знаем. Психологические или физические травмы могут повлиять на становление шамана? Я знаю, что часто экстрасенсами становятся люди, получившие психическую или физическую травму. Шаманы имеют, вероятно, генетически обусловленное своеобразие функционирования подкорковых структур, которые расшевеливаются у обычных людей в результате травмы. Опять же это может быть один механизм, который запускается разными способами — с помощью травмы или генетически обусловленной программы. Поэтому шаманами становятся по наследству. Обычно в традиционных регионах его распространения, есть поколения шаманов. Это уже морфофункциональные особенности их мозга, которые закрепляются генетически. Сделаны пока очень маленькие и слабые попытки для изучения того, что происходит, когда человек работает в ИСС и почему это бывает эффективно в некоторых случаях. Но пока мы слишком мало знаем. Ясно, что мозг должен отключиться от внешней информации. В данном случае очень показательны опыты Джона Лилли, американского исследователя, который изучал ИСС в полной изоляции в барокамере в полной тишине и покое. Человек живет внутренним миром — вот это одно из условий перехода в ИСС. Поэтому в монастырях находятся в одиночестве в кельях, специальном режиме питания, голодания, что отключает воздействие со стороны внешнего мира и приводит мозг в такое состояние, когда он может воспринимать что-то особое. Шаман является социальным активным членом общества? В какие-то моменты шаман выключается, но всегда живет в обществе. Благодаря тому, что шаман демонстрирует свои необыкновенные возможности, его авторитет возрастает. Поэтому его социальный статус выше, чем у других членов общества. Он оказывает помощь — люди нуждаются в нем! Шаманы — дети двух миров, наиболее ярко реализующиеся. Человек, вообще — существо двух миров, так всегда считалось. И все это знают. Но почему-то сейчас считают один мир правильным, нормальным, а другой мир неправильным, измененным. Если актеру надо сыграть роль, ему тоже надо перейти в измененное состояние сознания. В обычном состоянии сознания он этого не сделает. Мы изучали нейрофизиологию творческих процессов и получается очень похожая картина. Там тоже снижается активация, мозг должен Измененное состояние сознания шамана подобно творческой деятельности? отключиться от внешнего мира, от избытка информации. Так и у научных сотрудников, если нам мешают, мы не можем работать. Нам надо отключиться, сосредоточиться на какой-то идее, погрузиться в нее и про все остальное забыть. текст интервью: Юлия Ларионова: Ось сверхсознания Сверхсознание (термин Станиславского) охватывает процессы творчества, интуитивного поиска. Сверхсознание пользуется следами памяти и получает выводы без вмешательства сознания, избежав тем самым его предпочтений, опыта и необходимости оформлять мысли в слова. Сознание оценивает полученный результат, но не процесс работы сверхсознания. Психологи выделяют еще два типа бессознательного - досознание (безусловные рефлексы, врожденные формы и мотивы поведения) и подсознание. Активация Сверхсознания, точнее - оси сверхсознания - происходит при ИСС, вызванных дыхательными техниками по Грофу, ребефингом, что может и не привести к творческой активности. Иные люди и без Грофа видят мир живописно, как сказал герой одного фильма, роль играл Бондарчук. |
|
Всего комментариев: 2 | ||
|