08:19 Ошо: Жизнь, Любовь, Смех |
Жизнь - это что-то невозможное. Ее не должно было быть, но она есть. Это чудо - что есть мы, что есть деревья, птицы. Это действительно чудо, потому что вся вселенная мертва. Миллионы и миллионы звезд - мертвы, миллионы и миллионы солнечных систем - мертвы. Только на этой Маленькой планете Земля, которая ничто, ведь если подумать о ее пропорциях, то она - просто частичка пыли - только на ней случилась жизнь. Это самое счастливое место во всем мироздании. Птицы поют, деревья растут, расцветая. Живут люди, любящие, поющие, танцующие. Случилось нечто просто невероятное. БЫТЬ СУМАСШЕДШИМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ НОРМАЛЬНЫМ Мир знал таких прекрасных, сумасшедших людей, и действительно, все великие люди на земле были немного сумасшедшими - сумасшедшими в глазах толпы. Их безумие выражалось в том, что они не были несчастными, не были обеспокоенными, не боялись смерти, не беспокоились о пустяках. Каждый момент они проживали полно и интенсивно, и благодаря этой полноте и интенсивности их жизнь стала прекрасным цветком - они были полны аромата, любви, жизни, смеха. Но это, конечно, задевает миллионы окружающих вас людей. Они не могут смириться с тем, что вы достигли того, что упустили они; они попытаются любым способом сделать вас несчастными. Их осуждение - это ни что иное, как попытка сделать вас несчастными, нарушить ваш танец, забрать вашу радость - для того, чтобы вы снова вернулись обратно в толпу. Нужно набраться смелости, и если люди говорят, что вы сумасшедший, примите это. Скажите им: "Вы правы; в этом мире только сумасшедшие люди могут быть счастливыми и радостными. Я выбрал безумие вместе с радостью, с блаженством, с танцем; вы же выбрали здравомыслие вместе с несчастьем, страданием и адом - наш выбор различен. Будьте нормальными и оставайтесь несчастными; оставьте меня наедине с моим безумием. Не чувствуйте себя обиженными; я ведь не чувствую себя обиженным всеми вами - так много нормальных, людей в мире, но я не чувствую себя обиженным". Это вопрос очень непродолжительного времени... Вскоре, когда они примут вас как безумного, они оставят вас в покое; тогда вы сможете предстать перед ними в вашем подлинном бытии - вы сможете отбросить все ваше притворство. Наше воспитание лишает ум целостности. Мы должны показывать лицо обществу, толпе, миру - не нужно, чтобы это было ваше подлинное лицо, на самом деле это и не должно быть вашим подлинным лицом. Вы должны демонстрировать такое лицо, которое людям нравится, которое люди ценят, которое будет приемлемо для них - их идеологии, их традиции - и вам приходится хранить ваше подлинное лицо для себя. Это разделение усугубляется тем, что большую часть времени вы проводите в толпе, встречаясь с людьми, общаясь с людьми - очень редко вы остаетесь наедине с самим собой. Естественно, маски разрастаются, все больше и больше вытесняя ваше собственное лицо. И общество в каждом порождает страх - страх, что вас отвергнут, страх, что вас высмеют, страх потерять свою респектабельность, страх перед тем, что скажут люди. Вам приходится приспосабливаться к различным видам слепоты и бессознательности людей, вы не можете быть самими собою - это основная особенность нашего мира, вплоть до сегодняшнего дня: никому не позволяется быть самим собой. В тот момент, когда рядом присутствует другой, вы меньше интересуетесь собой; вы больше интересуетесь тем, какое у него будет мнение о вас. Когда вы одни в своей ванной, вы становитесь почти как ребенок - иногда вы даже строите рожи перед зеркалом. Но если вы внезапно осознаете, что за вами подсматривают в замочную скважину, пусть это будет хотя бы даже маленький ребенок, вы моментально меняетесь; вы становитесь обычным, прежним - серьезным, здравомыслящим, таким, каким люди хотят вас видеть. И самое удивительное в том, что вы боитесь этих людей, а они боятся вас: каждый боится кого-то еще. Никому не позволяется выражать свои чувства, свою реальность, свою Подлинность, а каждый хочет их выразить, потому что продолжать подавлять свое подлинное лицо - это настоящее самоубийство. Вы в долгу только перед вашей собственной сущностью. Не идите против нее, потому что это значит, совершить самоубийство, разрушить себя. Чего вы этим добьетесь? Даже если люди станут уважать вас, и будут считать очень трезвым, респектабельным, почтенным человеком, это не сможет насытить вашу сущность. Они не смогут дать вам большего проникновения в жизнь и ее потрясающую красоту. Вы одиноки в мире: одинокими вы пришли в этот мир, одинокими вы покинете этот мир. Все мнения других останутся здесь; только ваши подлинные чувства, ваш истинный опыт будут сопутствовать вам даже после смерти. Даже смерть не сможет забрать у вас ваш танец, ваши слезы радости, вашу чистоту одиночества, ваше безмолвие, вашу безмятежность, ваш экстаз. То, что смерть не может отнять у вас, и есть единственное настоящее сокровище; а то, что может быть отнято любым, не представляет ценности, вас просто одурачили. Ваша единственная цель должна быть в том, чтобы лелеять и оберегать те качества, которые вы сможете взять с собой, когда смерть разрушит ваше тело, ваш ум, потому что эти качества будут вашими единственными спутниками. Они - единственная реальная ценность, и люди, которые приобретают их - только они и живут, другие же лишь воображают себя живущими. ЖИЗНЬ - ЭТО ЧИСТЫЙ ХОЛСТ Бхагван, разве жизнь не есть страдание? Это зависит от вас. Жизнь сама по себе - это чистый холст; она становится тем, что вы нарисуете на нем. Вы можете нарисовать страдание, вы можете нарисовать блаженство. В этой свободе - ваше величие. Вы можете использовать свободу так, что вся ваша жизнь превратится в ад, или так, что ваша жизнь преисполнится красоты, благословения, блаженства, чего-то небесного. Все это зависит от вас; человек имеет полную свободу. Страданий так много потому, что люди глупы и не знают, что изображать на холстах. Выбор за вами - в этом величие человека. Это один из величайших даров Бога. Ни одному другому животному не дарована свобода; каждому животному дана уже готовая программа. Все животные, исключая человека, запрограммированы. Собака обречена, быть собакой навсегда; ничто другое невозможно, никакой свободы не существует. Она запрограммирована, все уже заложено. На ней стоит печать, она будет просто следовать штампу: она будет собакой. У нее нет выбора, никакая альтернатива невозможна. Она - полностью фиксированное существо. Кроме человека, все запрограммировано. Роза должна быть розой, лотос должен быть лотосом; птица будет иметь крылья, животное будет передвигаться на четырех лапах. Человек, совершенно свободен. В этом красота человека, его величие. Свобода - это величайший дар Бога. Только вы не запрограммированы, вы не несете печати. Вы должны сами создать себя, быть самосозидающими. Так что это зависит от вас: вы можете стать Буддой, Бахаудином или Адольфом Гитлером, Бенито Муссолини. Вы можете стать убийцей или просветленным. Вы можете позволить себе стать прекрасным цветением сознания или роботом. Но запомните: ответственны вы - только вы, и никто другой. Оптимист - это человек, который подходит утром к окну и говорит: "Доброе утро, Господь!" Пессимист - это тот, кто подходит к окну и говорит: "О, Боже, это что, утро?" Все зависит от вас. Утро то же, может быть, и окно то же, может, пессимист и оптимист стоят в одной и той же комнате - все зависит от вас. А в чем разница, когда вы говорите: "Доброе утро, Господи!" и когда вы говорите: "О Боже, это что, утро?" НЕТ ИНОГО БОГА, КРОМЕ ЖИЗНИ Бхагван, что значит, жить свободной жизнью? Мое указание очень простое: живите настолько раскованно, насколько это возможно. Живите интенсивно, страстно, потому что нет иного Бога кроме жизни. Фридрих Ницше говорит: "Бог умер". Это неверно, потому что Бога никогда не было с самого начала. Как может он умереть? Жизнь есть, всегда была, всегда будет. Позвольте себе... я повторяю снова: позвольте себе быть одержимыми жизнью. Так называемые религии прошлого всегда говорят вам прямо противоположное. Они говорят: "Отрекитесь". Я говорю: "Празднуйте!" Они отрицают жизнь, я утверждаю ее. Они говорят, что жизнь - это что-то неистинное, иллюзорное, и создают абстрактную идею Бога, который есть не что иное, как проекция их собственных умов. И они поклоняются этой проекции. Это так неразумно, до такой степени глупо, что можно только удивляться, как миллионы людей верят в такую явную бессмыслицу. То, что существует, отрицается ради того, что является всего лишь абстракцией ума. Бог - это только слово, но они говорят, что Бог реален. Реальность - это жизнь: вы чувствуете ее в вашем сердцебиении, она пульсирует в вашей крови, она повсюду - в цветах, реках, звездах. А они говорят, что все это майя, иллюзия. Они говорят, что это сделано из того же вещества, что и сны. И они создают Бога - и каждый, разумеется, создает Бога в своем собственном воображении. Поэтому то и существуют тысячи богов. Это ваше воображение. Вы можете сделать Бога с четырьмя головами, вы можете сделать Бога и с тысячью головами. Вам решать, это ваша игра. И эти люди говорят... отравляя умы других. Я говорю вам - жизнь есть единственная, существующая истина. Нет иного Бога, кроме жизни. Поэтому позвольте себе быть одержимыми нотами музыки. Если вы сможете проделать эту простую вещь... Это просто, потому что вопрос только в том, чтобы отдаться потоку. Не толкайте реку, позвольте реке вынести вас к океану. Она уже на пути к нему. Расслабьтесь, не напрягайтесь и не старайтесь быть духовными. Не создавайте никакого разделения между материей и духом. Существование едино, материя и дух - просто две стороны одной и той же монеты. Расслабьтесь, отдохните и плывите с рекой. Будьте игроком, не будьте дельцом, и вы узнаете о Боге еще больше, потому что игрок может рисковать. Игрок не расчетлив, он может поставить на карту все, что имеет. Когда игрок ставит все на карту, он трепещет и ждет, что сейчас произойдет? В этот самый момент окно может открыться. Именно этот момент может стать для вас трансформацией. Будьте пьяницей, упивайтесь жизнью, этим вином существования. Не оставайтесь трезвыми. Трезвый человек - мертв. Пейте вино жизни. В нем так много поэзии, так много любви, так много нектара. Вы можете ощутить цветение весны в любой момент. Просто позовите ее и позвольте солнцу, ветру и дождю войти в вас. Именно из-за этого спиритуалисты против меня, они думают, что я отрицаю Бога. Я не отрицаю Бога. Сначала я делаю Бога реальным, я оживляю его, я приближаю его к вам, ближе, чем самое ваше сердце, ибо он это сама ваша сущность, не что-то отдельное, не нечто удаленное, не что-то в небе, именно здесь-и-сейчас. Я пытаюсь разрушить саму идею там-и-тогда. Все мое учение в этом здесь-и-сейчас, потому, что нет иного пространства, кроме "здесь", и нет иного времени, кроме "сейчас". ЗОРБА БУДДА Это высший синтез, - когда Зорба становится Буддой. Я стараюсь создать здесь не Зорбу-Грека, но Зорбу-Будду. Зорба - прекрасен, но что-то упускается. Ему принадлежит земля, но недостает небесного. Он земной, укорененный, как гигантский кедр, но у него нет крыльев. Он не может взлететь в небо. У него есть корни, но нет крыльев. Есть, пить, веселиться - замечательно само по себе; в этом нет ничего плохого. Но этого недостаточно. Вы скоро устанете от этого. Невозможно просто есть, пить и веселиться. Вскоре коловращение веселья становится коловращением сожалений - потому что это повторение. Только очень посредственный ум может продолжать находить в этом счастье. Если у вас есть хоть немного ума, то рано или поздно вы обнаружите полную тщетность всего этого. Как долго вы можете продолжать есть, пить и веселиться? Рано или поздно неизбежно возникнет вопрос: каков смысл всего этого? Зачем? Невозможно долго избегать этого вопроса. И если вы очень умны, то этот вопрос всегда здесь, не оставляет вас в покое, стучится в ваше сердце, вопрошает: ответь мне! - Зачем? И надо запомнить следующее: не те люди разочаровываются в жизни, которые бедны, голодают - нет. Они не могут разочароваться. Они еще не жили - как же они могут разочароваться? У них есть надежда. Бедный человек всегда надеется. Бедный человек всегда хочет, чтобы что-нибудь случилось, надеется, что что-то может произойти - если не сегодня, так завтра или послезавтра: если не в этой жизни, так в следующей. Как вы думаете? Кто эти люди, описавшие небеса как плейбой клуб, кто эти люди? Голодавшие, бедные, упустившие свои жизни - они проецируют свои желания на небеса. На небесах текут реки вина... Кто эти люди, которые воображают реки вина? Должно быть, они упустили это здесь. Там есть деревья, исполняющие желания. Вы сидите под ними, и в тот момент, когда вы задумали желание, оно тотчас же исполняется. Ни одно мгновение не разделяет желание и его исполнение, нет никакого промежутка между желанием и исполнением. Это происходит моментально, тут же. Кто эти люди? - Познавшие голод, они не имели возможности узнать прелести жизни. Как же они могут разочароваться в ней? У них не было опыта, а только через опыт приходит понимание абсолютной тщетности всего этого. Только Зорбы приходят к осознанию абсолютной тщетности такой жизни. Будда сам был Зорбой. Ему были доступны все прекрасные женщины, которые были в его стране. Отец окружил его прелестными девушками. У него были самые красивые дворцы - разные для различных времен года. Он обладал всей роскошью, которая была возможна в те дни. Он жил жизнью Зорбы-Грека, именно поэтому он уже в двадцать один год полностью разочаровался. Он был очень умным человеком. Если бы он был посредственностью, то продолжал бы жить по-старому. Но вскоре он понял существенную вещь: это повторение, это одно и то же. Каждый день вы едите, каждый день занимаетесь любовью с женщиной... у него была каждый день новая женщина для любви. Но как долго? Вскоре он пресытился. Опыт жизни очень горек. Она сладка только в воображении. В реальности она очень горька. Он сбежал из дворца, и от женщин, и от богатств, и от роскоши, от всего... Поэтому я не против Зорбы-Грека, потому что Зорба-Грек - это сама основа Зорбы-Будды. Будда вырастает из этого опыта. Я целиком за этот мир, потому что я знаю, что другой мир может быть почувствован только через этот. Поэтому я не говорю, что его следует избегать, я не скажу вам: станьте монахом. Монах - это тот, кто пошел против Зорбы, он беглец, трус; он сделал что-то в спешке, неразумно. Он незрелый человек. Монах - неспелый, жадный - жаждущий иного мира, и хочет его слишком рано, а время еще не пришло, монах еще не созрел. Живите в этом мире, потому что этот мир дает завершенность, зрелость, полноту. Этот мир бросает вам вызов, благодаря чему у вас появляется центрированность, осознавание. И это осознавание становится лестницей. Тогда вы можете двигаться от Зорбы к Будде. Позвольте, однако, мне снова повторить: только Зорбы становятся Буддами, а Будда никогда не был монахом. Монах - это тот, кто никогда не был Зорбой, он тот, кто поддался очарованию слов Будды. Монах - это подражатель, он фальшивит, подражает Буддам. Он может быть христианином, он может быть буддистом, он может быть джайном - это не имеет большого значения, - но он подражает Буддам. Когда монах уходит из мира, он уходит, чтобы бороться с ним. Это не мирный уход. Все его существо устремлено обратно. Он борется с этим. Он раздваивается. Одна половина его существа - за этот мир, а другая половина жаждет другого. Он разорван на части. Монах - это шизофреническая в своей основе, расщепленная личность, разделенная на низшее и высшее. И это низшее продолжает притягивать его, но чем больше оно подавляется, тем более и более притягательным оно становится. И из-за того, что он не пережил низшее, он не может войти в высшее. Вы можете попасть в высшее только тогда, когда вы пережили низшее. Вы можете заслужить высшее, только проходя через все страдания и восторги низшего. До того как лотос становится лотосом, он должен пройти через ил - ил есть этот мир. Монах сбежал от ила, он никогда не станет лотосом. Это похоже на семя лотоса, которое вдруг отказалось падать в ил - может быть, из-за своего эго: "Ведь я - семя лотоса! Я не могу упасть в ил". Но тогда оно останется семенем, никогда не расцветет. Если оно хочет превратиться в лотос, оно должно упасть в ил, должно пережить это противоречие. Не пережив этого противоречия - жизни в иле - нельзя оказаться вне него. Я буду последним человеком, если стану делать из вас монахов, - иначе, почему монахи так настроены против меня? Я хотел бы, чтобы вы укоренились в земле. Я совершенно согласен с Фридрихом Ницше, который говорит: '"Я умоляю вас, братья мои, оставайтесь верными земле и не верьте тем, кто говорит о надеждах на другой мир!" Выучите свой первый урок доверия, доверившись земле. Она - это ваш дом прямо сейчас! Не охотьтесь за другим миром. Живите в этом мире, и живите в нем интенсивно, страстно. Живите в нем тотально, всем своим существом. И благодаря этой полной вере, благодаря этой страстной жизни, любви и радости вы станете способными выйти за пределы этого мира. Другой мир скрыт в этом мире. Будда спит в Зорбе. Его необходимо разбудить. И никто не может пробудить вас, кроме самой жизни. Я здесь, чтобы помочь вам быть тотальными, где бы вы ни были; в каком бы состоянии вы ни были - проживайте это состояние тотально. Только проживая что-либо полностью, можно выйти за его пределы. Сначала станьте Зорбой, цветком этой земли, и затем заслужите способность стать Буддой - цветком другого мира. Другой мир не где-то вовне: другой мир спрятан в этом. Этот - только проявление другого, а другой непроявленная часть этого. ПЕЧАЛЬ ИМЕЕТ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ КРАСОТУ Бхагван, можно ли праздновать печаль? Не отождествляйтесь с печалью. Станьте свидетелем и наслаждайтесь моментом печали, потому что печаль имеет свою собственную красоту. Вы никогда не наблюдали. Вы настолько отождествляетесь, что никогда не проникаете в глубину печали, в глубину этой красоты. Если вы понаблюдаете, то будете поражены, какое сокровище вы потеряли. Посмотрите - вы никогда не бываете так глубоки, как в печали. Печаль несет в себе глубину, счастье - поверхностно. Пойдите и посмотрите на счастливых людей. Эти так называемые счастливые люди, эти плеймальчики и плейдевочки - вы найдете их в клубах, отелях, в театрах - всегда улыбаются, кипят пузырями от счастья. Вы увидите, что они всегда мелки, поверхностны. В них нет никакой глубины. Счастье напоминает волны на поверхности, вы живете мелкой жизнью. А в печали есть глубина. Когда вы печальны, это не похоже на волны на поверхности, это похоже на самые глубины Тихого океана, мили и мили в глубину. Погружайтесь в глубину, наблюдайте ее. Счастье шумно, печаль молчалива. Счастье похоже на день, печаль похожа на ночь. Счастье похоже на свет, печаль похожа на тьму. Свет приходит и уходит, тьма остается - она вечна. Свет случается иногда, тьма существует всегда. Если вы погрузитесь в печаль, все это будет отброшено. Внезапно вы осознаете, что печаль присутствует объективно, вы наблюдаете и убеждаетесь в этом, и вдруг, внезапно, появляется ощущение счастья. Печаль так прекрасна - цветок безмолвия, цветок вечной глубины. Она как бездонная пучина, такая безмолвная, такая мелодичная - ничто не нарушает тишину, никакого возмущения. В нее можно падать и падать бесконечно и выйти оттуда полностью отдохнувшим и помолодевшим. Отношение к печали зависит от вас. Когда вы печальны, вы думаете, что с вами случилось что-то плохое. Это просто ваша интерпретация. И тогда вы пытаетесь избежать этого; вы никогда не медитируете над этим. Тогда вам хочется пойти к кому-нибудь, на вечеринку, в клуб или включить телевизор, радио, или почитать газету - то есть делать что-то, что помогло бы вам забыться. Вам внушили, что печаль это зло. В ней нет ничего плохого. Она - это другая полярность жизни. Счастье - это один полюс, печаль - другой. Блаженство - это один полюс, страдание - это другой. Жизнь состоит из того и другого. Жизнь, состоящая только из блаженства, будет иметь горизонтальное протяжение, но не будет иметь глубины. Жизнь, состоящая только из печали, будет иметь глубину, но не будет иметь протяжения. Жизнь, состоящая из печали и блаженства, многомерна, она движется во всех направлениях одновременно. Смотрите на изображение Будды или заглядывайте иногда в мои глаза, и вы найдете и то и другое вместе - блаженство, мир и печаль. Вы найдете блаженство, в котором есть также и печаль, потому что печаль придает ему глубину. Вглядитесь в выражение лица Будды - блаженный, но такой печальный. Само слово "печаль" вызывает у вас неправильные ассоциации - как будто что-то в жизни не так. Это ваша интерпретация. На мой взгляд, жизнь хороша во всей своей полноте. И когда вы принимаете жизнь полностью, только тогда вы и можете праздновать, в ином случае - нет. Празднование означает: что бы ни случилось (неважно что), я буду праздновать. Ведь празднование ничем не обусловлено: "Когда я счастлив, тогда я буду праздновать". Празднование безусловно - я праздную жизнь. Она приносит несчастье - хорошо, я праздную его. Она приносит счастье - хорошо, я праздную и это. Празднование - это моя позиция, которая не зависит от того, что приносит жизнь. Но проблема возникает потому, что как бы я ни использовал слова, они приобретают дополнительное значение в вашем уме. Когда я говорю "празднуйте", вы думаете, что нужно быть счастливым. Как можно праздновать, если вы печальны? Я не говорил, что нужно быть счастливым для того, чтобы праздновать. Празднование это благодарение за все, что вам посылает жизнь, за все, что Бог посылает вам. Празднование - это благодарение, это благодарность. Я говорил вам это, и буду говорить еще. Один очень бедный суфийский мистик был голоден, он устал от долгого пути. Ночью он пришел в одну деревню, но жители не приняли его. В этой деревне жили правоверные мусульмане; когда имеешь с ними дело, очень трудно убедить их. Они даже не пустили его переночевать в их селение. Ночь была холодной, он замерз, устал, дрожал, потому что на нем почти не было одежды. Он сидел за деревней под деревом. Его ученики расположились рядом, очень опечаленные, подавленные и сердитые. И тогда он обратился к Богу с молитвой: "Господь"! Ты прекрасен! Ты всегда даешь мне все, в чем я нуждаюсь". Это было уже слишком. Один ученик сказал: "Постой, ты зашел слишком далеко. Твоя молитва неискренна. Мы голодны, устали, у нас нет одежды, приближается холодная ночь. Вокруг дикие звери, нас не приняли в деревне, у нас нет крыши над головой. За что же ты благодаришь Бога? Почему ты говоришь: "Ты всегда даешь мне все, в чем бы я ни нуждался?" Мистик ответил: "Да, я повторяю эти слова: Бог дает мне все, в чем бы я ни нуждался. Этой ночью мне нужно быть бедным, этой ночью мне нужно быть отверженным, этой ночью мне нужно быть голодным, в опасности. Иначе, почему бы Он дал мне это? Это, должно быть, необходимо. Это нужно, и я должен быть благодарен. Он так внимателен к моим потребностям. Он действительно великолепен!" Это и есть позиция, не зависящая от ситуации. Ситуация не имеет значения. Празднуйте в любом случае. Если вы печальны - празднуйте печаль. Попробуйте. Просто проверьте это на практике, и вы будете удивлены - это получается. Вы печальны? - начните танцевать, потому что печаль - такой прекрасный, такой безмолвный цветок бытия. Танцуйте, наслаждайтесь, и внезапно вы почувствуете, что печаль исчезает, появилась дистанция. Вскоре вы забудете печаль и начнете праздновать. Вы трансформировали энергию. Это так же, как в алхимии: неблагородный металл преобразуется в золото высшей пробы. Печаль, гнев, ревность - неблагородные металлы могут быть превращены в золото, потому что они имеют те же самые составные части, такие же электроны. Вы когда-нибудь думали о том, что кусок угля и самый большой алмаз на свете - это одно и то же? Между ними нет никакой разницы. Просто уголь под давлением земных слоев в течение миллионов лет становится алмазом. Просто разница давления, но они оба - углерод, оба образованы теми же самыми элементарными частицами. Низкое может быть преобразовано в высокое. В низком есть все. Необходима только перестановка, изменение структуры. В этом - суть алхимии. Когда вы печальны, празднуйте, и вы придадите новую композицию печали. Вы привнесете в нее нечто, что трансформирует ее. Вы привнесете в нее празднование. Вы в гневе? - станцуйте прекрасный танец. Вначале он будет гневным. Вы начнете танцевать, танец будет гневным, агрессивным, буйным. Постепенно он будет становиться мягче и мягче, и внезапно вы забудете гнев. Энергия преобразилась в танец. Но когда вы сердиты, вы не думаете о танце. Когда вы печальны, вы не думаете о пении. Почему бы не сделать вашу печаль песней? Пойте, играйте на флейте. Вначале звуки будут печальны, но нет ничего плохого в печальном звуке. Вы печальны? - начните петь, молиться, танцевать. Делайте все, что сможете, делайте, и постепенно низкий металл превращается в высший металл - золото. Как только вы познаете ключ, ваша жизнь уже никогда не будет прежней. Вы сможете открыть любую дверь. А ключ мастера здесь: празднуйте все. Слышал я о трех китайских мистиках. Никто не знает их имен. Они были известны только как "трое смеющихся святых", потому что они не делали ничего, они просто смеялись... Они двигались от одного города к другому, смеялись. Они обычно останавливались на рыночной площади и смеялись раскатистым глубоким смехом... Все, кто был на рынке, собирались вокруг них. Подходили все, лавки закрывались, и торговцы забывали, зачем они пришли. Эти три человека были действительно великолепны - они смеялись, да так, что их животы ходили ходуном. Веселье распространялось как инфекция - другие тоже начинали смеяться. Весь рынок смеялся. Они изменяли все настроение рынка. И если кто-то говорил: "Скажите что-нибудь нам", то они отвечали: "Нам нечего сказать. Мы просто смеемся и изменяем настроение". Всего лишь несколькими минутами раньше это было отвратительное место, где люди думали только о деньгах - стремились к деньгам, вся атмосфера была пропитана жаждой денег, но вот пришли эти трое сумасшедших, начали смеяться, и изменили атмосферу всего рынка. Теперь люди забыли о торговле. Теперь они забыли, что пришли покупать и продавать. Никого не интересовала корысть. Они смеялись и танцевали вокруг этих трех сумасшедших людей. За несколько секунд открылся новый мир. Они странствовали по всему Китаю, от одного места к другому, от деревни к деревне, просто помогая людям рассмеяться. Педальные люди, злые люди, жадные люди, ревнивые люди: все они начинали смеяться вместе с ними. И многие почувствовали ключ - вы тоже можете это использовать. Потом в одной деревне случилось так, что один из них умер. Деревенские жители собрались и сказали: "Уж теперь-то они расстроятся. Теперь-то мы посмотрим, как они посмеются. Их друг умер; они должны плакать". Но когда они пришли, эти двое танцевали, смеялись и праздновали. Жители деревни сказали: "Ну, это уж слишком. Это невежливо. Когда человек умирает, непристойно смеяться и танцевать". "Вы не знаете, что случилось, - ответили они. - Мы все трое все время гадали, кто же из нас умрет первым. Этот человек выиграл, мы побеждены. Всю жизнь мы смеялись вместе с ним. Мы не можем проводить его в последний путь по-другому. Мы должны смеяться, мы должны радоваться, мы должны праздновать. Это единственный способ проститься с человеком, который смеялся всю жизнь. Ведь если мы не будем смеяться, то он посмеется над нами и подумает: "Вот дураки! Вы опять попали в ловушку". Мы не считаем, что он умер. Как может умереть смех, как может умереть жизнь?" Смех вечен, жизнь вечна, праздник продолжается. Актеры меняются, но драма продолжается. Волны изменяются, но океан остается. Вы смеетесь, вы меняетесь, и еще кто-то смеется, но смех продолжается. Вы празднуете, кто-то еще празднует, но празднование продолжается. Существование продолжается, оно постоянно, в нем нет ни единого пробела. Но деревенские жители не смогли понять и не смогли принять участия в смехе в этот день. Затем тело нужно было предать огню, и жители деревни сказали: "Мы омоем его, как полагается по ритуалу". Но двое сказали: "Нет, наш друг просил: "Не исполняйте никаких ритуалов, не меняйте одежду и не омывайте мое тело. Просто положите меня на костер, как есть". Так что мы должны исполнить его просьбу". А потом вдруг случилось нечто необыкновенное. Когда тело было положено на костер, старик сыграл свою последнюю шутку. Под своей одеждой он спрятал много фейерверков, и внезапно начался Дивали. Тогда вся деревня начала смеяться. Эти два сумасшедших друга танцевали, а за ними и вся деревня. Это была не смерть, это была новая жизнь. Смерть - не конец жизни, потому что каждая смерть открывает новую дверь, это начало. Нет конца жизни, всегда есть новое начало, воскрешение. Если вы преобразуете вашу печаль в празднование, тогда вы также сможете трансформировать вашу смерть в воскрешение. Так что учитесь этому искусству, пока еще есть время. Не дайте смерти прийти раньше, чем вы научитесь этому секрету превращения низших металлов в высшие. Потому что, если вы можете преобразовать печаль, вы можете преобразовать и смерть. Если вы можете праздновать без причины, то, когда придет смерть, вы сможете смеяться, вы сможете праздновать, вы уйдете счастливыми. Тогда смерть не сможет уничтожить вас. Более того, наоборот, вы уничтожите смерть. Начните же праздновать, испытайте это на практике. Здесь нечего терять. Однако люди настолько глупы, что даже если и нечего терять, они не хотят попробовать это. Отрывки из книги Ошо "Жизнь, Любовь, Смех" |
|
Всего комментариев: 73 | 1 2 » | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|