21:06 Ответы Брата Зелота на часто задаваемые вопросы о масонстве |
Ответы Брата Зелота на часто задаваемые вопросы о масонстве Масонство – тайное или закрытое общество? Масонство — закрытое общество. У масонских Лож есть собственные интернет-ресурсы, они часто зарегистрированы в мэриях и министерствах своих стран, у них есть свои храмы, на которых открыто размещена масонская символика, они ведут общение с внешним миром и другими социальными группами своих стран, публичную деятельность. Любой масон имеет полное право открыто заявлять о своем членстве в Ложе кому угодно (но не раскрывать имена других масонов без их согласия). Но масоны не открывают окружающему миру свой внутренний мир во всех подробностях (хотя открытая публикация ритуалов в наше время уже стала обычным явлением) и не допускают на свои собрания не-членов организации (хотя допускают их на специально собранные открытые мероприятия). Тайными можно назвать такие общества, о которых: 1) Известно, что они существуют, но не известно, кто там состоит, где они собираются, чем занимаются и зачем, или 2) Не известно вообще ничего, включая сам факт существования такого общества, иными словами, можно предположить, что мы ничего не знаем о тайном обществе «Иннауи-33», о нем нет ни единого документа и ни одной публикации, но оно тем не менее существует, а где, в каком составе, для чего, как называется по-настоящему, — мы этого никогда не знали и никогда не узнаем. Франк-масоны. А какие есть еще масоны? Никакие. Франкмасоны и масоны — это одно и то же, в переводе термин означает «вольный каменщик». Он использовался ранее и используется в наше время в европейских языках для того, чтобы отличать обычного каменщика-строителя (mason) от спекулятивного вольного каменщика (freemason, francmacon). В русском языке этой проблемы не возникло, потому что каменщик так и остался каменщиком, а для определения вольного каменщика отлично усвоилось иностранное слово «масон». Наносят ли масоны вред России? Нет, не наносят. Группа философствующих благотворителей, нацеленная на духовное совершенствование самих себя, может разве что раздражать окружающих, но не вредить им. Масонствоне занимается и не интересуется политикой, хотя в число членов Лож входят и патриоты, и космополиты, и правые, и левые, и центристы, — но им запрещено обсуждать эти темы в Ложе, хотя их деятельность во внешнем мире Ложе неподконтрольна. Цели масонов? Цели масонов и масонства — сложный вопрос для обсуждения по той причине, что никто из задающих вопрос никогда не верит и не поверит в то, что говорят на эту тему сами масоны. Действительно, если в XVII веке стороннему наблюдателю могла показаться, по крайней мере, интересной и заслуживающей внимания цель — собрать вместе всех честных, образованных и порядочных людей, чтобы они имели общую площадку для духовного самосовершенствования и могли свободно просвещать непросвещенных и заниматься благотворительностью, не мучась при этом религиозной, политической или социальной враждой, — то в наше время общественные нормы радикально поменялись (далеко не в последнюю очередь за счет успехов масонства в преобразовании европейского общества в XVIII — XIX вв.), и эта цель не видится современному человеку отдельной и интересной. Современный сторонний наблюдатель чаще всего переспрашивает: «Ну это всё понятно, обычная трескотня за все хорошее против всего плохого, а по-настоящему-то какие цели?». И ответить ему, собственно, нечего. Потому что масонство не поменяло своей цели за 300 лет существования. Оно принимает в свои Ложи людей, обладающих высокой нравственностью и стремлением к духовному совершенствованию, и обеспечивает им наилучшие условия для духовной работы, приобщая к старинной мистериальной традиции, идущей из глубины веков и давшей миру многих выдающихся мыслителей и творцов. Практических (политических, финансовых, религиозных и т.п.) целей масонство не преследует, если не считать практической целью благотворительность и просвещение путем организации светских учебных программ и издания просветительной литературы. Масонство – для избранных? Да, конечно. Любая организация состоит из отобранных по особым критериям людей, а не из всех вообще, в противном случае просто не имело бы смысла ее организовывать. Поэтому единственное, что здесь важно — это критерии отбора и личность отбирающих. В масонстве отбор и посвящение новых членов проводится Ложей, в которую Кандидат подает Прошение о приеме, и больше никем. Ложа — ее руководство и все остальные ее члены — являются единственными выборщиками в этом процессе. Никакому высшему руководству любой масонской организации нет никакого дела до политики членства отдельной Ложи: таков закон автономии Лож внутри масонской организации. Руководство Ложи проводит предварительные собеседования с Кандидатом, желающим вступить в Ложу, оглашает в Ложе свои наблюдения и рекомендации, затем Кандидат приходит в масонский храм и подвергается перекрестному опросу всеми членами Ложи, а потом все члены Ложи участвуют в тайном голосовании (черными и белыми шарами) по этой Кандидатуре. Процесс приема абсолютно демократичен. Гораздо важнее критерий отбора, который в масонстве один и уникальный. В XVII веке, при создании спекулятивного масонства, оно выставило единственным критерием отбора членов нравственность. Этот принцип сохранился до нашего времени. Формулировка «стать вольным каменщиком может только свободный человек добрых нравов» в наше время — когда уже не существует понятия «крепостной» — означает, что в масоны может быть принят только хороший, честный и порядочный человек, неравнодушный к своей духовной жизни. В годы раннего масонства все другие социальные группы формировались по другим признакам: религиозные группы, политические партии, ремесленные гильдии, сословные группы, — и только спекулятивное масонство заявило, что в Ложу может быть принят католик, кальвинист, иудей, тори, виг, каменщик, садовник, джентльмен, торговец, ученый, лакей, — и все они станут Братьями, помогающими друг другу. Только каждый из них должен быть человеком нравственным и широких взглядов. Естественно, и раньше, и теперь несовершенство человеческой природы выборщиков позволяло и позволяет людям бесчестным и лицемерным обманывать доверие масонов и проникать в их ряды, но процент их всегда был мал и на общее течение масонской жизни влиял лишь ограниченно. Обычно в обществе считают, что в масоны принимают лишь видных политиков и иных «правителей мира». Это не так. Формальных критериев мало: возраст от 21 года (в некоторых Ложах от 18 или от 25), достаточные финансовые средства для того, чтобы платить взносы (весьма скромные), и достаточное количество свободного времени, чтобы посещать собрания 1-2 раза в месяц. Социальное положение не важно — как и в старину. Некоторые масонские организации отказывают в приеме женщинам, другие — атеистам. Но есть и организации, в которые допускаются все желающие, отвечающие весьма расплывчатому, но неизменному с XVII века нравственному критерию. Кто такие жидомасоны? Это конспирологический фантом, изобретенный русскими и австрийскими журналистами в 70-е годы XIX века. Хотя тенденция наблюдалась и раньше. В масонство с XVII века принимают и христиан и иудеев, в старину это шокировало общественность. В основе главных масонских степеней (1-3) лежит ветхозаветная легенда о строительстве Первого Храма Иерусалимского, поэтому в ритуалах имеется ветхозаветная (иудейская) символика. Этих двух пунктов вполне достаточно для того, чтобы масонствоподозревали в особой симпатии или даже приверженности к иудаизму. Обычно не обращают внимания на то, что в своей основе ритуалы наполнены совершенно христианской нравственностью, что во многих Ложах все клятвы приносятся именем Иисуса Христа (а до 1720-1725 гг. так было во всех Ложах мира), что в наше время есть особые христианские масонские уставы и отдельные христианские степени в других уставах и т.п. Масонство — порождение протестантской этики Нового времени, и именно она заложила основу масонским нравственным канонам, одним из которых является веротерпимость. О том, как складывались конспирологические теории, можно узнать из лекций, размещенных на нашем сайте Существует еврейское масонство? Масонство еще в самом начале своей истории провозгласило, что членом Ложи может стать приверженец любой религии, и это было крайне важно для европейского общества 40-50-х гг. XVII в., потому что цивилизованный мир едва оправился тогда от кровавых религиозных войн, унесших около трети взрослого населения. Однако, означало это в те времена, скорее, «любой христианской религии», чем «любой религии» вообще, просто потому что мало кому из иудеев в Англии и Шотландии, по большей части, мелких торговцев и ремесленников, пришло бы в голову просить членства в клубе джентльменов, каковым было масонство уже в те времена. А серьезно говорить о присутствии в тех краях заинтересованных во вступлении в масонство мусульман или, например, буддистов, было бы просто смешно. Но век спустя ситуация поменялась, и в 1820 г. в Англии в масонство был принят первый иудей, и с тех пор иудеи свободно принимаются в масонство в большинстве Лож мира (хотя есть масонские уставы и отдельные степени, прием в которые доступен только христианам). В Государстве Израиль действует собственная Великая Ложа, основанная Великой Ложей Шотландии, в которую принимают иудеев, христиан и мусульман, в настоящее время ее Великим Мастером является палестинец, прихожанин греческой православной церкви. Вообще в масонстве отсутствует критерий национальности как таковой — определенное значение имеет только религиозная принадлежность, поэтому говорить о «еврейском масонстве» было бы вообще некорректно, поскольку в масонстве можно обсуждать только «иудейское масонство», «христианское масонство» и т.п. Масоны и Мальтийский орден, масоны и тамплиеры? Все легенды о тайных обществах в современном мире происходят из двух главных источников — двух легенд об архетипических тайных обществах, которые или были или нет, — это так никому точно и не известно, — но послужили прототипами для всех иных реальных и вымышленных тайных обществ цивилизованного мира. Это архетипы Тамплиеров и Розенкрейцеров. Архетип Тамплиеров — властный и могущественный орден рыцарей — одновременно монахов, дворян, воинов и банкиров, — который внутри христианского мира занимал значительное положение, но исповедовал особое тайное учение, и когда он пал по злой воле французского короля и был уничтожен в XIV веке, рыцари сохранили свое учение и тайно продолжают его передавать под другим названием своим преемникам. Архетип Розенкрейцеров — тайное невидимое общество просвещенных алхимиков и магов, в светской жизни, в основном, медиков и учителей, которые совершенно сокрыты от внешнего мира, могут не знать друг друга в лицо, собираются вместе только изредка и только для приема новых членов, но при этом тайно направляют жизнь внешнего мира своими поучениями и магической силой. Естественно, масонство как старейшее из закрытых посвятительных обществ не могло не впитать эти легенды и не воспользоваться ими. В начале XVIII в. во Франции особенно ярко заявила о себе тенденция масонов-дворян к отрицанию «низкого», «ремесленного» происхождения масонского братства, действительно в то время состоявшего преимущественно из высших сословий. Это умонастроение было отражено в знаменитой речи кавалера Рамзая (1737 г.), в которой он впервые возвел происхождение масонства к рыцарям-иоаннитам (впоследствии Мальтийский орден), которые, по его словам, принесли идеи масонства в Европу из Крестовых походов. Практически сразу, уже в середине 40-х гг. XVIII в., немецкиемасоны перенесли «исток масонства» в Орден Храма (тамплиеры), в частности, потому, что мальтийский орден в то время (как и сейчас) существовал, а тамплиеров больше не было, и про них можно было говорить как про покойников — что угодно. В начале XIX в. на волне возраставшего шотландского патриотизма и нараставшей пропаганды шотландских исконных ценностей в масонской Англии активно развивалась тема предположительного спасения большого числа тамплиеров в Шотландии и их сотрудничества с шотландскими королями. Это привело к широкому распространению «шотландского масонства» в Европе (островной и континентальной) и созданию отдельных «тамплиерских» масонских организаций. Важно отметить, что в ряде масонских уставов и тогда, и в наше время существуют степени, дающие Кандидатам «тамплиерское», «мальтийское» или «розенкрейцерское» посвящение с использованием символов и легенд соответствующих орденов, но масонство честно, открыто и прямо признает, что употребляет эти термины символически — осознавая, что это лишь легенды, и не претендуя на владение «настоящим тайным знанием тамплиеров, мальтийцев и розенкрейцеров» хотя бы потому, что никто не уверен в том, что такое знание существует в реальности. Носители масонского тамплиерского, мальтиийского и розенкрейцерского посвящения не претендуют на членство в каких-либо иных организациях, использующих в своем названии эти слова. Нет никакой связи между масонами и государством Мальтийский Орден, а также между масонством и отдельными не-масонскими орденами и обществами тамплиеров, мальтийцев и розенкрейцеров, хотя членство в них может быть доступно и членам масонских Лож, в том числе, поскольку это частное дело всякого масона, неподконтрольное его Ложе, как и прочие его частные дела. Кто правит масонами? Никто, кроме самих масонов. В каждом масонском послушании есть руководящая организация — Великая Ложа (или Великий Восток), но каждая Ложа в основном самостоятельна и независима в принятии решений о своей собственной деятельности. Представители всех Лож послушания путем демократических выборов избирают руководителя великой Ложи — Великого Мастера, и его решение является последним и окончательным для данной великой Ложи в данной конкретной стране. Масонских послушаний в мире несколько, они существуют независимо одно от другого и иногда даже отказываются признавать друг друга масонскими организациями, они могут дружить или враждовать между собой, могут соблюдать нейтралитет или «не замечать» друг друга. Поэтому в каждой стране могут сосуществовать несколько Великих Лож и несколько Великих Мастеров. Внутри каждого из послушаний территориальная великая Ложа независима и сама определяет свою внутреннюю политику, но при этом регулярно проводятся конференции Великих Мастеров, где они обсуждают между собой общие проблемы и проекты. Исключения составляют несколько уставов, например, Устав Мемфиса-Мицраима, где административное общее руководство осуществляется одним Международным Великим Мастером, которому подотчетны национальные Великие Мастера; этот международный Великий Мастер избирается национальными Великими Мастерами из их числа на определенное время и затем сменяется. Должны ли различаться перчатки у Мастеров и Учеников? Ученикам положено носить просто белые перчатки, а начиная с Подмастерья — уже с любыми рисунками, которые не регламентируются и зависят только от выбора самого человека, который их покупает. Это масонская мода и, как таковая, совершенно современная устная традиция, никаких рисунков на перчатках не было ни у кого никогда вплоть до середины ХХ века. Предписание Ученикам носить чисто белые перчатки не является обязательным для исполнения. Почему на Ваш взгляд масонство в России так малочисленно? Потому что был разрыв традиции. В наше время люди идут за социализацией, продвижением по службе, друзьями по хобби и увлечениям, по интересам — в клубы, кружки, сетевые сообщества, спорт-яхт-гольф клубы и т.п. Там теперь и элиты и знакомства и интересы. Все больше времени людьми тратится на работу и активный отдых, все больше вышеперечисленных занятий переносится в интернет. Сейчас редеют ряды всех очных организаций в мире. Но в Европе и Америке масонство всегда спасал фактор традиционности, вечности, консервативной стабильности и поэтому привлекательности, даже наследственности. Было нормально принимать в свою ложу своих сыновей, когда подрастут, иметь династии, общие сборы масонов с семьями на пикники и т.д. В России традиция рвалась 3-4 раза, и в 1991-1992 гг. ее насаживали снова нежными корешками в асфальт. То есть козыря устоев нет, а все современные минусы есть. К тому же в российском масонстве нет действующих президентов, парламентариев и министров, крупного бизнеса, великих людей искусства, финансы мизерные, это не прибавляет авторитета. В-третьих, у нас каждый — пассионарий, высокоразвитая духовная личность со сложившимся характером и весомыми мнениями — поэтому часты ссоры и расколы. Дробятся великие ложи, и подавляющее большинство ушедших из масонства братьев и сестер — это разочарованные бесконечными ссорами и низким уровнем масонских лидеров, которых они сначала-то считали учителями масонской философии и этики. Также несовершенен отбор кандидатов — все равно проникают люди, которые стремятся к тому, что прочли в антимасонской литературе, славе, богатству, магическим навыкам, — они этого не находят и уходят. Масонов мало не потому, что к ним не идут (за 20 лет посвящение в России прошло около 1300 человек, ну примерно как в одном округе одного штата США за месяц), а потому что от них уходят (выход из ложи совершенно свободен, по заявлению на имя ее Мастера, которое даже часто лень писать этим людям, они просто перестают приходить на собрания и не берут трубку). Ну и нельзя забывать, что российское масонство с самого начала и до сего времени в части юрисдикций ежедневно мониторилось спецслужбами, как бы чего не вышло. И представители спецслужб, не скрывавшие этого, занимали в масонстве страны разные посты, и высокие тоже. Так что многие масоны не исключают, что темпы потенциального роста тормозились и намеренно. Но лично я полагаю, что сильно мешать российским масонам и нет необходимости, они стабильно раз в год перессорятся сами все со всеми. Позволяется ли в ложах критиковать обладателей старших градусов? Естественно. Все же братья. Иерархия носит, в основном, ритуальный характер. К тому же никто не отменял той истины, что градусы дают за заслуги перед организацией и выдающиеся личные свойства и личный вклад в общее дело. Поэтому управление орденом осуществляют чаще всего носители высших градусов, хотя прямой официальной связи в большинстве масонских орденов между градусами и должностями нет. Из прижившихся в России только Устав Мемфиса-Мицраима открыто иерархичен и низшие градусы подчиняются решениям высших. Но носители высших градусов получили их путем «поглощения» низших, поэтому ходят на собрания всех градусов вообще и участвуют в общей работе наравне со всеми остальными. Но в любом случае, любая критика должна быть фактической, а не эмоциональной. Как у масонов полагается относиться к проявлениям сексуальности? А никак. Это область частной жизни человека, в которую ложа не лезет, и даже кандидатов на предварительных собеседованиях на эту тему не допрашивает. Есть некоторые тонкости в смешанных послушаниях — официально принято распределять пары по разным ложам, чтобы на духовное развитие не влияли иные отношения. Но на деле это не часто соблюдается. Все люди, все человеки. Пары могут создаваться и распадаться и в ложе. Чаще в смешанных, конечно, но теоретически и в однополых тоже, просто сам не видал, не могу точно сказать. Распад пар обычно трагичен — кто-то обязательно покидает ложу, это данность. Лозунг-цель «Свобода, Равенство, Братство» уже не так актуален, как триста лет назад: по первым двум пунктам прогресс произошел, а по третьему чуть ли не регресс. Есть ли более современные ценности? Прогресс действительно «произошел», в первую очередь, силами масонов, создавших Век Просвещения, но он не завершен, свобода и равенство есть не у всех того достойных. Братство, к сожалению, действительно пока не царит и даже не планирует царить. Номасонство ценно, в частности, политикой точения камня каплей. Оно старается не менять целей, потому что они фундаментальные: брать порядочного человека, желающего окружающим блага, и снабжать его обществом единомышленников, площадкой для интеллектуальных и практических упражнений и приобщением к многовековой традиции, которая продемонстрировала, что реально может помогать в личном усовершенствовании и распространении этого совершенства в окружающем мире. Поскольку общество религиозно-философско-этическое, и цели у него могут казаться расплывчатыми. Но это ж не бригада строительная, в конце концов: «Вот вам кирпичи/блоки, а завтра чтоб из них был построен дом вот по такому плану». История свидетельствует, что методы работают и цели достигаются, ну и хорошо. Нравственное (или духовное) совершенствование человека и общества, которым занимаются масоны, вроде бы бессмысленно без глубоких знаний психологии и социологии. Как относятся масоны к этим наукам и науке вообще? Отлично относятся и нередко зачитывают и обсуждают свои доклады на эти темы на собраниях. По сути, то, что в ХХ веке стало психологией, политологией и социологией, во все иные времена входило в медицину, теологию и философию, и масонство испокон веку интересовалось поведением человека и групп людей, считая, что это его долг в силу культового призыва «Познай самого себя». Так что здесь масоны в выигрыше, потому что еще в XVIII в., например, имели инструменты исследования этих «современных» наук, сконструированные и отшлифованные их предшественниками — членами закрытых обществ более раннего времени. Можно ли понимать это как то, что у масонов в XVIII в. был «доступ к закрытым материалам»? И как сейчас с этим? После появления интернета и цифровых технологий никаких тайных знаний больше нет. Как специалист говорю, что максимум сутки напряженного поиска приведут к нахождению любого «тайно-тайного» документа в интернете. Это в XVII в. некто мог прочесть загадочную рукопись провидца типа Сведенборга и создать особое общество, чтобы оно узнало это учение, ведь книга одна, другой такой нет, и ее можно только читать друг другу вслух и запоминать. В наше время создание общества вокруг одного манускрипта — нонсенс, а в XVIII в. — обычная практика. Разрабатывались особые ритуалы на материале той или и иной книги или устного предания, все дела. В наше же время проще разослать такую внезапно найденную книгу откровений в формате PDF по всему своему списку рассылки. Современные закрытые общества сохраняют форму старинных и хранят определенные практики, но практически всю их литературу может прочесть каждый, где найдет, если сможет отличить от тысяч подделок и пародий. Ведь современное информационное пространство — реально свалка, где есть и золото и грязь. Досточтимый или Достопочтенный? Точнее, кто Досточтимый, а кто Достопочтенный? В русской традиции, заложенной преимущественно личной волей первого переводчика французских ритуалов на «современный русский язык» ныне покойного уважаемого К. Котлярова (из парижских русских второго поколения), существует разделение между прилагательными Venerable (Досточтимый) и (Tres) Respectable ((Весьма) Достопочтенный). В англ. языке оба эти слова передаются словом Worshipful, и поэтому многие русские масоныили просто читатели масонской литературы на англ. языке путаются. В современном российском масонском обиходе Досточтимый — Мастер ложи (Мастер Стула). Достопочтенные — ложа, великие офицеры великой ложи. Также Котлярову принадлежит традиция передавать прилагательное Illustre как «Достославный». Иногда современные российские масоны пытаются «исправлять» сложившуюся традицию — называть ложи «Достойными», мастеров — «Почтенными» и т.п., но опыт показывает, что это не приживается, по крайней мере, сейчас, пока живы работавшие в 1992-2001 гг. по чисто котляровским ритуалам. Сам Котляров утверждал, что пытался совместить словари современного французского масонского обихода и старинных русских ритуалов. Но как и с самими ритуалами, в итоге получилось нечто промежуточное, эклектическое и требующее редактуры даже после уже имевших место двух редактур. Для справки: Брат Зелот - Евгений Щукин (Zealot) - один из основателей российского послушания Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима в России, кандидат исторических наук, автор 2 книг и ряда статей о масонстве и других эзотерических организациях, переводчик работ А. Пайка, А. Уэйта и других масонских авторов, переводчик или редактор большинства масонских и мартинистских ритуалов, используемых всеми послушаниями в современной России. Посвящен в братство Вольных каменщиков в январе 1993 г. в Висконсине, США. С 1994 г. работал в российских ложах, сначала под эгидой Великой национальной ложи Франции, затем - после ее основания в 1995 г. - Великой ложи России. Возглавлял символическую ложу «Феникс» и исследовательскую ложу «Четверо коронованных», занимал посты великого архивариуса и великого секретаря. Летом 2009 г. вместе с другими братьями основал ложу «Имхотеп» под эгидой Великой символической ложи Франции Устава Мемфиса-Мицраима, в 2010 г. возглавил коллегию высших степеней устава «Анубис». Носитель 32° Древнего и принятого Шотландского устава, 90° Устава Мемфиса-Мицраима, английской степени Царской Арки. С ноября 2006 г. - член Ордена мартинистов, с 2009 г. - носитель его третьей степени S.I. В июне 2012 г. вошел в число основателей мартинистской ложи «Небесный Иерусалим» под эгидой французского Инициатического реформированного Ордена мартинистов. 2010-2013 © Масоны в Москве — Масоны в России — Древний Изначальный Устав Мемфис-Мицраим. Материал подготовил Тигр. Благодарю за понимание. |
|
Всего комментариев: 3 | ||
|