Atlantico: Из недавнего опроса The New York Times следует,
что 34% представителей поколения Y (люди 18-34 лет) предпочитают видео в
интернете классическому телевидению. Для сравнения: такой же точки
зрения придерживаются всего лишь 25% поколения Х (люди 35-49 лет), а
среди более пожилых слоев населения это показатель не превышает 10%. О
чем конкретно говорит эта статистика?
Михаэль Стора:
Это означает, что с широким распространением широкополосного доступа в
сеть человек получил больший контроль над тем, что он смотрит. Я хочу
сказать, что теперь мы перестали быть рабами каналов, зависеть от
программы передач. Раньше эфирная сетка формировала некий ритуал. Я имею
в виду расписание выпусков новостей, фильмов по вечерам, футбольных
матчей и т. д. Сейчас зритель может сам влиять на то, что смотрит,
становится активным деятелем в вещании. В результате возникает
индивидуализация его отношений с видео. Дело в том, что по большей части
видео в сети человек смотрит в одиночестве. Будь то американский сериал
или запись телевизионной программы, молодежь предпочитает смотреть их у
себя в комнате.
Кроме того, развитие персонализированных
телевизионных услуг полностью изменило наше отношение к телевидению.
Сегодня выпуски новостей выкладываются в сеть, и нам больше не нужно
просматривать все репортажи. Мы выбираем именно то, что нам нужно. Но
это перечеркивает общественный аспект просмотра передач. Телевидение,
как до него и радио, объединяло людей. Сегодня же семьи лишь в самых
редких случаях собираются вместе перед экраном: по большей части это
относится к реалити-шоу и футбольным матчам.
— Изменения
затронули и средства просмотра видео. Как следует их недавнего опроса
Interpublic, смартфоны и планшеты могут вытеснить телевидение уже через
3-5 лет. С чем это связано?
— Благодаря этим новым
технологиям зритель некоторым образом находится в постоянном
взаимодействии с тем, что он смотрит. Это напрямую связано с тенденцией к
независимости и мобильности, к которым стремятся все молодые зрители.
Тем самым они удовлетворяют свои личные потребности и смотрят программы
по собственному выбору.
Кроме того, благодаря этим устройствам
человек может общаться в Twitter или Facebook одновременно с просмотром
телепередачи. Это облегчает культуру комментирования увиденного, которая
весьма популярна у молодых зрителей: они могут запустить целую
дискуссию на планшете еще до окончания программы. Кроме того, теперь они
могут поставить любую передачу на паузу. Они больше не зависят от
программы передач, которая раньше мешала нам заняться чем-то другим.
В
перспективе такие устройства, безусловно, будут вытеснять телевидение. И
этот процесс может еще больше ускориться, потому что Apple и Samsung
разрабатывают собственные телевизионные системы, которые будут
отличаться куда большей интерактивностью, чем классическое телевидение.
Как бы то ни было, я думаю, что телепередачи никуда не денутся, а просто
будут существовать в другой форме.
— По данным
январского опроса Ipsos, молодежь в возрасте от 13 до 19 лет проводит за
неделю 13,5 часов в сети против 11 часов 15 минут перед телевизором.
Музыка, видео, онлайн игры... Чем обычно занимается поколение YouTube в
интернете?
— Такое название действительно отражает
реальное положение дел. Но они не просто смотрят видео, они комментируют
их, дают свои оценки, ставят «лайки» или даже сами начинают вести
подкасты. Как нам известно, во всех школах в каждом классе есть по
крайней мере один ребенок, который выкладывает видео в сети. Это
по-настоящему новый фактор, который отчасти объясняет потерю интереса к
телевидению. Но на этом взаимодействие не останавливается. Молодежь
читает комментарии, делится увиденным в социальных сетях, и на все это
уходит время. Она вкладывает немало сил в такие «проекты». Появление
блогов стало своего рода прелюдией к тому, что происходит сейчас.
Молодежь стремится к самовыражению с помощью имеющихся у нее в
распоряжении средств. Творческая деятельность, вероятно, является лучшим
ответом на тревоги подростков.
— Отход молодежи от
телевидения связан исключительно с наступлением интернета? Отвечают ли
телепрограммы их реальным потребностям?
— Большинство
крупных каналов редко предлагают ориентированные на молодежь программы.
Кроме того, хорошие сериалы редко идут в подходящие для нее часы.
Поэтому они пользуются сервисами потокового воспроизведения или
скачивают видео. К тому же, хотя устройств с экранами становится все
больше, далеко не у всех подростков есть в комнате телевизор. В
большинстве случаев телевизор стоит в гостиной, и молодежь отнюдь не
всегда интересуют программы, которые там можно посмотреть в кругу семьи.
Так, например, подросток может ощутить себя не в своей тарелке, когда
рядом находится мать, а в программе или сериале поднимаются в той или
иной степени откровенные темы. Поэтому большую часть времени он проводит
за собственным компьютером и самостоятельно принимает решения.
Михаэль Стора, специалист по детской и подростковой психологии