12:00 ПОЛУМЕСЯЦ, ЗВЕЗДА И КРЕСТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обратимся к истокам. Точнее, к древней символике. Известный российский ученый, один из авторов книги «НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ» Анатолий Тимофеевич Фоменко говорит по этому поводу: «ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ИНТЕРЕСНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОМАТЕРИ МАРИИ, ПЛАЧУЩЕЙ У РАСПЯТИЯ ХРИСТА. МЫ ВИДИМ НА ЕЕ ГОЛОВЕ ОСМАНСКИЙ ПОЛУМЕСЯЦ.
Рисунок из средневекового Западноевропейского источника
ВООБЩЕ, ИЗОБРАЖЕНИЙ МАРИИ, СТОЯЩЕЙ НА ПОЛУМЕСЯЦЕ, ОЧЕНЬ МНОГО, НО ЗДЕСЬ НЕЧТО ИНОЕ. ЭТО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОПЯТЬ ЖЕ, ВОСПОМИНАНИЯ О СТАРОЙ СИМВОЛИКЕ (ПОЛУМЕСЯЦ СО ЗВЕЗДОЙ ИЛИ СОЛНЦЕМ), СВЯЗЫВАЕМЫХ В СТАРЫХ ТЕКСТАХ И ИЗОБРАЖЕНИЯХ С РАСПЯТИЕМ ХРИСТА.
«Большие страсти. Распятие». Альбрехт Дюрер (1498 г.)
ВОЗЬМЕМ, НАПРИМЕР, СТАРУЮ СРЕДНЕВЕКОВУЮ БИБЛИЮ. МЫ ВИДИМ В НЕЙ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЗНАМЕНИТОЙ СЦЕНЫ СНИСХОЖДЕНИЯ МОИСЕЯ С ГОРЫ СЕНАЙ. ТАМ СКАЗАНО, ЧТО МОИСЕЙ ПОДНЯЛСЯ НА ГОРУ СЕНАЙ, ПОЛУЧИЛ ТАМ СКРЕЖАЛИ (ДВЕ КАМЕННЫЕ ДОСКИ) С ЗАКОНАМИ, СПУСТИЛСЯ ВНИЗ, И ЛИЦО ЕГО БЫЛО РОГАТО. И ТЕ, КТО ВИДЕЛИ ЕГО - ВИДЕЛИ «РОГАТОГО» МОИСЕЯ…»
Гравюра из средневековой Западноевропейской рукописной Библии
Автор этой гравюры изобразил «рогатого» Моисея с полумесяцем во лбу.
«… НАДО СКАЗАТЬ, - продолжает Анатолий Фоменко, - ЧТО У СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИКОВ ИМЕЕТСЯ НЕКАЯ ПРОБЛЕМА – А ИМЕННО, КАК ОБЪЯСНИТЬ ПРИСУТСТВИЕ НА ГЛАВАХ МНОГИХ ХРАМОВ РОССИИ ПОЛУМЕСЯЦА У ОСНОВАНИЯ БОЛЬШОГО КРЕСТА.
Спасо-Преображенский собор (1152-1157) г. Переславль-Залесский, Ярославская область. СИМВОЛИКА ЭТА ТРАКТУЕТСЯ НЕОДНОЗНАЧНО И НА ЭТУ ТЕМУ СЕГОДНЯ ИМЕЕТСЯ МНОГО СПОРОВ, ДАЖЕ В СРЕДЕ ИСТОРИКОВ РЕЛИГИИ...»
Христианский крест – основной и наиболее важный символ православной религии. Никаких вольностей в его изображении быть не должно – все четко определено каноном. Значит полумесяц, который мы видим в основании креста не случайная (допустим декоративная) деталь. А некий знак, несущий важную смысловую нагрузку.
Перынский Скит. XIII в. Великий Новгород.
Сотрудники исторического отдела Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника ответили на этот вопрос развернуто. Оказывается, существует сразу несколько толкований: 1. Такая форма креста символизирует победу христианства над язычеством. И в основании не полумесяц, а стилизованное изображение чаши с зерном, которую язычники ставили на свои могилы. 2. Внизу действительно чаша, но не с зерном. Это сосуд, в который стекала кровь распятого Христа. 3. Полумесяц внизу символизирует так называемый «якорный» крест. Здесь подразумевается, что церковь – корабль спасения наших душ, а крест – ее якорь. Правда, «якорь» этот, почему-то, находится не под днищем «корабля», а на его макушке. Но в целом, подобное толкование - не хуже прочих. Далее, в частной беседе, сотрудники музея-заповедника высказали еще несколько версий: 4. Внизу не полумесяц, а ладья – символ Богородицы. И ладья эта соединяет собой «земное» и «небесное». 5. Полумесяц внизу – символ колыбели Христа… 6. Полумесяц в основании креста означает победу над Казанским царством, где, как известно, исповедовалось мусульманство.
Георгиевский собор (1230-1234) г. Город Юрьев-Польский, Владимирская область
Крест и полумесяц на куполе Георгиевского собора (1230-1234) г. Такое обилие версий показывает, что пытливый ум современных историков постоянно работает над этим вопросом. Вот, что по этому поводу говорит один из авторов книги «НАЧАЛО ОРДЫНСКОЙ РУСИ» Глеб Владимирович Носовский:
«ОБЫЧНО СЧИТАЮТ, ЧТО ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА ДОЛЖЕНО СИМВОЛИЗИРОВАТЬ ПРЕВОСХОДСТВО ХРИСТИАНСТВА НАД МУСУЛЬМАНСТВОМ, НО ДРЕВНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ НЕ ДАЮТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПОДОБНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПОЭТОМУ В ПОИСКАХ ОБЪЯСНЕНИЙ ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕБИРАТЬ ВСЕ ПРЕДМЕТЫ, ИМЕЮЩИЕ ХОТЯ БЫ ОТДАЛЕННОЕ СХОДСТВО С ПОЛУМЕСЯЦЕМ И ПЫТАТЬСЯ ПРИВЯЗАТЬ ИХ К РЕЛИГИОЗНЫМ КАНОНАМ. ПО ЭТОМУ ПУТИ МОЖНО УЙТИ ДАЛЕКО. МЫ ЖЕ БУДЕМ ИСХОДИТЬ ИЗ ТОГО, ЧТО ЕСЛИ ПРЕДМЕТ ПОХОЖ НА ПОЛУМЕСЯЦ И ВЫГЛЯДИТ, КАК ПОЛУМЕСЯЦ, ТО ОН И ЕСТЬ ПОЛУМЕСЯЦ. ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО НА КРЕСТАХ МОСКОВСКИХ СОБОРОВ НЕДВУСМЫСЛЕННО ИЗОБРАЖЕНА ЕЩЕ И ЗВЕЗДА. ИМЕННО ТАКИЕ КРЕСТЫ С ПОЛУМЕСЯЦАМИ И ЗВЕЗДАМИ СТОЯТ СЕГОДНЯ НА ГЛАВАХ ХРАМА ХРИСТА- СПАСИТЕЛЯ – ГЛАВНОГО ХРАМА РОССИИ…»
Храм Хритста-Спасителя в Москве
Крест с полумесяцем на куполе Храма Христа-Спасителя
Версия о том, что полумесяц в основании креста возник, как символ победы над Казанским царством, не проходит из соображений хронологии. Казань, как известно, присоединил Иван Васильевич Грозный в 1552 году, а полумесяцы украшают древние соборы, начиная с 12 века. Так Дмитриевский собор во Владимире датируется 1197 годом.
Дмитриевский собор. Владимир (1197 г.)
Крест на куполе Дмитриевского собора (1197 г.)
Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве
Спасский собор «Спасо-Андроникова монастыря» считается построенным, наиболее вероятно, между 1410 и 1427 годами. Как бы там ни было, но даже дата 1427 год более чем на сто лет старше, известной по учебникам даты присоединения Казани. Кроме того, Герб Казани – Дракон, а не полумесяц.
Герб города Казани
Родовой Герб Карамзиных
А вот в родовом Гербе Карамзиных почему-то полумесяц присутствует. Османский полумесяц в родовом русском Гербе! Случайно ли это? Откроем фундаментальное издание, посвященное Гербам русских городов. Большинство их относятся к XVII-XIX векам, однако, как сообщается, большая часть Гербов восходит к более раннему времени. Оказывается, что в старых Гербах русских городов символ ПОЛУМЕСЯЦА действительно присутствовал. Причем, иногда, В ОЧЕНЬ ЯРКОЙ ФОРМЕ. Вот несколько примеров: Герб города Борзна (Черниговской губернии) VII-XX в.
Герб города Борзна На красном поле - КРУПНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ, ОХВАТЫВАЮЩИЙ ЧЕТЫРЕХКОНЕЧНЫЙ ЗОЛОТОЙ КРЕСТ.
Герб города Конотоп (Черниговской губернии). Практически, неотличим от герба города БОРЗНЫ. Более того, рядом с крестом добавлена ЗВЕЗДА, что еще более сближает герб с османским полумесяцем и звездой.
Герб города Зеньков Герб города Зеньков (Полтавской губернии) 1782 г. Здесь крест даже касается полумесяца, точно так же, как и османская звезда касается полумесяца.
Герб города Белозерск
Герб города Белозерск (Новгородской губернии). То же самое изображение ПОЛУМЕСЯЦА С ВПИСАННЫМ В НЕГО КРЕСТОМ. Специально отмечается, что это – старый Герб. Герб Костромской губернии 1834 г. Мы снова видим ПОЛУМЕСЯЦ И КРЕСТ. БОЛЬШЕ НА ПОЛЕ ГЕРБА НИЧЕГО НЕТ. Сегодня никакого полумесяца в гербе Костромы вы уже не увидите.
Герб Костромской Губернии
Новый Герб Костромской губернии
В 1797 году император Павел именным повелением потребовал ВОССТАНОВИТЬ старый герб Костромы. Может быть, у Павла были какие-то идеи возрождения старой символики. Но ПОВЕЛЕНИЕ ЕГО ВЫПОЛНЕНО НЕ БЫЛО. Его же собственными приближенными! ПОТРЕБОВАЛСЯ ЕЩЕ ОДИН ИМЕННОЙ УКАЗ, на этот раз уже Николая I, от 28 ноября 1834 года. Тогда старый герб был все же возвращен Костромской губернии. ОДНАКО, ЧЕРЕЗ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ, СНОВА ОТМЕНЕН.
Герб Уральской области
Герб Уральской области (Российская Империя) 1878 г. В описании герба сказано следующее: «НА ЗЕЛЕНОМ ЩИТЕ ТРИ СЕРЕБРЯННЫЕ ГОРЫ. НА СРЕДНЕЙ - ЗОЛОТАЯ БУЛАВА, А НА КРАЙНИХ - ЗОЛОТЫЕ БУНЧУКИ». Таким образом, БУНЧУКИ УРАЛЬСКИХ ЯИЦКИХ КАЗАКОВ БЫЛИ УВЕНЧАНЫ ПОЛУМЕСЯЦАМИ. Острия копий на этом гербе напоминают по своему расположению звезду или крест, охваченный полумесяцем. Если в случае ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ еще можно было «объяснять» полумесяц со звездой их тесными связями с турецким султаном в эпоху XVII-XVIII веков, то, как объяснить присутствие полумесяца на бунчуках УРАЛЬСКИХ, ЯИЦКИХ КАЗАКОВ? Ведь в XVII-XVIII веках Урал уже не был напрямую связан с Турцией.
Герб Оренбургской губернии Герб Оренбургской губернии 1867 г. На красном, червленом поле - ЗОЛОТОЙ ПОЛУМЕСЯЦ, рогами вниз. Над ним - золотой шестиконечный крест.
Герб Акмолинской области
Герб Акмолинской области (Российская Империя) 1878 г. В нем - ЗОЛОТОЙ ПОЛУМЕСЯЦ.
Герб города Чугуева
Герб города Чугуева (Харьковской губернии) 1761 г. Содержит ТРИ СЕРЕБРЯНЫХ ПОЛУМЕСЯЦА В КРАСНОЙ ПОЛОСЕ. Наверху - две изогнутые сабли, «положенные КРЕСТОООБРАЗНО», как сказано в описании герба. В результате мы видим все тот же символ - ПОЛУМЕСЯЦ, здесь их три, С КРЕСТОМ (ЗВЕЗДОЙ).
Герб города Березна
Герб города БЕРЕЗНА (Черниговской губернии) 1782 г. Среди других изображений - ДВА ПОЛУМЕСЯЦА СО ЗВЕЗДОЙ.
Герб Семиреченской области
Герб Семиреченской области (Российская Империя) 1878 г. В червленом, красном поле - ЗОЛОТОЙ ОПРОКИНУТЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ. Напомним, что в Семиреченской области жили СЕМИРЕЧЕНСКИЕ КАЗАКИ. Итак, мы видим, что во многих старинных российских Гербах, наряду с ПРАВОСЛАВНЫМИ КРЕСТАМИ, изображались еще и ПОЛУМЕСЯЦЫ, считающиеся нынче исключительно МУСУЛЬМАНСКИМ СИМВОЛОМ. Но такая, же символика встречается и в более ранних источниках.
«Поход Аскольда и Дира на Царьград». Радзивиловская летопись. Лист 9 об., мин. 18а.
На этой старинной миниатюре из «РАДЗИВИЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ» изображен момент выхода из Киева русского войска, направляющегося в поход на Царьград. На левой башне мы видим два креста и два полумесяца. Причем, кресты наверху, а полумесяцы внизу.
«Битва угров (венгров) с болгарами. Спасение болгарского царя Семиона в Дерестре». Миниатюра из Радзивиловской летописи. Лист 14, мин. 34. На этой миниатюре мы видим Семиона Болгарского, на боевом флаге, которого изображен полумесяц со звездой (он зеркален современному турецкому). Естественно, в те далекие времена раннего средневековья никакого «османского полумесяца» еще не существовало и в помине, а на знамени православного болгарского царя Семиона он, почему-то, был.
Пожалование Князем Киевским Юрием Владимировичем Долгоруким сыну Андрею города Турова. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Лист 188, мин. 463а.
На этой миниатюре мы видим флаг с полумесяцем (возможно, и со звездой) на башне города КИЕВА или ТУРОВА. Фрагмент миниатюры с флагом увеличен, чтобы можно было разглядеть полумесяц.
Вернемся опять к книге «ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В МИНИАТЮРАХ РАДЗИВИЛОВСКОГО СПИСКА-II», изданной Российской Академией Наук. Там приводятся данные по изображению полумесяца в миниатюрах летописи, причем, миниатюры, в которых полумесяц написан нечетко, не разборчиво или очень мелко, в расчет не брались.
Изображения полумесяца на стенах и башнях
Полумесяцы на боевых русских щитах
«Подступ к городу Переяславцу и его взятие Святославом Игоревичем». Миниатюра из Радзивиловской летописи. Лист 37 об. мин. 87.
На этой миниатюре изображен круглый щит с ПОЛУМЕСЯЦЕМ у русского воина из боевой дружины Киевского князя Святослава Игоревича. Кроме того, в пятнадцати миниатюрах «Радзивиловской летописи» изображены боевые знамена с полумесяцем (иногда, и со звездой).
Строительство Храма «Василия Блаженного» (Покрова на Рву) на Красной площади в Москве. Миниатюра из «Лицевого летописного свода». На этой миниатюре из «Лицевого летописного свода» изображено строительство храма в Москве на Красной площади, известного сегодня, как «Собор Василия Блаженного». Рядом с православными крестами на золоченых куполах соборов, изображены и полумесяцы, венчающие шпили сторожевых башен кремлевской стены. Позже, на месте полумесяцев появятся двуглавые орлы – российские гербы.
Кресты и полумесяцы на куполах и шпилях московского Кремля (деталь).
Из приведенных примеров видно, что символика ПОЛУМЕСЯЦА была хорошо известна на Руси еще в раннем средневековье. Поэтому не удивительно, что она продолжала использоваться и в более, позднее время.
На этом старинном рисунке мы видим традиционный «Казачий круг». Казаки собрались на сход для обсуждения каких-то важных дел. В центре этого круга – боевое знамя.
«Казачий круг». Средневековая гравюра. На нем изображен полумесяц, крест и звезда, т. е. три символа, которые впоследствии были разделены. Один достался ИСЛАМУ, другой – ХРИСТИАНСТВУ, а третий - ИУДАИЗМУ.
«Казачий круг». Средневековая гравюра (фрагмент).
Сейчас считается, что эти символы никогда совместно не объединялись. Объяснить такое обилие полумесяцев на старых гербах российских городов и в быту простой случайностью – невозможно. Раскроем «ЭНЦИКЛОПЕДИЮ ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ» Джона Фоли. Здесь мы видим, что, как сообщают сами историки, еще с раннего средневековья, то есть, ЗАДОЛГО ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА, «… ПОЛУМЕСЯЦ СТАЛ АССОЦИИРОВАТЬСЯ С ВИЗАНТИЕЙ (СОВРЕМЕННЫЙ СТАМБУЛ)... ВИЗАНТИЙЦЫ ОБЪЯВИЛИ... ПОЛУМЕСЯЦ - СИМВОЛОМ ВИЗАНТИИ...»
Византийский Императорский диптих (Барберини). Лувр. IV век.
На увеличенном фрагменте Императорского диптиха, датированного IV веком, хорошо видна Византийская символика – ПОЛУМЕСЯЦ И ЗВЕЗДА. Рядом с ней – ПРАВОСЛАВНЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ. И все эти три древних символа объединены воедино. На миниатюре из «РАДЗИВИЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ», в сцене крещения Киевской княгини Ольги в Царьграде в X веке, мы видим те же символы.
«Беседа Ольги с Византийским Императором Константином Багрянородным. Крещение Ольги в Царьграде». Миниатюра из Радзивиловской летописи. Лист 31 об., мин. 72а.
На башне справа, над головой Ольги отчетливо виден ПОЛУМЕСЯЦ СО ЗВЕЗДОЙ, а в руке у Патриарха - ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. А вот, как трактуется сегодня символика полумесяца в Интернете на сайте «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ. ЩЕЛКОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ» в рубрике «О вере и церкви». «Церковный вестник», июнь 2004 г. № 12(289):
Луна и крест на колокольне московского «Храма Христа-Спасителя»
«… Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Димитриевский собор во Владимире (1197 г.) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царску власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих…»
Б. А. Успенский в своей книге «КРЕСТ И КРУГ. ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ СИМВОЛИКИ» пишет следующее: «… КРЕСТ ОЧЕВИДНЫМ ОБРАЗОМ ВЫСТУПАЕТ, КАК СИМВОЛ ХРИСТА, ТОГДА КАК ЛУНА В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ СИМВОЛИЗИРУЕТ БОГОРОДИЦУ. ТАКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРЯМО СООТВЕТСТВУЕТ КАНОНИЧЕСКИМ ТЕКСТАМ И ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ИМИ, ТЕКСТАМ, ГДЕ ХРИСТОС НАЗЫВАЕТСЯ «СОЛНЦЕМ ПРАВДЫ» ИЛИ «СОЛНЦЕМ ПРАВЕДНЫМ», А БОГОРОДИЦА МОЖЕТ АССОЦИИРОВАТЬСЯ С АПОКАЛИПТИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ «ЖЕНЫ, ОБЛАЧЕННОЙ В СОЛНЦЕ; ПОД НОГАМИ ЕЕ ЛУНА, И НА ГОЛОВЕ ЕЕ ВЕНЕЦ ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ЗВЕЗД».
Остробрамская икона Божьей Матери. 1-я пол. XVII в.
ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К ЭТОМУ ПОСЛЕДНЕМУ ОБРАЗУ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ХОТЯ БЫ ВИЛЕНСКАЯ ИКОНА «ОСТРОБРАМСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, ГДЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОМАТЕРИ СОЧЕТАЕТСЯ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ (ПОД ИКОНОЙ НАХОДИТСЯ БОЛЬШОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ПОЛУМЕСЯЦ, НА КОТОРОМ КАК БЫ СТОИТ БОГОМАТЕРЬ) И ЕЕ ОКРУЖАЮТ 12 ЗВЕЗД. ОТСЮДА ЖЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ И ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОМАТЕРИ, СТОЯЩЕЙ НА ЛУНЕ…» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 5 | ||||
|