20:22 Полынь |
ПОЛЫНЬ (Artemisia) - (дающая здоровье). Относительно происхождения родового латинского названия нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого "artemes" - здоровый, так как во все времена и у всех народов она считалась эликсиром здоровья. Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая излечилась этим растением, по третьей - имя Артемиды, покровительнице рожениц (полынь раньше применяли для лечения некоторых женских болезней). Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть, из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь - пелын – получила, вероятно, из-за характерного для нее серовато-пыльного цвета. В Библии полынь – символ суда Божия за отступничество и непослушание; символизирует горечь наказания за человеческие грехи и пороки. У восточных народов полынь – символ родины и памяти о предках. В древней Руси – символ вдовства и печали, олицетворение несчастной любви, горечи утраты и обиды. Народ дал ей выразительные названия: нехворощь, глистник, горечь, дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник, абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др. О некоторых из народных названий полыни хочется рассказать подробнее. В средние века полынь обыкновенная ассоциировалась с Иоанном Крестителем потому, что она начинает цвести в конце июня (Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю - 24 июня). И еще - по преданию, он носил пояс, свитый из ее стеблей, когда жил в пустыне. Кроме того, в канун Дня святого Иоанна (Ивана Купала) надевали венки, сплетенные из полыни, как защиту от злых сил, жгли ее в традиционных кострах, отмечающих летнее солнцестояние. Красивый куст ростом с человека под названием «божье дерево» знаком многим. Однако, не всем известно, что это - полынь лекарственная или кустарниковая полынь (лат. Artemisia abrotanum). В древности у славянских народов божье дерево играло важную роль как магическое и культовое. Видовое название происходит от греческого слова “abrotos”, что означает - божественный, бессмертный - так высоко ценилось это растение. Об этом же говорит и его русское имя, причем название “божье дерево” дано растению только в России и в славянских странах. В Западной Европе этот вид полыни считается одним из символов любви. Народные ее названия – «молодой любовник», «поцелуй меня скорей», «девичья погибель». К сожалению, в многочисленных сайтах название «божье дерево» через запятую соседствует с вышеприведенными, без каких-либо пояснений, хотя явное смысловое рассогласование здесь очевидно. На Руси исстари божье дерево разводили в садах, сажали в огородах. Сорванные побеги, имеющие сильный пряный запах, развешивали в сенях дома, предбанниках и уборных в качестве освежителя воздуха. Его дымом окуривали жилые помещения, хлева с животными для изгнания паразитов. Верили, что оно отваживает злых людей и завистников. Принято считать, что чудесная трава евшан, запах которой возвращает человеку память, это полынь. Так написано в многочисленных комментариях к летописям. Впрочем, на самом деле, это может быть любая степная трава с характерным сильным ароматом (часто так называют еще и чабрец). Половецкая по происхождению легенда о пучке полыни, не давшем забыть о родине, рассказана ещё на страницах Волынской летописи XIII века. Но только после переложения ее на стихи Аполлоном Майковым, она стала широко известной и потом часто пересказывалась многими авторами. Это было в далекие-далекие времена. Однажды утром войско половцев под предводительством двух ханов - братьев, Отрока и Сырчана, было разбито русскими воинами во главе с Владимиром Мономахом. Сырчан ушел вглубь степей, а Отрок перебрался на Кавказ. Прошло время, окрепла сила степной орды. Стал Сырчан звать к себе брата Отрока. Не раз приглашал его вернуться в родные края, но тот уже привык к чужбине, и ни сказания, ни песни предков не увлекали его. Тогда Сырчан приказал привезти из степи пучок полыни и отправил ее брату. Вдохнув запах сухой полыни, беглец не смог устоять против могучего зова родины и приказал седлать коней. Чернобыльником назвали полынь обыкновенную из-за ее черноватого стебля (былинки). В народе ее считают травой забвения, на Украине зовут ее «забудьками». На Винничине записана о возникновении этого названия интересеая легенда. Однажды чумак с работником остановились на ночлег в поле, разожгли костер, чтобы приготовить пищу. Чумак отошел в сторону и свистнул. Сразу же со всех сторон к нему сползлась огромная стая змей. Собрал он их в котел и стал варить. Когда вода закипела, он слил ее на землю и заменил новой. Лишь в третью воду чумак положил пшено. Наелся он каши, а работнику не дал. Велел ему вымыть котелок и ложку, наказав ни в коем случае не пробовать змеиной каши. Но тот не послушался хозяина, наскреб на дне полную ложку и съел. Тотчас же он услышал разговор трав друг с другом о том, какая из них от какой болезни помогает, услышал, как волы разговаривают между собой. Засмеялся он от радости и хозяин понял, что тот не послушался его запрета. Тогда он предложил работнику съесть очищенный стебель чернобыльника. Только он съел его, как вмиг не только перестал понимать язык трав и животных, но и позабыл, о чем говорили они ранее. Вот с тех пор и зовут на Украине чернобыльник забудьками. Подобные легенды существовали и у других народов. В старинной русской сказке говорится о юноше, что попал в плен к крымским татарам. Однажды он увидел, что его хозяин варит змею. Закипевшую воду тот сменил семь раз, сливая на землю. В том месте трава почернела и преврати-лась в чернобыльник. Юноша отведал змеиной каши и приобрел способность понимать язык животных и трав. Пошел он в конюшню и стал просить коней вынести его на свободу. Один конь согласился спасти юношу. Тот сел на него и умчался. Хозяин отправился было в погоню, но видя, что догнать беглеца не удастся, закричал ему вслед: «Слушай, Иван! Как приедешь домой, навари кореньев чернобыльника и выпей — еще больше будешь знать, чем теперь!» Юноша поверил и сделал так, как сказал татарин. И тут же лишился волшебного дара. По мнению к.б.н. В. Артамонова именно чернобыльник стал в народе олицетворением травы забвения потому, что полынь обыкновенная нередко пышно разрастается на забытых, неухоженных могилах. Видов полыни много. Назову лишь еще одну – полынь ароматную, хорошо всем известный и широко применяемый в кулинарии эстрагон, или тархун. Какой бы ни был вид полыни, в народе ее всегда ценили очень высоко: и за целебные свойства и за, как верили наши предки, ее волшебную, магическую силу. В народной мифологии ее называют матерью всех трав, она считается одним из самых сильных оберегов. В старинных поверьях и обрядах полынь играла весьма заметную роль. Верили, что она защи-щала от ведьм, колдовства и сглаза. Для этого полынь специально заготавливали, соблюдая строгий ритуал. Срывали только на Успение, 28 августа, причем, рвать ее можно было лишь левой рукой, до первых петухов, т.е. – до полуночи. Собранную траву связывали в пучки, освящали в церкви, сушили и хранили до тех пор, пока понадобится. В старину во многих странах существовало поверье: если во время путешествия надеть по-лынь в виде кушака или положить ее в обувь, то не устанешь при ходьбе. А если, накануне Иванова дня, раскопать землю у корня полыни, и найти там уголек, то его надо носить его с собой, потому что он обладает удивительными целебными свойствами. Защитит от падучей болезни, от чумы, нарывов, молнии, квартаны (четырехдневной малярии) и ожогов, от боли в спине в полевую страду. Полезно было всегда носить с собой и просто веточку полыни: в этом случае вы не отравитесь ядом, не подвергнитесь нападению диких зверей, не получите солнечный удар. В России, на Украине полынь и подобные ей травы раскидывали по дому, клали на окна, пороги, под стрехи домов, чтобы защититься от русалок, которые могли «замутить рассудок» человека, свести его с ума. Накануне же Иванова дня люди делали из полыни венки и надевали их на головы в надежде, что в течение года не будут болеть голова и глаза. А еще верили, что такого же эффекта можно добиться, если посмотреть сквозь пучок полыни на пламя Купальского костра. Сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это указывало на то, что на семью наслано злое колдовство. Еще полынь считалась приворотным зельем. Стоило только во время игр хлестнуть полынью избранника, и он уже на других не обращал внимания. Чаще всего полынь применяли на Троицкой неделе - ее еще называли русалочьей. В это время старались не ходить в огороды и лес, чтоб не раздражать всякую нечисть. В случае же необходимости брали с собой ту полынь, которую на Троицу разбрасывали по хате и под столом. Полынь, при защите от русалок, считалась средством, равносильным священной вербе, а также ладану. Если на Троицу приходилось ночевать на открытом воздухе, то ее клали под голову. Если случалось купаться, то бросали в воду. Защищаясь от мавок и схожих с ними мифологических персонажей славянского фольклора, девушки носили полынь за пазухой, подмышками, вплетали ее в косы. А если на Купалу ударить русалку веточкой полыни, то она по поверью, будет служить тебе весь год. Верили, что русалки нападают в лесах и полях на неопытных девушек и парней, не имеющих при себе полыни. Русалка при встрече с человеком непременно спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если человек ответит: «Петрушка», — то русалка со словами: «Ты ж моя душка», утащит его с собой и защекочет до смерти. Если же он скажет: «Полынь», то русалка убежит от него с криком: «А ну, ты, сгинь!». Причем оберегом в этом случае могла служить как сама полынь, так и просто ее название, произнесенное вслух. Бытовало заклинание: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!». В русалочью неделю венки из полыни, как оберег, носили не только женщины, но и мужчи-ны, их надевали даже на скот, защищая от злых сил. По поверьям, ведьмы отбирали у коров моло-ко. Наваром из полыни, собранной на Иванов день, обмывали им вымя - чтобы они давали больше молока. Для очищения от злых духов и колдовства под Рождество или Новый год ею окуривали дома и конюшни, а собранной в июле и высушенной полынью перекладывали снопы хлеба против мышей. Исстари, еще с языческих времен, полынь сопровождала человека от колыбели до гроба. На Украине, при отлучении ребенка, грудь, мазали полынью, так как считалось, что у ребенка, повторно взявшего грудь, всю жизнь будут недобрые глаза. Дети носили полынь за поясом или на груди, привязав ее к застежке сорочки - от сглаза и нечистой силы. В Западной Украине был обычай класть в гроб полынь, чтоб задержать разложение. Ветку полыни вкладывали в руки покойного, чтобы тот мог отгонять адское пламя. По другим поверьям, мертвым давали полынь, чтобы отгонять черта, когда их душа отлетает от тела. Старинные поверья и легенды живы до сих пор. Так, космонавты берут с собой по традиции веточку полыни – она дольше всех трав сохраняет аромат, напоминая о Земле. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |