00:40 Правша, левша, амбидекстер |
Правша — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой: он скорее всего будет писать правой рукой, а также будет применять данную руку для личных нужд, кулинарии и так далее. Согласно различным исследованиям от 85% до 90% населения является правшами, в то время как большинство из оставшихся — левшами. Очень маленький процент от населения может одинаково хорошо использовать обе руки; человек с такой способностью является амбидекстром. Почему правши преобладают? На данный момент не существует господствующей теории, которая объясняет, почему праворукость является намного более распространённой. Нейрологически, моторными навыками правой стороны тела управляет левое полушарие мозга, таким образом исследователи полагают, что объяснение может быть найдено в различиях между двумя полушариями мозга. Например, недавние исследования выявили, что правши используют правую сторону мозга, чтобы сосредоточиться на всем образе, а левую — чтобы сосредоточиться на деталях в пределах образа. Это наблюдаемое различие, как и многие другие, является признаком праворукости, но ясно не объясняет причину её возникновения. Ведущая нога и преобладающий глаз Быть «правшой» не всегда означает, что ведущая нога находится также на правой стороне. Например, играя в футбол, много людей предпочитают использовать левую ногу вместо правой несмотря на то, что они являются праворукими. Люди также имеют доминирующий глаз — что называется глазное господство. Существует слабая связь между ведущей правой рукой и левым глазом. Теории, объясняющие преобладание правшей • Разделение труда полушариями мозга: Смысл теории состоит в том, что за работу речевого и двигательного (ручная работа) центров отвечает одно и то же полушарие мозга, что является более эффективным, чем разделение работы на два полушария. В прошлом в множестве школ по всему миру заставляли детей-левшей писать правой рукое. В Исламе каждый обязан использовать левую руку для того, чтобы вытереть себя после принятия ванны и правую руку для употребления пищи. Большое количество технологических устройств преимущественно предназначено всего для правшей; примеры ежедневно используемых объектов, прежде всего предназначенных для правшей включают холодильники, ножницы, микроволновые печи, консервные ножи, застегивающиеся на пуговицы рубашки и кухонные рукавицы. Большинство классических японских мечей и современные ножи для приготовления пищи пригодны для их более эффективного использования правой рукой. Практически все джойстики для игры на компьютере и компьютерные мыши имеют форму, более удобную для использования правой рукой. При выстреле от левого плеча из военных винтовок, разработанных для стрельбы только от правого плеча, левша получал повреждения от гильзы, так как она попадала ему в глаз или в голове. Левша́ — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой. Человек, являющийся левшой, в основном, использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач. Международный день левши — праздник, отмечаемый ежегодно 13 августа. Статистика День левши, 13 августа 2002 года В 1977 году приблизительно 8 — 15 % взрослого населения являлись левшами. Исследования указывают, что левшами чаще являются мужчины, чем женщины. Левши наиболее часто встречаются среди однояйцевых (монозиготных) близнецов и некоторых групп людей с неврологическими расстройствами, такими как эпилепсия, Синдром Дауна,аутизм, задержка умственного развития и дислексия. По статистике, однояйцевый близнец человека-левши имеет 76%-ный шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические. Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии, Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки — левшей встречается намного меньше. Южное полушарие более «леворуко»: это может быть спровоцировано и социальными причинами — левши, как изгои выдавливались на периферию Старого света, — но несомненно и влияние суточного вращения Земли. По статистике, сейчас на Земле проживает порядка 500 миллионов леворуких людей. Левшами в Европе рождается около десяти процентов детей и они более крикливы, нетерпеливы, но уже в детском возрасте более общительны, контактны. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, левши особенно ценятся в боксе. Причины развития леворукости • Современные исследования показывают, что ориентация ведущей руки развивается до рождения ребёнка, исходя из того какую руку (кулачок) ребёнок чаще «сосёт» или какая рука расположена ближе ко рту. • Длительная (серьёзная) травма правой руки: исследования показывают, что человек, получивший серьёзные травмы правой руки, наиболее вероятно, станет левшой, даже после того, как его правая рука заживёт. Такие серьёзные травмы длятся 6 и более месяцев. • Тестостерон: Согласно одной из теорий, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши. Это теория Гешвинда (англ. Geschwind theory), названная в честь невропатолога, Нормана Гешвинда, разработавшего её. Как полагает Норман Гешвинд, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гешвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же гораздо чаще встречается у мужчин. Гешвинд отмечает, что левши — обычно мужчины — более подвержены определённым заболеваниям иммунной системы, например язвенным колитам. Тестостерон, как было показано, оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы. Поскольку леворукость, иммунологические расстройства и сбои в обучении имеют тенденцию к семейному распространению, Гешвинд приходит к выводу, что некоторые генные комплексы, ответственные за иммунную реактивность, регулируют и уровень тестостерона, вследствие чего у отдельных индивидуумов наблюдается либо избыточная секреция этого гормона, либо повышенная чувствительность к нему. Теория продолжает развиваться, для того, чтобы доказать связь более высокого уровня тестостерона и, как следствие, вытекающего из этого преобладания правого полушария с аутоиммунными расстройствами, такими как дислексия и заикание. Дислексия встречается у мужчин в четыре раза чаще, чем у женщин и, по-видимому, связана с леворукостью. • Теория ультразвука: популярная теория, касающаяся того, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей. Считается, что это может вызывать развитие леворукости. Данная теория базируется на нескольких исследованиях в которых изучалась данная проблема. В одном из них авторы утверждают, что «… мы нашли возможную связь между обычной ультрасонографией в утробе матери и последующим „не развитием" преобладания правой руки у детей в начальной школе». Однако позже в той же самой статье авторы заявляют, что «Данная зависимость … может являться случайной», и «результаты не могут являться существенными, так как, исследования не имели достаточную статистическую выборку для того, чтобы сделать вывод о влиянии ультрасонографии на последующее развитие преобладающей руки у ребёнка». Теория имеет весьма ограниченное применение (только у человека и только в развитых странах в последние несколько десятилетий) и не может ничего объяснить и предсказывать. • Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна: праворукость и леворукость не патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества. У эмбриона доминирует более древнее биологическое правое полушарие, управляющее левой рукой. В оптимальных условиях, интенсивное развитие левого полушария приводит к тому, что рано или поздно, оно обгоняет правое полушарие и происходит полная транслокация доминантности: и полушарий и рук, то есть леворукость переходит в транс-праворукость (доминирование левого полушария правой руки). Экстремальные условия (экологический и психологический стресс матери), создают гипоксию, угнетающую более чувствительное левое полушарие эмбриона. Торможение развития левого полушария приводит к тому, что оно упускает лабильную фазу развития доминантности левой руки. При этом меняется только полушарность, но не рукость, и эмбрион становится цис-леворуким (доминирование левого полушария и левой руки). Гипотезу эмбриональной гипоксии подтверждает повышенный процент леворуких среди близнецов и недоношенных детей (который нельзя объяснить механическими повреждениями мозга в утробе матери или во время родов). • Археологические данные говорят в пользу того, что после первоначально одинакового использования обеих рук (симметрия), произошла асимметрия в сторону предпочтения использования правой. • В 2008 году британские ученые нашли «ген левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. Переучивание На ранних этапах становления современного общества большое значение придавалось стандартизации и дисциплинированию. В рамках этого подхода все, что воспринималось как уклонение, должно было быть либо исправлено средствами усиленной муштры, либо изолировано от общества. Доминирование левой руки при манипуляциях рассматривалось как уклонение от нормы, и во многих странах левшей насильственно переучивали в детстве (как правило, это касалось, в первую очередь, обязательного использования правой руки при письме и пользовании столовыми приборами). Постепенно была осознана бесперспективность и вредность этого подхода и от переучивания стали отказываться. Так, в СССР в 1986 году законодательно была отменена необходимость переучивания в дошкольных заведениях и школах. Социальное клеймо и преследование леворукости Названия, используемые для обозначения левшей С отрицательными коннотациями Существует много разговорных терминов, используемых для обращения к человеку-левше. Некоторые из них являются сленговыми или жаргонными словами, в то время как другие могут быть оскорбительными в определенном контексте. В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова леворукий («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукость («left-handedness») употребляется слово левосторонность («sinistrality»). Данные технические термины происходят от латинского слова «sinister» — левый, леворукий, в переносном значении — зловещий (мрачный). Некоторые левши сами считают себя угнетёнными (ущербными), даже на грани предрассудков. В истории можно найти весомые аргументы, подтверждающие это: Во многих европейских языках, слово «право» является не только синонимом правильности, а также употребляется как власть и правосудие: в немецком и нидерландском языках — recht (право, правовой, юридический), во французском — droit (прямо, право, правовой), в испанском — derecho (право, правовой); в большинстве славянских языков корень «прав» используется в словах, несущих значения правильности и правосудия. Исторически сложилось, что быть правшой, так же, означает «быть квалифицированным, умелым, ловким»: латинское слово «dexter» («правый») обозначает правшу как ловкого; испанский термин «diestro» имеет два значения: «правша» и «квалифицированный». На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «Ciotóg» — левая рука, связано со словом «ciotach», имеющим значение «неуклюжий, неловкий, неудобный». Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister,-tra,-trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем, в Классическом латинском веке, приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время, слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман»: традиционная римская тога имела только один карман, предназначенного для правшей и для удобства пользования расположенный на левой стороне. Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый. Испанское «siniestra» так же имеет два значения, хотя его значение «левый» используется редко — для этого обычно применяется баскское слово «izquierda», (на баскском — esker). Немецкое слово «links» обозначает «слева», прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой, окольным путем», а глагол «linken» — «обманывать». Левша должен был быть не только неудачником, а также неуклюжим и неловким, что показывают французское «gauche» (левый, неловкий), немецкое «links» (слева) и «linkisch» (неуклюжий). Голландское выражение «twee linkerhanden hebben» («иметь две левых руки») означает «быть неуклюжим». Поскольку все данные слова являются очень старыми, то они подтверждают теории, указывающие, что господство праворуких является чрезвычайно древним явлением. На португальском языке самое обычное слово, обозначающее человека-левшу, «canhoto», когда-то использовалось для обозначения дьявола, а «canhestro» — слово, обозначающее «неуклюжий». В древнем Китае, левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый» (кит. 左, пиньинь zuǒ, палл. цзо), означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)». Например, фраза «левая дорога (тропинка)» (кит. 左道, пиньинь zuǒdao, палл. цзодао) означает незаконные или безнравственные пути (средства). В некоторых частях Китая, взрослые все ещё могут помнить наказания за «преступление» в начальной и средней школах, а также в некоторых «приличных» семьях, которое каралось с применением травмирующих средств. Оно состояло в нежелании человека быть правшой. На норвежском языке, выражение «venstrehåndsarbeid» (левая работа) означает «что-то, сделанное неудовлетворительным способом», а одно из норвежских слов, обозначающих левшей — «keivhendt» происходит от норвежских слов, означающих «неправильная рука». Венгерское слово «balfácán» означает упрёк (кретин) («bal» означает левый, «fácán» — фазан.) Другие синонимы — «balfék» и «balek». Однако все они — эвфемистические версии первоначального вульгарного слова «balfasz», соединившего в себе «Bal» — левый и вульгарное название мужских гениталий «fasz». Даже слово «ambidexterity» («расторопность») отражает предубеждение, подразумевает «квалификацию с обеих сторон». Однако, оно содержит латинский корень «dexter», означающий «право, правый», что отражает смысл «быть правым с двух (обеих) сторон». Это утверждение также очевидно в менее известном антониме «ambisinistrous», означающем «неуклюжий с обеих сторон» и происходящем от латинского корня «sinister» (зловещий). С положительными коннотациями Льоке Юпанки, третий Сапа Инка, чьё имя означает «Прославленный левша». Рис. Фелипе Гуаман Пома де Айяла В то же время у инков левши назывались (и сейчас называются среди индейских народов Анд) словом «льоке» (кечуа lluq'i), которое имеет положительное значение. У народов Анд считается, что левши обладают особыми духовными способностями, в том числе к магии и целительству. Третий Сапа Инка — Льоке Юпанки — был левшой, его имя в переводе с кечуа значит «прославленный левша». Левша «Southpaw» В спорте левшей часто называют «Southpaw». Принято считать, что данный термин появился в Соединенных Штатах, в игре бейсбол[22]. Бейсбольные поля обычно проектируются таким образом, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Это означает, что питчеры-левши бросают своей «южной» рукой. Первое использование термина «Southpaw» приписывается Финли Питеру Данну (Finley Peter Dunne). Однако, Оксфордский Словарь английского языка вносит в список не-бейсбольную цитату «южная лапа», означающую удар левой рукой, уже в 1848 году, спустя только три года после первой организованной игры в бейсбол. Вообще левши, как правило, имеют преимущество при игре в бейсбол. В боксе спортсмены, боксирующие левой рукой (левши), часто упоминается как «southpaw». Термин также используется для описания стойки, когда боксёр размещает правую ногу впереди левой (правосторонняя стойка, когда левая рука и нога находятся сзади). Таким термином может обозначаться боксер-правша, боксирующий в правосторонней (англ. southpaw) стойке. Большинство боксёров, левшей или правшей, обычно тренируются со спарринг-партнерами, использующими традиционную левостороннюю стойку (правая ударная рука находится сзади), что в будущем даёт левшам преимущество. «Неподходящие» орудия труда Леворукие люди часто испытывают неудобства из-за преобладающих в обществе предметов, предназначенных для правшей (использования правой рукой). Многие инструменты и устройства разработаны с расчётом на удобство использования именно правой рукой. Например, ножницы устроены таким образом, чтобы линия разреза была видна человеку, держащему их в правой руке, хотя в таком случае она окажется скрытой для пользователя-левши. Кроме того, ручки часто штампуются в сторону, обратную для левши, следовательно, ему их неудобно держать, и частое применение таких ножниц может привести к серьёзному дискомфорту. Многие модели компьютерных мышей пригодны только для пользования правой рукой. На многих рабочих местах, оборудованных компьютером, мышь расположена с правой стороны, делая неудобным её использование для левшей (тем не менее некоторые исследования показывают, что правша, держа мышь в левой руке, работает в итоге быстрее). Линейки также могут вызывать трудности в использовании, так как начало отсчета расположено с неудобной стороны и левшам приходится переворачивать их вверх тормашками. Кухонные ножи европейского стиля являются симметричными, в то время как японские кухонные ножи имеют усечённое асимметричное лезвие; модели для левшей редки, и обычно их необходимо специально заказывать. Нехватка инструментов и механизмов, предназначенных для левшей, на множестве рабочих мест не только создаёт неудобства в использовании, но и фактически может привести к опасным последствиям. Один из примеров — ленточная пила, стандартно разработанная для правшей, но заставляющая левшу держать руки на опасно близкой дистанции к режущему лезвию.[источник не указан 583 дня] Некоторые фабрики после групповых исков от лица леворуких работников установили оборудование, предназначенное для левшей.[источник не указан 583 дня] Два типа ножниц: справа — «стандартные» (для правшей), слева — предназначенные для использования левой рукой Ребёнку-левше трудно научиться писать, если преподаватель отказывается научить ученика правильному и лёгкому для него способу письма. Это происходит потому, что считается, что письмо левой рукой является зеркальным отображением письма правой рукой, что делает ещё более трудным и запутанным процесс обучения письму. В результате большинство левшей во время письма изгибают руку вокруг ручки таким образом, чтобы наклон бумаги имел тот же самый угол, что и у правшей, вместо того, чтобы просто наклонить бумагу в противоположную сторону. Как только эта привычка сформирована, её трудно разрушить. Такое выгибание кисти приводит к тому, что руку, располагающуюся позади написанных символов, необходимо поднимать над строкой письма, что приводит к ещё большим неудобствам. Когда левая рука расположена правильно, то она находится ниже строки письма, точно так же, как и у правшей. Люди, являющиеся левшами, в арабском мире и Израиле не имеют таких трудностей с письмом, так как письмо на данных языках происходит справа налево, что препятствует левшам проводить своей рукой по чернилам как случается при письме слева направо. Это также актуально для языков урду и фарси. Множество компаний из «благих намерений» изготовили продукты, подходящие для левшей, но они всё ещё не в состоянии восполнить потребности левшей. Например, много компаний производят «ножницы для левшей», просто зеркально отражая ручки ножниц, делая тем самым удобный хват для левши. Однако на ножницах, для того, чтобы ими действительно могли пользоваться левши, лезвия также должны быть зеркально перевёрнутыми, иначе левша выполняет «слепой разрез», потому что само лезвие закрывает человеку вид на разрезаемый объект. Fiskars — единственная[источник не указан 574 дня] компания, которая действительно произвела ножницы для левшей, перевернув и лезвия, и ручки. Технические преимущества • Англоязычное расположение знаков на стандартной QWERTY-клавиатуре. Данное расположение знаков содержит гораздо больше часто употребляемых букв на левой стороне клавиатуры, следовательно, левая рука выполняет большинство нажатий клавиш для печати, давая левшам преимущество. • Бокс — леворукий боксёр имеет преимущество при ударе в печень. Леворукость и интеллект Некоторые исследования демонстрируют небольшую положительную корреляцию между леворукостью и творческим потенциалом/интеллектом. Крис МакМанус в своей книге[27] утверждает, что пропорция левшей повышается и что люди-левши, как группа, исторически имеют более высокую долю (выше среднего) преуспевающих учеников. Он говорит, что умственные способности левшей структурированы по-другому и имеют расширенный диапазон способностей, и что гены, которые определяют леворукость, также управляют развитием речевых центров мозга. Исследование, проведенное в 1970-х годах в Великобритании выявило, что приблизительно 11 % мужчин и женщин в возрасте 15-24 являлись левшами, по сравнению с только 3 % в возрастной категории между 55 и 64 годами.[28] МакМанус рассматривает множество факторов, которые могут привести к такому увеличению. К левшам очень предвзято относились в течение XVIII и XIX столетий и это очень часто «сбивало» людей. Во взрослой жизни левши более часто избегают общества, что приводит к меньшему количеству браков и рождения детей. Поскольку дискриминация уменьшалась в 20-м столетии, количество естественных левшей, которые остались левшами в жизни, увеличилось. Возросший возраст материнства внес свой вклад, так как по статистике более старшие матери чаще рожают детей-левшей. Фактически было установлено, что сорокалетние женщины имеют шанс на 128 % больше, чем двадцатилетние на рождение ребёнка, который будет левшой.[источник не указан 583 дня] МакМанус говорит, что данное увеличение могло привести к соответствующему интеллектуальному прогрессу и скачку в количестве математических, спортивных и артистических гениев. Левши имеют тенденцию быть сверх представленными в обоих концах интеллектуальной шкалы: в группе насчитывается непропорционально высокое количество не только гениев, но и людей, имеющих трудности в обучении. Среди прочих были предложены связи между леворукостью и дислексией, заиканием, детским аутизмом.[источник не указан 583 дня] В 2006 году исследователи из Лафейетского Колледжа (англ. Lafayette College) и Университета Джона Хопкинса (англ. Johns Hopkins University) пришли к заключению о том, что среди тех, кто закончил колледж, мужчины-левши на 15 % богаче мужчин-правшей, а среди получивших высшее образование мужчины-левши богаче на 26 %. Различие заработной платы все ещё необъяснимо и не имеет установленного влияния на женщин. Кроме возможных преимуществ интеллекта, левша может также получить другие выгоды, такие как: Разделение работы (труда) полушариями мозга: предпосылкой этой теории является то, что для разговора и ручной работы необходимы прекрасные моторные навыки. Одно полушарие мозга может делать это эффективнее, чем разделение работы на два полушария.[источник не указан 583 дня] Преимущество в рукопашном бою: Левша имеет фактор «неожиданности» в бою, так как немногие бойцы тренировались в достаточной степени с соперниками-левшами. Фехтовальщики особо часто не готовы к необычным углам атаки, используемым соперниками-левшами. Обычно левшам так же трудно сражаться с левшами, так как они в основном тренировались против правшей. «Исчезающие» левши Статистические данные показывают, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники — процент людей, являющихся левшами резко снижается с увеличением возраста. В Америке левшами являются 12 % 20-летних, в то время как только 5 % 50 летних и менее 1 % людей старше 80 лет. Исследователи объясняли большие различия между возрастными группами тем, что в прежние времена в школах обычно заставляли всех учеников писать, использовать столовый прибор и заниматься спортом используя правую руку. Старшие люди, которые являются естественными левшами, скорее всего испытали это на себе.[источник не указан 583 дня] Однако данное рассуждение не объясняет все причины, и полное объяснение «исчезающих левшей» остаётся неустановленным. Другая теория свидетельствует о том, что некоторые левши меняют руки в процессе жизни из-за необходимости соответствовать обществу или «биологической необходимости». Также существует предположение, что процент детей, рождённых левшами, увеличивается в течение времени. Левосторонний мир Транспортное движение Исследования показывают, что люди, имеющие левую ведущую руку, не обязательно являются «лево-сторонними» (относительно других частей тела), большинство леворуких людей имеет тенденцию быть «право-сторонними». Существует понятие «ведущий глаз». Также установлено, что люди имеют доминирующие стороны тела, такие как глаз, нога и ухо. Теории человеческого мышления Существует много теорий о том, что «быть левшой» затрагивает способ человека думать. Одна теория делит лево- и праворуких мыслителей на два лагеря: одновременно-визуальный и линейно-последовательный.[30][31][32][33] Согласно этой теории, праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейный последовательный» метод, в котором мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем перейти к следующей мысли. Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуальный одновременный» метод, в котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно. Рассмотрим это на следующем примере: имеется тысяча желтых теннисных мячиков и 1 красный. Праворукий человек, использующий линейно-последовательный стиль обработки будет смотреть на каждый из мячиков по-очереди пока не найдет красный. Человек-левша высыпал бы их и одновременно смотрел на все мячики, для того, чтобы найти красный. Побочным эффектом отличающихся между собой стилей обработки является то, что праворукие люди должны закончить одну задачу, прежде чем начинать следующую. Левши, в свою очередь, способны быстро переключаться между задачами. Это предполагает что люди, являющиеся левшами имеют превосходные навыки при выполнении мультизадач. Праворукие люди обрабатывают информацию, используя «анализ», который является методом решения проблемы, разделяя её на составляющие и анализируя каждую часть отдельно. В отличие от этого, люди-левши обрабатывают информацию, используя «синтез» смотря на целое и пробуя использовать соответствие образца, чтобы решить проблему.[34] Гипотеза о том, что люди-левши предрасположены к визуальному мышлению, была подтверждена разнообразными исследованиями. В книге, изданной в 2004 году, «Умственные способности работающие немного по-другому» (англ. Brains that work a little bit differently)[35] исследователи Аллен Д. Брагдон (англ. Allen D. Bragdon) и Дэвид Гамон (англ. David Gamon), кратко описали часть текущего исследования относительно преобладающей руки и её значения. Исследователи «преобладающей руки» Корен и Клэр Порак (англ. Coren and Clare Porac) показали, что студенты университета, являющиеся левшами наиболее вероятно специализируются на «визуальных» дисциплинах. Другой пример показывает, что среди 103 студентов отделения искусств 47 процентов были лево- или смешанорукими. Причины преобладания праворукости Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя. Исходя из того, что сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары копьём или мечом. Ряд исследователей[кто?] склонен усматривать причины праворукости в том, что правая рука играла определённую роль в древних космогенических (гелиотропных) культах. Биологический смысл Человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, называется амбидекстром. Прежде полагали, что праворукость — привычка пользоваться правой рукой является результатом воспитания ребёнка, так как при обычном ношении его на левой стороне, остается свободной правая рука, которая поэтому развивается сильнее. В настоящее время принято считать, что в силу наследственности у правшей сильнее развита левая половина головного мозга, соответственно чему более развита правая рука; при обратных условиях, то есть при более сильном развитии правого полушария мозга, сильнее функционирует левая рука. Из этого очевидно, что подобное состояние (предпочтительное использование левой руки, а не правой) нужно считать врождённой, а не приобретённой особенностью. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным, где обозначают особей, предпочитающих пользоваться левой (передней) или правой (передней) лапой соответственно. У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство — правши[36], среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные — амбидекстры, зато все белые медведи − левши[источник не указан 387 дней]. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около ²/3 шимпанзе являются левшами[1]. В неволе большинство приматов — правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши. В 1984 году ЮНЕСКО ввела праздник — День Левшей — 13 августа. Переносный смысл В переносном смысле «левша» означает «умелец; мастер». Это значение произошло из повести Николая Семёновича Лескова (сам писатель также был левшой) «Левша» (полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»), вышедшей в 1881 году. Повесть рассказывает о мастере-левше из Тулы, который поразил воображение английских мастеров тем, что с двумя товарищами подковал английскую танцующую механическую игрушку, сделанную в виде блохи в натуральную величину. Видеть танец механической блохи можно было только в микроскоп («мелкоскоп»). Примечательно, что Левша блоху подковал, но танцевать та из-за увеличившейся тяжести ног перестала. Согласно сказу, подковы для блохи изготовили ученики Левши, а сам он — подковные гвозди и монограммы на них (текст повести(рус.)). Любопытно, что на Руси ранее левши считались не очень хорошими работниками. Поэтому смысл повести такой: русский левша, мастер низшего уровня, тот, кто поставил англичан на место[источник не указан 583 дня]. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). В современной культуре • Левша — один из персонажей мультипликационного сериала «Симпсоны» Нед Фландерс, который является практикующим протестантом и владельцем магазина, продающего товары для левшей («Leftorium»). • В игре «Fahrenheit» номинально есть сразу два персонажа-левши: Тайлер Майлз и Лукас Кейн. Хотя то, что Майлз — левша, косвенно подтверждается на протяжении всей игры, окончательно в этом можно убедиться в сцене, которая происходит в мотеле, перед тем как он ворвется не в тот номер с Карлой — пистолет он держит в левой руке. О «левшизме» же Кейна упоминается Карлой во время вскрытия его жертвы. • В мультипликационном сериале «Футурама» все жители 30 века левши, правшами являются только выходцы из XX века. • В компьютерной игре «Doom» протагонист то использует преимущественно левую руку (удары кастетом, стрельба из пистолета), то правую (перезарядка дробовика и двустволки). Возможно он переученный левша или амбидекстер. • В телевизионном сериале «Доктор Хаус» левшами являются трое из основных персонажей — Кадди, Уилсон и Форман. • В игре The Sims 3 персонажи пишут левой рукой(оплачивая счета), хотя иногда правой. • Неро — главный персонаж компьютерной игры «Devil May Cry 4» является левшой. Хотя его правая «демоническая» рука наделена сверхъестественными способностями, на преобладание левой руки указывает то, что персонаж стреляет и держит меч в левой руке. • В популярном британском сериале Шерлок главный герой-доктор Ватсон-левша, а актер исполняющий его роль-Мартин Фриман-амбидекстер. Амбидекстри́я(от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый», «ловкий») — отсутствие явно выраженной мануальной асимметрии; проявляется тем, что человек или животное в равной степени владеет правой и левой руками (лапами), без выделения ведущей. Амбидекстрия может быть обусловлена генетически или выработана[источник не указан 185 дней] в результате тренировки. Известные люди — амбидекстры • Леонардо да Винчи • Ронни О’Салливан • Мартина Навратилова • Джими Хендрикс — мог играть на гитаре правой рукой, он обычно играл, перевернув гитару вверх тормашками. При этом он натягивал струны гитары в обратном порядке, чтобы они располагались как на обычной гитаре. • Тим Аллен • Святослав Вакарчук • Владимир Сутеев • академик Андрей Сахаров • Эдуард Тихонов • Джеймс Гарфилд • Кристенсен, Хейден — пишет правой рукой, а в хоккей играет, держа клюшку в левой руке. • Никола Тесла «Сейчас я одинаково владею обеими руками, а тогда я был левша и в моей правой руке было относительно мало силы». «Мои изобретения». Н. Тесла. • Роберт Бейден-Пауэлл. • Сигэру Миямото • Гарри Трумэн • Джеймс Вудс • Пол Маккартни • Ринго Старр • Боб Коузи • Тофер Грейс • Мария Шарапова • Ноэль Галлахер • Дик Ван Дайк • Пау Гасоль • Курт Кобейн • Василий Уткин • Майкл Анджело Батио — уникальный гитарист, играющий тэпингом на гитаре с двумя грифами, направленными друг от друга — на одном грифе Майкл играет левой рукой, на другом — правой . [править] Вымышленные амбидекстры • Артемис Фаул II — главный герой серии романов ирландского писателя Йона Колфера Артемис Фаул, является амбидекстром, что было неоднократно указано в книгах серии. • Григорий Мелехов — главный герой романа Тихий Дон. Эпизод с рубкой матроса в конном поединке предварен описанием. • Грегори Хаус — главный герой сериала Доктор Хаус. В некоторых сериях замечена его амбидекстрия. • Дзирт До’Урден — персонаж из книг Роберта Сальваторе и компьютерных ролевых игр по вселенной Forgotten Realms. Тёмный эльф-дроу, следопыт и воин. Его мастерское владение двумя клинками обуславливалось врождённой амбидекстрией. • Эльдар — эльфы из произведений Дж. Р. Р. Толкина, возможно, являются амбидекстрами. • Ягами Лайт — главный герой манги, аниме, серии фильмов и игр «Тетрадь смерти», свободно владеет обеими руками. Это можно увидеть и в манге и в аниме-сериале. • Коната Изуми — героиня Lucky Star, также является амбидекстром. • Кевин — персонаж из книжной серии «33 несчастья» амбидекстр. Он пишет свое имя и левой, и правой рукой и очень стыдится этого. Как определить, протестировать ребёнка на праворукость, леворукость. Как и в каком возрасте можно определить, правая или левая рука будет доминировать у ребенка? Проблема переобучения детей решалась бы намного легче, если бы идентификация левши могла осуществляться на более ранних этапах развития ребенка. Известно, что у большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих левшей эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а правшей - на левой. Поэтому, тщательное наблюдение вашего врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может вам дать ответ "левша ваш ребенок или правша" уже в возрасте 3-4 месяцев. Помощью в решении вопроса, какая же рука доминирует у вашего малыша, может стать анализ определенных семейных случаев. Если кто-то из родственников в первом или втором поколении был левшой, то ваш малыш может получить эту способность. ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР? Тестируется один ребенок, чтобы исключить "обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод. Переплетите пальцы рук в "замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо , а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: "найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.) Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз. Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д. ПРОСТЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ НЕПРОСТОЙ ДИАГНОСТИКИ Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше — в 4-х, 5-летнем возрасте). Именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. САМООЦЕНКА ЧАСТО НЕВЕРНА Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод ее количественной оценки с помощью опросников, содержащих от 5-ти до 20-ти вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Обычно в опросниках спрашивается о тех двигательных навыках человека, которые формируются у него под влиянием среды. Опросники для определения рукости содержат стандартный набор вопросов: какой рукой человек пишет легче и красивее, какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щетку, веник, расческу и т. д. Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники при работе с детьми. Поэтому психологи предпочитают проводить диагностику в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно. ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕСТЫ Существуют специальные батареи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты. Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из хорошо известных является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен. Второй столь же известный — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая. Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками. Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой. Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки. Для оценки скорости определяется число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число точек (касаний ручки) на плоскости листа при постукивании ручкой за 10 секунд. Каждое задание выполняется трижды, потом определяется среднее значение. Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Эту процедуру необходимо проводить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг. СОВЕТЫ Ф. КРЕЧМЕРА Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий. По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости нужно посмотреть, как ребенок выполняет следующие действия: поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и при этом движения выполняются легко и точно, то он — левша. Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где — ребенок, как дается инструкция. Непросто использовать рекомендацию проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди заданий предлагаются следующие: вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку. Во всех случаях важно соблюдать условия тестирования, о которых мы расскажем подробно. ЗАДАНИЯ М. ОЗЬЯС При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант. Задания (полный набор) 1. Завинтить крышки на бутылках. 2. Зажечь спички. 3. Разрезать бумагу ножницами. 4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур). 5. Почистить обувь щеткой. 6. Намотать нитку на катушку. 7. Перелить воду из одного сосуда в другой. 8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку. 9. Отвинтить гайку (рукой, ключом). 10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр. 11. Разложить (раздать) карточки (карты). 12. Проколоть дырочки (5–6 ударов). 13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики. 14. Продеть нитку в иголку. 15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль. 16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки. 17. Достать бусинку ложкой из стакана. 18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка. 19. Закрыть, открыть молнию на сумке. 20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды. В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий). В сокращенной батарее тестов нет графических заданий, это в основном бытовые действия, требующие точности, ловкости, точной координации движений. И самое главное — все действия непривычны, ненатренированы, что, по мнению автора, позволяет получить точную картину превосходства одной руки над другой. ТЕСТ КНЯЗЕВОЙ И ВИЛЬДАВСКОГО Для выявления ведущей руки можно использовать батарею тестов, разработанную отечественными исследователями М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским. Эти тесты включают игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий — бытовые, часто используемые, многие из них дети выполняют обеими руками. Это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Такой подход позволит более точно выделить ведущую руку. Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т. п. Как провести тестирование? Оно проводится один на один. Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка. Обстановка — спокойная, благожелательная, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить». Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался. Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно — нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка. Мы приводим рисунки, выполненные детьми 5, 6 и 7 лет правой и левой рукой. На них отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий разными руками. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Следует также обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит. Второе задание – открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает, закрывает). Третье задание — построение колодца из палочек (спичек). Ведущая рука используется более активно. Четвертое задание — игра в мяч. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит взять мяч и бросить ему. Перебрасывание повторяется несколько раз. Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Ведущая рука более активна, причем ребенок необязательно ею держит ножницы, так как они могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Эта проба неинформативна, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10–15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущая рука выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок. Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2–3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек. Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущая рука развязывает узел (другая его держит). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки. Можно взять иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить. Девятое задание — постройка из кубиков дома, ограды; складывание рисунка по образцу и т. п. Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали. При складывании кубиков нередко используются две руки, кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор или мозаику. Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу. Возраст________________ Дата тестирования _______ Тесты Левая рука Обе руки Правая рука 1. + 2. + 3. + ... 10. При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки». Десятым пунктом в таблице являются данные о семейном левшестве. Если у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, — левша. ВНИМАНИЕ И ТЕРПЕНИЕ На первый взгляд — все просто. Однако у ребенка могут быть все плюсы в графе «Левая рука» за выполнение заданий со второго по девятое, а за первое — рисование — может быть минус, то есть бытовые действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Ситуация может быть и прямо противоположной. Это варианты сложных случаев. Выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а преимущество правой — в графических. Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия. А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой в бытовых условиях? Нередко он начинает писать и правой и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой, или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги и родители — придерживаются такой позиции: «Какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое — письмо. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»). Исследования французских ученых показали, что, как правило (в 90% случаев), графические левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши и бытовыми правшами, причем это соотношение сохраняется в возрасте от 5 до 12 лет. Есть дети — амбидекстры (одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Здесь нужен индивидуальный подход. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты: 1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но их переучивали с раннего детства дома или в детском саду, при рисовании поощряли работу правой рукой. Такие дети легче обучаются письму, если они пишут левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным. 2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки или нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой. Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. От взрослых требуются внимание и терпение. Во всех случаях нужно с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «НОГОСТИ» Нередко родители и педагоги (особенно учителя физической культуры) считают необходимым определить ведущую ногу и ведущий глаз. Такое знание нужно при выборе ребенком вида спорта, для занятий биологией, астрономией, так как переучивание или навязанная необходимость действовать неведущими ногой или глазом могут дать отрицательный эффект переучивания. Тесты для определения «ногости» не так разнообразны, как для определения рукости, но они есть: 1. Закидывание ноги на ногу — ведущая нога при этом оказывается сверху. 2. Измерение длины шага — считается, что длина шага ведущей ноги больше, чем неведущей. 3. Тест на отклонение от заданного направления основан на различии длины шага ведущей и неведущей ноги. Один из вариантов этого теста: цель (квадрат, круг) намечается на полу на расстоянии 5 м от исходной точки. Испытуемый должен пройти от исходной точки к цели с закрытыми глазами или в светонепроницаемой повязке (очках). Человек отклоняется от заданного направления движения за счет разной длины шага. Ведущей считается нога, противоположная направлению отклонения, если отклонение больше 1 м. КАК НАЙТИ ВЕДУЩИЙ ГЛАЗ Тесты на определение ведущего глаза более разнообразны. 1. Самый простой из них — подзорная труба. Считается, что для разглядывания в подзорную трубу используется ведущий глаз. Можно свернуть в трубочку лист бумаги, проклеить место соединения и попросить ребенка посмотреть в «подзорную трубу». Напоминаем, трубу, как и любые другие предметы, используемые для определения левшества, следует положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки. 2. Проба Розенбаха. Можно поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3–4 м, дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить, держа карандаш вертикально, совместить его с вертикальной линией рамы. При закрывании ведущего глаза карандаш резко смещается. Если ведущий глаз правый, то при его закрывании карандаш смещается вправо, если ведущий глаз левый, карандаш смещается влево. При закрывании неведущего глаза карандаш остается на месте. 3. Проба Литинского. При выполнении этой пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2–3 см к переносице. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает ее, а неведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения. Марьяна БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, г. Москва |
|
Всего комментариев: 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|