07:49 Родительское Всероссийское Сопротивление и педология |
Доклад на II съезде Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) 12 июля 2015 года. Новый закон № 273 – ФЗ «Об образовании» рассматривает дошкольное образование как первый уровень образования. Раз есть официальный уровень образования, то педагогам надо понимать, какой результат образования должен быть на выходе с дошкольного уровня, надо понимать, как достичь этого результата, какими средствами, методами, с помощью каких технологий и т.д. Должен быть эталон, норма – СТАНДАРТ! Он же Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования – ФГОС ДО. Приказом Министерства образования РФ этот стандарт и был утвержден. С января 2014 года вся страна строит свою образовательную деятельность в детских садах или, как теперь называются они после «слива» их в одно целое со школой, дошкольных отделениях в соответствии с этим стандартом. Разработка стандарта велась рабочей группой под руководством директора Федерального института развития образования Асмолова А. Г. В советской педагогике образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Обучение и воспитание неотделимы друг от друга. Учитель – носитель культурно-исторического человеческого опыта и организатор процесса передачи социального опыта от поколения к поколению. Именно в обучении происходит развитие. Ребенок – объект педагогики и это означает то, что ребенка учат тому, «что же такое – хорошо, а что такое – плохо». ФГОС созданы на основе личностно-ориентированной модели воспитания, в которой ребенок выступает субъектом педагогики. В данном случае ребенок сам выбирает то, как ему развиваться (и обучаться ли?) и его выбор в приоритете. В чем же суть стандарта? Вы думаете, не получится передать в двух словах? Получится! Суть Стандарта – «нестандартность»! Одно слово. Или, в двух словах: «Отсутствие стандарта!». Объясняю, ведь в голове не укладывается такое нелогичное словосочетание. Есть ребенок, даже не один, много разных детей. Они живут, и их жизнь с 2 месяцев до 8 лет в соответствии со стандартом называется детством. Детство у всех разное, уникальное, индивидуальное, различное – а ключевое слово из стандартов – детство самоценное! Ценно само по себе. Так вот, проживание этого периода времени так, как получится у ребенка, и есть уникальный фактор развития! Цитата: «1.4. Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Вот живет ребенок, просто так и не надо ему мешать, потому что это – диктатура, авторитарность, психологическое давление и ломка индивидуальности! И в этом самом в себе проживании детства ребенок уникально и неповторимо разовьется при главном условии: если никто не будет на него хоть как-то воздействовать, любое воздействие: воспитание, обучение – зло, коверкающее траекторию личностно-индивидуального развития ребенка. Для реализации этого стандарта у себя в саду я должна взять книгу, сесть читать ее перед детьми. Так читать, чтобы детям захотелось спросить, что же я читаю. Или могу спросить: «Может почитать вам, дети?» 10 человек придут и будут слушать, а 2 – петь, а 3 – играть в машинки. Вспоминая принципы ФГОС, цитирую: «2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», я понимаю, что детей нельзя «принуждать прекратить мешать», ведь тем самым будет нарушена уникальность индивидуального процесса развития личности. Ведь если я призову детей делать все вместе – это воспитание коллективности, а коллективность – противоположность индивидуальности, если я запрещу шуметь, чтобы не мешать другим – это авторитарный подход и ограничение прав детей, психологическое давление, что противоречит вышеизложенным принципам, не учитывает Конвенцию ООН о правах ребенка (статья 1 ФГОС, общие положения). А также все это идет вразрез со статьей 1, пункт 2, в соответствии с которым один из основных принципов: «2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей». И само то, что я прививаю детям нормы и правила поведения в обществе – нарушение, так как я тем самым свожу детей к единому стандарту, к единой норме, а должна привести к стандарту нестандартности! Где же тогда образование, спросите вы? А образование – это неагрессивная, пассивная, услужливая образовательная среда. И педагог, воспитатель – часть этой среды. Цитата: «2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей». У меня в детском саду, в котором я работаю, бывает среда тихая и спокойная: мебель, стоящая вдоль стен, конструкторы, мячи, бумага, карандаши и многие другие части предметно-развивающей среды. А бывает среда более многомерная, она перемещается в пространстве, производит звуки, воздействует на другие объекты неодушевленной среды (картинки переставляет, игрушки новые на видное место ставит, может воды в таз налить для экспериментов или песочка насыпать, к примеру) – вот педагог, воспитатель и есть эта среда. Многофункциональная, удобная и обязательно комфортная. Радостная, как вышколенный метрдотель, улыбчивая и услужливая. Создатель ФГОС ДО Асмолов А. Г. призывает воспитателей, ссылаясь в своих высказываниях на Фребеля, как человека давшего название «детский сад», быть садовницами, ухаживающими за красиво и самоценно растущими детьми. А суть ухода – полив и рыхление, да еще не надо загораживать солнце, а то «искривятся цветочки». Свое детище – ФГОСы дошкольного образования, Асмолов А. Г. характеризует так: «Пойди туда, не знаю, куда и возьми то, не знаю, что». А школам, которые должны будут принять такой продукт развития, говорит: «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна подготовиться к ребенку!». И вот так, бесцельно, бессмысленно, не понимая, зачем и для чего это надо, растет, но не развивается в детском саду ребенок. Потребляет, пережевывает услужливо предложенную ему самую разнообразную, самую высокотехнологичную, самую интерактивную, самую добротную среду. Высококвалифицированную и неагрессивную. Хотя каждый педагог знает, что никогда ребенок не пойдет без авторитетного руководства учителя, воспитателя вверх, восхождение – это преодоление, труд. Всё его развитие будет направлено только на линейное обогащение средств потребления и все. И вырастет из маленького поросеночка большой, апатичный, слабый, безвольный потребитель. Период дошкольного детства очень важен для формирования будущего человека. Психологи, физиологи, педагоги признают особую значимость детства. В детстве, а часто можно услышать «до 5 лет», закладывается та основа, ядро человека, которое будет в нем всегда, всю жизнь. Родился человечек, и первые, кто его окружает, кого он познает – его семья. Мама, от которой ребенок вообще до 3-х лет себя не отделяет, как продолжение мамы – папа, бабушка и дедушка, братья и сестры. Они закладывают самую глубинную основу, базисное доверие миру, они передают семейные традиции, с молоком матери ребенок впитывает свою идентичность, свою принадлежность к роду. 3 года. Ребенок первый раз обнаруживает, что он – самостоятельная единица. Он наконец-таки обрел свое «Я», понял, что он существует. Вспомните, как дети до 3х лет говорят о себе: «Маша принесла хлеб», «Петя хочет кашу». Это происходит из-за того, что они себя не видят отдельно от тех, кто про них говорит. И вот в 3 года ребенок говорит: «Я проснулся!». Это «Я» означает то, что ребенок поворачивается к социуму, следующему за семьей кругу общения. И следующий слой, следующая оболочка ядра человека, те особенности общих для него людей, характеристики народа, к которому ребенок принадлежит, запишутся именно в этот, дошкольный период детства. А где взять эти особенности, эти традиции, если вокруг тебя только такие же «цветочки» и неактивная среда? Где взять знания, о том, как тебе жить в этом обществе людей, этой стране? Что любить? Что ненавидеть? Здесь на помощь приходит традиционная система образования, система, учащая в борьбе и преодолении постигнуть мир, формирующая Человека Творца. Рядом с ребенком появляется первый авторитет, наставник, учитель, педагог, воспитатель. Наставник, как человек, который передает весь накопленный культурно-исторический опыт (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические нормы) от старших поколений к младшим. Воспитатель, который пока в игре, трудовой и коллективной деятельности, в творчестве и общении, на занятиях и праздниках воспитывает нравственность, мораль, волю, формирует умения, как на пути преодоления простейших потребностей достичь навыка нравственной жизни, навыка постоянного развития. Воспитывает «привычку быть человеком»! А ФГОС неразвития, созданные современными последователями педологии (хотя эти подходы уже были запрещены в 1936 году из-за того, что внедрение на практике педологических принципов ведет к сортировке учащихся на основе их интеллектуальных качеств), растят, как в саду цветочки, квалифицированных потребителей. Антон Семенович Макаренко: «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали». Кульчицкая Анна, РВС. |
|