15:04 Строители несуществующих метрополитенов |
Дмитрий Виноградов разбирался, кому и зачем нужны сайты метро, которого нет. Жительница Нью-Йорка обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой разобраться с мошенниками, которые сделали в сети сайт "барнаульского метрополитена" и таким образом ввели доверчивую женщину в заблуждение. Между тем в российском интернете — целая субкультура создания и поддержки сайтов несуществующих метрополитенов, очень реалистичных и правдоподобных. Половину аудитории они приводят в бешенство, другую заставляют посмеяться и даже включиться в игру. Корреспондент РИА Новости Дмитрий Виноградов разбирался, зачем нужны эти сайты и кто копает несуществующее метро. Требуется сторож с наличием бессонницы Жительница Нью-Йорка Ульяна Лобанова-Ростовская через сайт президента России попросила Владимира Путина закрыть сайт барнаульского метрополитена — "поскольку в Барнауле метро нет". "Я и моя коллега живем в Нью-Йорке, собирались навестить Барнаул. Моя коллега плакала в буквальном смысле от счастья за свой родной город, который так разительно поменялся", — жалуется женщина. Каково же было разочарование, пишет она, когда выяснилось, что это "замысел-сарказм и ирония над госпроектами". Между тем на сайте, возмущается Лобанова-Ростовская, "выставлены объявления о работе, ложные схемы псевдо-метро и ложная информация о событиях". "Обман всероссийского масштаба дискредитирует субъект Российской Федерации", — уверена она. От реакции администрации президента ничего не известно, а сайт несуществующего в природе "барнаульского метрополитена" продолжает работать. Он действительно выглядит очень реалистично и вполне может соперничать с сайтами существующего метро — например, ничуть не хуже сайта московского метрополитена и даже, пожалуй, посовременнее. © Фото: сайт барнаульского метрополитена Схема "барнаульского метрополитена" Насторожить внимательного читателя может только юмор, прорывающийся сквозь обычный для официальных сайтов канцелярит. Например, из раздела вакансий можно узнать, что барнаульскому метро требуется "сторож эскалаторов" с таким обязательным качеством, как "наличие бессонницы". Также срочно нужны дневной обходчик путей с "умением быстро бегать" и "попрошайка в электропоездах и переходах" с обязательным художественным образованием. Из соцпакета — "бесплатный ночлег на станциях". В общем, когда вам открывается замысел автора сайта, читать его — одно удовольствие. Шикарный салют в метро Сайт "барнаульского метро" придумал и поддерживает всего один человек — Данил Чурилов. Ему 28 лет, в последнее время он живет на два города — в Барнауле и Петербурге, работает журналистом и редактором нескольких интернет-изданий. © Фото: из архива Данила Чурилова Данил Чурилов, "создатель" барнаульского метро "Хоть Барнаул город и провинциальный, но каждый день стоит в пробках, а когда очень долго стоишь в пробке, то появляется мысль — "вот бы сейчас поехать на метро". Лет шесть назад я нарисовал от скуки небольшую схему линий метро, предположив, какие станции могли бы быть в городе, где бы они находились, как бы проходили линии", — рассказывает Чурилов. Получилось очень достоверно, благо, что Данил не совсем дилетант — у него географическое образование, и он примерно представляет, по каким законам проектируют метро. "Появилась схема — появилась и идея создать небольшой сайт в качестве первоапрельской шутки. История разошлась по местной блогосфере, попала в местные СМИ, после чего я понял: идею нужно развивать, раз она так всем нужна", — говорит Данил. Чурилов нарисовал "старинные" жетоны и билеты. Сайт стал еще достовернее. "У меня были случаи, когда москвичи спрашивали по имейлу, до скольких работает метро и можно ли на нем доехать от аэропорта в центр города. Приходилось признаваться, что это шутка", — рассказывает Данил. © Фото: сайт барнаульского метрополитена Подборка якобы настоящих жетонов разного времени Теперь пару раз в месяц он выкладывает на сайт и в сообщество "ВКонтакте" свежие новости. "Метрополитен принял меры в связи с аномальными морозами. Как заявил представитель дежурной диспетчерской, "мы не отметили ни одной аварии в журнале происшествий, так как паста в шариковых ручках замерзла и отогреть ее не получается", — сообщает сайт. Не так давно барнаульский метрополитен обрадовал читателей сайта снижением стоимости проезда до 8 рублей — это заметно дешевле существующего наземного транспорта Барнаула. А в новогоднюю ночь подземка трудилась до трех часов. Читатели Данилу подыгрывают: "В новогоднюю ночь особенно понравился салют, казалось бы, в метро как такое возможно, но ничего, справились! Шикарный был салют, особенно на "Университетской". Хотелось бы сказать особенное спасибо девушкам в униформе снегурочек, разносившим шампанское, и, пользуясь случаем, — где можно узнать телефон той снегурочки, которая работала в вагоне 2258 с 0-00 до 2-30 — светленькая такая?" "Давно езжу, меня все устраивает" Из комментариев на сайте и в сообществе "ВКонтакте", где у барнаульского метрополитена более тысячи подписчиков, легко заметить, что реакция читателей четко делится на две почти равные группы. Одни возмущены "обманом", как и Ульяна Лобанова-Ростовская — мол, живем тут 23 года и отродясь никакого метро не видели. Другие включаются в игру и даже полемизируют с критиками: "Ну вот что же Вы жителей и гостей Барнаула вводите в заблуждение? Жили 23 года и ни разу не ездили на метро?! Я езжу, и меня все устраивает", — пишет один читатель. "Вы сами-то были в Барнауле, чтобы так говорить? Мы всю жизнь пользуемся подземкой!" — поддерживает его другой. Некоторые верят и начинают уточнять, как же найти в городе метро. "Оно под землей!" — отвечает администрация сайта. Власти города о шутке давно знают и относятся к ней скорее благосклонно. Главный архитектор Сергей Боженко даже назвал план вполне профессиональным и посоветовал "построить" кольцевую линию. "Метростроевец" Данил Чурилов взял под козырек, и через некоторое сайт действительно отрапортовал о запуске кольцевой. "У барнаульского метрополитена существует свой перспективный план развития, принятый несколько лет назад. По нему и строим", — докладывает Чурилов. А ответственные за туристическое направление чиновники всерьез рассматривали возможность объявить "барнаульский метрополитен" одним из брендов города: в интернет-состязании брендов Барнаула он набрал 47,5% голосов и занял первое место. © Фото: сайт барнаульского метрополитена Архивное фото якобы времен строительства метро в Барнауле Мечта начальника пресс-службы Сайт "барнаульского метрополитена" — далеко не единственный сайт выдуманного метро на просторах интернета. Есть такие в Липецке, Набережных Челнах, Новочеркасске, Калуге, Покрове Московской области и в станице Кореновск Краснодарского края, а также в казахской Караганде. Свой русскоязычный сайт есть у "метро" столицы Монголии Улан-Батора. На сайте Набережных Челнов можно, например, узнать увлекательную историю строительства метрополитена в "первом в СССР городе-исключении с населением менее 1 млн человек", якобы начавшегося в 1975 году. "По окончании изыскательских работ специалисты пришли к заключению: особенности грунта позволяют строить метрополитен, но с соблюдением особых мер, т.к. город имеет ряд обводненных горизонтов… Оптимистические прогнозы подстегивались коммунистическими лозунгами "КамАЗу свою подземку!", "Грунт Татарии не преграда сильным строителям КАМАЗа!", "Построили КАМАЗ — построим и метро", — "вспоминают" авторы сайта. Страницы "метро" в Липецке расположены на сайте, посвященному реально существующему городскому транспорту с расписанием всех "маршруток". Авторы сайта, на котором можно узнать леденящую душу историю о том, как метро в Липецке было построено в годы войны, а потом по техническим причинам "зарыто", в переписке с корреспондентом РИА Новости честно признались, что все это — шутка. Сайт липецкого метро (как и метро барнаульского) скорее отражает мечту жителей города об этом виде транспорта. Подчеркнем, что большинство "фейковых" сайтов оформлены гораздо скромнее барнаульского. На некоторых из них даже нет никаких контактов. А вот в небольшом кубанском городе Кореновске работа с прессой организована хорошо. На самом сайте всем жаждущим общения журналистам предлагается обращаться с официальным запросом на бланке редакции к "начальнику метрополитена Семерневу Л. Е." Корреспондент РИА Новости выполнил все необходимые формальности и вскоре получил ответ: "В ответ на Вашу просьбу сообщаем, что получить всю интересующую Вас информацию работе Кореновского метрополитена Вы можете, связавшись с начальником пресс-службы Калининым Владимиром по телефону". По указанному номеру действительно ответил "начальник пресс-службы". Когда корреспондент РИА Новости уже собирался подыграть и задать пару вопросов об успехах работы метро в кубанской станице, Владимир Калинин на всякий случай уточнил: никакого метрополитена в Кореновске на самом деле нет, это шутка. А "начальник пресс-службы" и "начальник метрополитена" — это один и тот же человек. © Фото: сайт кореновского метрополитена Схема метро в Кореновске Как рассказал Калинин, он создал свой сайт "кореновского метрополитена" по мотивам, отличающимся от барнаульских: "С детства люблю метро, в какой-то момент начал собирать жетоны из разных метрополитенов". Владимир — настоящий фанат метро, он путешествует только по тем городам, где есть подземка. "Лохотрон", "к психиатру"? Владимир сначала сделал сайт для своей коллекции, а потом решил развить его до полноценного сайта метрополитена Кореновска. С городком его связывает то, что Калинин провел там детство, там родилась его мама и до сих пор живет бабушка. "Я хорошо его знаю, поэтому и станции решил расположить в самых бойких местах" — говорит Владимир. Неудивительно, что Калинин, как и его коллега из Барнаула, — представитель творческой профессии. Ему 25 лет, имеет художественное образование, работает в филиале Эрмитажа в Старой Деревне (Петербург). Владимира поразила живая реакция пользователей на его проект. "Была в Кореновске, ездила на метро, ждала поезда на станции "Парк" в сторону "Улицы Обручева" 46 минут. На станциях "Пл. Ленина" и "Вокзал" грязно, в сторону аэропорта нет продолжения 1-ой линии", — жалуется некая Ольга Петрова. "Вот так бывает: живешь 16 лет и даже не подозреваешь о существовании метрополитена в нашем городе. Делайте выводы, ребятки. Какие люди управляют данным городом (страной, краем). И это то, что я нашел, а сколько еще всего делается в тайне от нас, простых жителей. Максимальный репост!" — призывает читатель Александр Кранк. По оценке Калинина, вообще только 15-20% читателей идея понравилась. "Постоянно получаю письма, что это какой-то лохотрон и что я на этом как-то пытаюсь заработать, или что мне вовсе надо обратиться к психиатру", — признается он. Проблем с властями станицы у него не было, но один чиновник написал ему, что "в будущем эти схемы действительно могут стать основой для строительства настоящего метро". "Некоторые же люди действительно верят, что метрополитен существует, идут его искать и спрашивают у прохожих, где станция. Я считаю, что это безобидная шутка. Адекватный человек должен посмеяться, даже если попался на розыгрыш". Но в какой-то момент Владимир даже решил закрыть сообщество "ВКонтакте" — так много было негатива. "Критики моего проекта говорят, что в Кореновске не может быть метро, потому что в нем меньше миллиона жителей, сейчас — всего 40 тысяч. Однако самый маленький населенный пункт в мире, где есть метро, это город Зерфаус в Австрии — в нем чуть больше тысячи человек. Правда, метро построено на горнолыжной трассе, работает как подъемник и рассчитано, скорее, на туристов". Что ж, возможно, если бы в Кореновске или Барнауле все-таки построили метро, это бы преобразило их жизнь. А пока на это нет надежды, такие как Владимир Калинин и Данил Чурилов преображают нашу жизнь своими мечтами и добрым юмором. |
|