08:09 ТАИНСТВО РИТУАЛА |
При слове «ритуал» мы обычно вспоминаем магические обряды или церковную службу. Естественно, ни богослужение, ни приворот невозможны без совершения определенных действий — заговоров или молитв, в которых нельзя изменить ни единого слова, строго последовательных движений и так далее. И мало кому приходит в голову, что без ритуалов мы не обходимся и в обычной жизни. Да что там не обходимся: если взглянуть повнимательней, выясняется, что из ритуалов вся наша повседневность и состоит. Вспомните: разве ваше утреннее пробуждение с питьем чая или кофе из любимой чашки — не ритуал? Самый настоящий. А ритуалы приветствия-прощания? Что же такое ритуал, чем он столь ценен, отчего без ритуала мы не можем шагу ступить? Ни одна религия не обходится без ритуалов. Где-то они более пышные, где-то — совершенно аскетичные, тем не менее ритуал в любом богослужении присутствует. Спрашивается: зачем нужен церковный ритуал, когда Бог в душе? Инстинкт выживания Какими бы ни были ритуалы, их главная цель всегда одна — коммуникация: общение между человеком и человеком, между людьми и богами. Именно так — даже если кто-то придумывает ритуал лично для себя и выполняет его строго в одиночестве! Например, ребенок решает про себя: «Если я проскачу на одной ножке вон до той скамейки, не оступлюсь, и меня никто не окликнет, то про дневник дома никто не спросит». Ему и в голову не приходит, что он придумал в меру сложный ритуал договора с Высшими силами, принес им жертву (проскакал на одной ножке) и дождался от них «благословения» (никто его не окликнул). Коммуникация лежит и в основе ритуалов животных, птиц, насекомых. При помощи раз и навсегда установленного набора действий одна особь передает другой информацию о своих намерениях—дружественных, брачных или воинственных. И если какая-то «белая ворона» на стандартный набор ритуальных действий реагирует неадекватно, значит, она больна, «сошла с ума», и ее следует изгнать из стада, стаи, роя или общины. По сути, ритуалы животных и ритуалы человека произрастают из одного корня и служат одним целям — коммуникации и сохранению вида. По законам гармонии Почему-то сравнение с животными для нас всегда немного обидно. Как можно сопоставить ритуал принятия воинской присяги или церковную службу с какими-то брачными танцами страусов? Однако оснований для этого больше чем достаточно. Давайте вспомним чудесную сказку Экзюпери «Маленький принц». Перелетая с планеты на планету, он встречает фонарщика, который зажигает и гасит фонарь каждую минуту — потому что именно с такой скоростью теперь на его планете меняется время суток. На вопрос Маленького принца, зачем он это делает, фонарщик отвечает: «Такой уговор». Глядя на этого «нелепого человека» и наблюдая за его странными действиями, Маленький принц понимает: это и есть высшая честность — исполнять свой долг, делать свою работу, даже если она превратилась в чистой воды ритуал. Бессмысленны ли действия фонарщика? «В его работе все-таки есть смысл, — считает Маленький принц. — Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Что же получается? Ритуальные действия могут быть начисто лишены практического смысла: зачем скакать на одной ножке? Зачем ежеминутно зажигать и гасить фонарь? Зачем повторять слова молитвы или присяги? Истинный смысл ритуала—в повторении ряда символических действий, «гарантирующих» связь с Высшими силами. При чем уж тут практический смысл?! Но есть у ритуала еще одна сторона, которую вообще нельзя назвать функциональной. Это красота. Ритуалы в животном мире тоже бывают изумительно красивы — вспомните изящнейшие брачные танцы павлинов. Но и птицы, и рыбы, и млекопитающие выписывают все эти сложнейшие па вовсе не для красоты! Для братьев наших меньших они абсолютно естественны, то есть экономны и целесообразны. А вот в мире человеческом красота ритуала имеет собственную ценность и особый смысл. Только человеку Бог дал такое «излишество», как чувство прекрасного. Для нас красота церковных богослужений — символическое отражение небесной гармонии, следование тем законам, по которым был создан наш мир. Основные темы древнейших ритуалов именно космологические: сотворение космоса из хаоса. Воспроизводя акт творения, люди пытались восстановить космос, гармонию в священном пространстве храма, чтобы «вылечить» от хаоса и разрушения весь остальной мир (ну или хотя бы один народ в отдельно взятой стране). Непременным условием действенности ритуала являлась жертва богам. Когда сегодня мы пускаем кошку в новый дом («на счастье»), нам, конечно, не приходит в голову, что этот обычай — отголосок древнего ритуала, согласно которому домашнему божеству необходимо было жертвовать скот и прочую живность. В принципе, с помощью ритуала любое жизненное событие можно соотнести с «небесной историей». Строительство храма или даже нового дома — с сотворением мира, свадьбу — с небесным браком, войны — с междоусобицами богов. Красота спасет мир Совершенная, прекрасная форма ритуала часто переходила из одной религиозной традиции в другую, наполняясь совершенно иным содержанием. Внутренняя сущность ритуала всегда разрушается раньше, но сохранность формы какое-то время оставляет возможность «вспоминать», возвращаться к истинной сути. Сам по себе ритуал, лишенный духовного наполнения, является лишь «фантиком», оболочкой. Ритуальное искусство постепенно становится музейным экспонатом, философия — предметом изучения историков и этнографов, а обломки ритуальных действий превращаются в обряды, обычаи, поверья, то есть сводятся к примитивному магизму. Мол, если после пожертвования в сто баксов «кадиллак» врезался столб, значит, церковная кружка «неисправна». С другой стороны, когда религия отказывается от ритуала, отказывается от формы в пользу содержания (как это происходит, например, в некоторых ответвлениях протестантизма), богослужение становится все более похожим на эстрадное шоу. При этом рано или поздно придумываются и внедряются новые ритуалы, но уже не такие... красивые. Русская православная церковь, пожалуй, самая «ритуализированная». Когда владыку Антония Сурожского спросили, почему православные службы такие пышные, он просто сказал: «Детям нравится». И действительно, зачем нужен церковный ритуал, когда Бог в душе? Да низачем. Вот только кто у нас в душе после всех наших «приключений», это еще вопрос. Апостол Иоанн Богослов призывает христиан к «различению духов», апостол Павел предупреждает, что и «сам Сатана принимает вид Ангела света». Церковный ритуал в своей полноте по меньшей мере дает ориентир красоты как силы, структурирующей общество, соединяет Небо и землю, прошлое и будущее, реальное время и время метафизическое. Человек — удивительное существо, принадлежащее одновременно и «миру дольнему», и «миру горнему»; он состоит из тех же элементов, что и прах под ногами, имеет те же рефлексы, что и животные, он «телесен». Но он — единственное из животных, которое принадлежит и миру «бестелесному», духовному. Человек, как ангел, способен воспринимать абсолютную красоту и красоту божественного творения, а, обладая телом, плотью, может сам творить красоту. В церковном ритуале наиболее полно выражаются эти способности: человек творит ритуал, но и ритуал помогает человеку оставаться (и становиться) самим собой. Тина ГЕОРГИЕВСКАЯ |
|
Всего комментариев: 6 | |||
|