11:47 В Беларуси начали создавать родовые поместья |
Экологическое поселение «Росы», расположенное в 50 километрах от Минска, — это не деревня. Не агрогородок. Не десяток фермерских хозяйств, объединенных одним названием. «Росы» возникли три года назад. Теперь из 35 отведенных на поселение участков земли 30 выкуплены. Там создают родовые поместья. Жить в них предстоит, соответственно, помещикам… «Хочу стать помещиком» Александр, один из первых жителей «Рос», встретил меня на автомобиле в деревне «Падневичи» (недалеко от городка Раков). Деревни в этих местах стоят плечом к плечу. Некоторые — довольно оживленные, другие постепенно угасают под звон пустых бутылок и негромкий хруст пенсионных купюр. Так, в селе, расположенном прямо напротив экопоселения, осталось всего три двора… — В «Росах» уже около 50 человек, причем 10 дворов уже зимуют, — рассказывает Александр, пока мы рассекаем по гравию вдоль вытянувшегося по правую сторону поселка. — Планируем, что со временем «Росы» расширятся — появятся дома по другую сторону дороги. Вообще, идеальный размер такого поселения — 100 дворов, то есть около 300 человек. Тогда и школа понадобится… А пока вот согласовываем с местными властями названия улиц. Автобус проходит здесь два раза в неделю, электричество в молодое поселение провели пару месяцев тому (телефон и водопровод — на подходе). До этого вечерами жгли свечи. То есть зимний день кончался часов в 7 вечера. Чтобы начать жить в «Росах», недостаточно просто купить кусок земли,
построить дом и наведываться на уикенд для совершения ритуальных плясок
вокруг раскаленного мангала. Процесс перехода в статус «помещик» пусть
ненавязчиво, но все же напоминает обряд инициации. Человек начинает
общаться с единомышленниками и посещает еженедельные собрания
общественной организации «Сотворение», которой, кстати, помогают
белорусские чиновники, Рай на земле Гостевой дом находится на отшибе, в гуще Налибокской пущи, некогда контрабандисткой, а позже партизанской земли обетованной. — Надо новый дом строить, — вздыхает Александр. — Этот старый, гостей размещать все труднее.
Внутри: деревянные полати в два этажа, карта поселка на стене, книжная полка, обеденный стол и, немного неожиданно, компьютер с принтером в углу. — Тут у нас холодильник, тут крупы… — заботливо начали просвещать
меня будущие помещицы и сразу же предложили попробовать самодельного
хлеба на капустном листе.
— А откуда вы узнали, как печку делать? Кто научил? — спрашиваю у Саши — в ближайшем будущем помещика.
Днем у помещиков дел невпроворот. Некоторые уже совсем Большинство пока живет в «Росах» наездами. Помещики — люди в основном семейные. Часто бывает так, что, например, жена с ребенком проводит большую часть недели в гостевом доме, а муж приезжает на выходные. Рассказывает прочно обосновавшийся с семьей в «Росах» Игорь: — Я всю жизнь старался подальше держаться от города, пытался жить на хуторе. Три года с семьей искали такое место, где будет спокойно. Мы три года искали такое место, где будет спокойно, хорошо, где будут жить наши друзья и единомышленники. — Это похоже на деревню?
Население поселка пестрое. Самому молодому росичу еще нет и одного
года, самые взрослые относятся к категории, которую принято именовать
«лица пенсионного возраста». Хотя молодежи очевидно больше, и это вполне
естественно — легче преодолеть инерцию, сняться с места и начать новую
жизнь на новой земле. Среди поселенцев можно найти студентов,
бизнесменов (причем довольно состоятельных), пиарщиков, таможенников,
строителей, звукорежиссеров… В поместьях рождаются дети (уже семеро на все «Росы»). Пока приезжие из города кутаются в шерстяные свитера, поселенческие полуторагодовалые малыши ходят босиком и плещутся на берегу поместных прудов. Они больше похожи на детей из японских семей: едят, когда хотят, спят, когда устают, идут туда, куда глаза глядят. Ловкая система насилия и ограничений, известная как «воспитание», заменена уважением и доверием. Похоже на то, что стремительно деградирующий институт семьи обретает
здесь второе дыхание. Неизвестно, не случится ли с этим подрастающим
поколением то же, что стало с отпрысками семей «детей цветов» или
толстовцев — экзотический образ жизни отцов явно попал им не в то горло.
Но пока эта патриархальная направленность дышит свежестью и новизной.
В родовом поместье растет родовое дерево, на книжной полке стоит родовая
книга с подробной летописью семьи. Когда под ногами почва — прибегать
к корням получается проще. Для минских жителей, наверное, процентов
на 90 горожан в Экологически чистый бизнес В поселке совместно отмечают праздники (от Нового года до собственного — Дня Земли), собираются на поляне, поют, пляшут. Вектор на аутентичность закономерно вызывает интерес к фольклору, древним праздникам — это придает местной культурной направленности легкий языческий привкус. Впрочем, человек, работающий на земле, всегда будет склонен к пантеизму. В «Росах» не скрывают: большие надежды возложены на то, что земля позволит не просто жить здоровой жизнью, но и зарабатывать: — Деньги должны идти к нам сами, — говорит Александр. — В крупных родовых поместьях уже создают товарные знаки, и торговля идет вовсю. Когда у нас будут достаточные объемы, мы тоже к этому придем. Причем цены думаем делать в несколько раз выше, чтобы разрекламировать товар. В Европе существует система сертификации экологической продукции. Сертифицированный фермер может продавать овощи и фрукты дороже. Разумеется, это накладывает на него ряд ограничений: например, он не имеет права использовать химические удобрения. Уверенными шагами эта система идет и к нам. На практике оказывается, что по вкусовым качествам эта экологическая продукция мало отличается от обычной. Дело тут скорее в бренде, наклейке. А вот продукты, выращенные в родовых поместьях, будут качественно отличаться — разницу можно будет почувствовать просто на вкус. Многие в «Росах» уже подвизаются на предпринимательском поприще: Блажен, кто верует В гостевом доме вечером все собираются за одним столом. Обсуждают
вкусную и здоровую пищу (маятник интересов качается от ведической кухни
до сложных нюансов сухоедения), альтернативные и традиционные способы
выращивания растений, Думаю, я по достоинству оценил настоянную с сутки в воде гречневую крупу. Хотя потом малодушно поглощал в березовой роще тушеную говядину. После ужина — Без идеологии народ на землю не пойдет, — без стеснения говорят в поселке. Основой такой идеологии для всех родовых поместий стали книги Владимира Мегрэ про сибирскую отшельницу Анастасию. С увлечения этой литературой все и началось. Наверное, это самый сложный, не сказать — скользкий, момент
во внешнем восприятии жизни поселка. Анастасийцев неоднократно объявляли
сектантами, Мегрэ провозглашали мошенником. Описанное в книгах
действительно иногда настораживает. Например, можно прочитать — Пирамиды… Их создавали по совершенным технологиям, — а потом Однако поселенцы «Рос» во главу угла ставят идею родовых поместий,
а не пророчества про приход инопланетян или принципы телепортации.
Большинство более чем прохладно относится к эзотерической эквилибристике
и пафосным мистическим откровениям. Их скорее интересуют вопросы
разведения пчел и сложная технология выращивания боровиков:
Росичей от адептов очередной харизматической лихорадки выгодно
отличает полное отсутствие агрессивных миссионерских выпадов. Никто тут
не хватает за рукава и, тыча перстами в книжки, не начинает вкрадчиво
проповедать в том смысле, что надо бросить все, отпустить себе бороду… В «Росах» живут люди самых разнообразных убеждений. Четких правил, установок, ритуалов, практик нет. Жизнью поселка никто не управляет, взносов никаких не существует. Расселение на территории «Рос» исключительно единомышленников закреплено с местной администрацией на уровне устного договора и честного слова. Поселенцы могут всему происходящему в мире отыскивать подтверждение в словах реальной или придуманной Анастасии, верить в летающие тарелки… Но они знают, что вырастить тыкву помогают не гуманоиды, а упорный труд. В своей наивности и активности они куда симпатичнее стынущих у телеэкранов мегаполисных студней. Доктор Астров советует — Минимальный размер участка — один гектар, — объясняет Александр. — На такой территории можно создать замкнутую экологическую систему. Мы стараемся вписать участки естественным образом в ландшафт местности. По периметру сажаем живую изгородь, она является ветроломом, снегозадержательной полосой и создает необходимый микроклимат. Тут не найдешь растения, которое было бы посажено просто так. Каждое дерево имеет свою функцию и предназначение. Получить землю в последнее время стало проще. Около 25 соток можно купить в частную собственность, остальное — взять в долгосрочную аренду. Новые поселенцы уже не сталкиваются с подозрительностью чиновников: дескать, зачем столько земли, почему она обязательно должна быть одним куском, а не как у сельских жителей — разбита на несколько участков. Впрочем, земельное законодательство меняется быстрее, чем созревают
помидоры в просторных теплицах помещиков, и что будет дальше —
предугадать сложно. Росичане надеются, что Предполагается, что в родовом поместье помещик построит не просто дом с приусадебным участком, а создаст настоящий миниатюрный Эдем. Строят жилище из экологически чистых материалов, вырывают пруд, пытаются возделывать неклассическими способами почву и выращивать экзотические для наших широт культуры. Мне показали и рассказали про метасеквойю, съедобные каштаны, гинкго билобу, орехи Зибольда и Максимовича и бог еще знает что. — В своем доме я хочу совместить все экотехнологии, — говорит Александр и отводит меня к смотровому окошку в стене. — Основная часть построена из соломенных блоков, а кухня из легкого самана (глина плюс солома). Сверху штукатурка или вентилируемый фасад. Толщина стен — 50 сантиметров. С пожарной точки зрения такие дома гораздо более безопасные, чем просто деревянные. Все, вплоть до мебели и печи, делал своими руками. Разве что доску сам не строгал и шурупы не ковал. Росичи увлеченно изучают ландшафтный дизайн, Деревня: перезагрузка В соседней деревеньке, куда я ходил покупать парное молоко и прочие отнюдь не постные деликатесы, к жителям «Рос» относятся одновременно и с уважением, и с иронией. — Посадють пару кустов картошки, рядом дерево — Идея будет распространяться, как же иначе?! Таких поселков будет становиться все больше, — говорят в один голос поселенцы.
Видят намек на перемены в разнообразных концептуальных проектах, вроде «малоэтажной России» или агрогородков и надеются на улучшение законодательной базы. Любопытно, что будет дальше. Как закончится этот эксперимент, предугадать сложно. Поселенцы настроены оптимистично и считают процесс переселения «на землю» необратимым. Однако, может, запал новообращенных угаснет, родовые поместья войдут в историю как одно из многочисленных благовидных, но бесплодных начинаний — превратятся в загородные виллы или коммуны дауншифтеров, умело заколачивающих деньгу удаленным трудом по Сети. Есть и другой вариант: мы наблюдаем воскрешение, ребрендинг дышащей на ладан деревни. Кто знает. Кстати На территории бывшего СССР сегодня расположена почти сотня родовых
поселений: в самых разных регионах России, Беларуси, Украины, Кавказа.
Численность их населения от нескольких человек до сотни. В некоторых
активно развивается инфраструктура, появляются школы Газета "Белорусский партизан" |
|
Всего комментариев: 6 | |||
|