01:15 В мире пробудился интерес к погребальным культам дохристианской эпохи |
Похоже, в мире пробуждается интерес к погребальным культам дохристианской эпохи. Об этом свидетельствуют выставки, почти одновременно открывшиеся в предпасхальное время в Европе и Америке. Так, в Национальном музее польской столицы проходит выставка "В царстве Осириса и Анубиса", где представлены экспонаты, относящиеся к верованиям и погребальной культуре древних египтян. А в музее Института востоковедения Чикагского университета развернута экспозиция, знакомящая с церемониями поминовения умерших на древнем Ближнем Востоке. Основные герои варшавской выставки - так называемый бог возрождения и царь загробного мира Осирис, а также Анубис - древнеегипетское божество с головой шакала и телом человека, считавшийся в мифологии сыном Осириса и проводником умерших в загробный мир. В Старом царстве он был покровителем некрополей и кладбищ, одним из судей царства мертвых и хранителем ядов и лекарств. В залах Национального музея представлены изображения Анубиса в образе шакала, а также в виде человека с головой шакала или собаки. Экспонаты рассказывают о мифах об Анубисе и Осирисе, сообщает портал "Седмица.ru" со ссылкой на информацию сайта варшавского музея. Во всех культурах на протяжении истории существовали обычаи и ритуалы поминовения и почитания усопших. Организаторы выставки в чикагском музее, названной "В память обо мне", ставили своей целью показать, как древние жители стран ближневосточного региона относились к умершим и как в ритуальных церемониях, связанных с загробным миром, выражалось представление о человеческой душе и ее посмертном существовании в Месопотамии, Египте и странах Восточного Средиземноморья. Центральным объектом выставки является открытый в 2008 году в окрестностях Зенджирли (на территории современной южной Турции) надгробный монумент, датированный 735 годом до нашей эры. От имени своего заказчика, одного из царских чиновников Царства Сам’ал (государство со смешанным хеттским и арамейско-аккадским населением, существовавшее в 1-й пол. I тыс. до н.э. в районе горного хребта Аманос, турецкая область Хатай) памятник получил название – Стела Куттамува. Стела сделана еще при жизни придворного самалского царя Панамува и была установлена после его смерти. В надписи на монументе, сделанной на одном из диалектов западно-семитских языков, очень близкого к арамейскому, предписывается, чтобы Куттамува поминали с пиршеством. В последних строках описан поминальный обряд, который совершался рядом с надгробием. Фраза "и заколет перед душой моей" в строках 10-11 предполагает, что овцу для поминальной трапезы следовало заколоть перед стелой, и плечо жертвенного животного (символ силы) следовало положить перед стелой для самого Куттамува (строки 12-13). Особое внимание специалистов привлекла фраза "для души моей, которая в стеле сей" в строке 5, на основании которой делается вывод, что тело Куттамува было кремировано, а душа его, как считалось, перешла в данную стелу. Это один из древнейших документов, в которых говорится о душе, как о чем-то отдельном от тела. Кремация характерна для индо-европейских культур и обычно не встречается среди семитов. Сама стела хранится в Газиантепском археологическом музее в Турции, однако для чикагской выставки было сделана электронная факсимильная версия оригинального размера. До открытия стелы ученые даже не были уверены, что в этом регионе изображения заупокойных трапез на других монументах были символическим указанием просьбы умерших, адресованные смотрящему на стелу, совершать ежегодные жертвоприношения животных и плодов винограда или вина. При этом жертвы, судя по всему, приносились как умершим, так и богам, при этом не только в усыпальницах и в домах, но и в специальных частных святилищах, в одном из которых и была обнаружена стела из Зенджирли. Несколько других разделов выставки посвящены сходным заупокойным ритуальным практикам Египта, Ирака, Палестины. Артефакты включают в себя: каменные надгробные таблички из Месопотамии с изображением поминальных трапез; египетские деревянные статуэтки людей-поваров и слуг, которые, по представлениям древних, видимо, должны были обеспечивать пищей мертвых; а также каменные фигурки, которые, предположительно, должны были служить вместилищами душ умерших, сообщает портал "Седмица.ru" со ссылкой на информацию сайта Института востоковедения Чикагского университета. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |