18:49 ВЕЛИКИЙ ДРЕВНИЙ УРАЛ |
Гора Тельпосиз, или «Гнездо Ветров», является высочайшей горой Северного Урала, представляя собой двухвершинный горный массив высотой 1649 м. Лежит при условном разделении Северного и Приполярного Урала на левом берегу реки Щугор в Республике Коми. В переводе с языка коми название означает «Гора гнезда ветров» (из — «камень/гора», поз — «гнездо», тол — «ветер»). С вершины горы часто дуют сильные ветра, несущие облака, дождь или снег. Коми считают, что на вершину Тельпосиза нельзя подниматься, так как на горе живёт Шуа или Войпель – бог ветра, который не любит шума и не позволяет людям врываться в своё жилище. На одной из вершин Тельпосиза по преданиям есть следы громадных ног бога Шуа, что возможно относится к памяти о стоящем на вершине идоле. Если же Шуа услышит шум проходящих, то «поднимется страшный ветер, снег, и люди должны погибнуть, или же превращаются в камень». Так в виде легенды оленеводов предостерегали держаться подальше от горы. При этом имя бога ветра Шуа является известным именем египетского бога воздуха, пространства и ветра Шу, показывая древнюю преемственность. Бог Шу разделил Небо и Землю, является ниспровергателем врагов Света, поражая их и пламенем. Позже (возможно, только на Юге) он обрел еще большее значение, поскольку поздние египетские мифы рассказывают о царствовании Шу после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». В этом ключе место Тельпосиз приобретает еще более важный смысл. При этом меридиональную горную цепь, начинающуюся у левого берега реки Щугор и идущую к вершине реки Подчерем, которую по горе Тельпосиз часто именуют Тельпосской цепью или Тельпосским хребтом, коми называют Сёд-Из — «Чёрный хребет» (коми сьӧд – «чёрный»), называя Тэл-Поз-Изом только высокую северную часть горной цепи. Здесь видно сходство слова «сьӧд» (черный) с именем бога Сета (Стх, Сети), ставшим с течением времени богом зла, войны и разрушения, хотя изначально почитался защитником Ра и наоборот упразднял врагов Света (змия Апопа), покровительствуя царской власти. Последнее соотносится с представлениями о боге Шу, который помимо покровительства ветру и воздуху царствует и поражает пламенем. Другое имя пермского Шуа – др.-перм. Войпель, что переводят как «Северный ветер» или даже «Владыка Севера». При этом слово «Гиперборея» (др.-греч. Ὑπερβορεία), под которой греки понимали земли Великой Пермии, означает «за Бореем/за Северный ветром». Борей у греков олицетворял могучего бога Северного ветра, рожденного богом Неба и звезд Астреем и богиней Утренней зари Эос, которая породила ветра и звезды. Примечательно, что коми называются также коми-зыряне или же просто зыряне, словом однокоренным со словом «заря». Войпель могуществен и благосклонен к людям, но не любит светотатства, неуемного веселья и излишнего шума. Согласно поверью, даже во время колошения хлебов нельзя было громко полоскать белье, свистеть в свистульки и чрезмерно веселиться, иначе Северный ветер может заморозить посевы. Так Шуа выступает проявлением Войпеля, превращающего шумного путника в камень. В одной из легенд, пересказанных известным собирателем легенд и преданий коми, автором «Биармии» Каллистратом Жаковым, рассказывается о том, как тяжко пришлось людям и всей живой природе, когда окаменело сердце Войпеля. Оскудела тайга, пересохли реки, ушел лесной зверь, уплыла речная рыба. Великий бог Ен, отец Войпеля, послал тогда белого лебедя, чтобы тот добыл чудесной живой воды и принес ее сыну. Далеко пришлось лететь птице: на самую вершину горы Тельпосиз (гнездо ветров). Там обитал Войпель. Живая вода исцелила душу бога, оттаяло его сердце. Тогда Войпель исцелил природу, вернул ей былое могущество и силу. С тех пор бог постоянно заботился о северной земле и людях, живущих на ней. Поэтому Войпель и почитался у коми как главный покровитель человеческого рода. То, что по пермским мифам жилище Войпеля располагается на вершине Тельпосиз, говорит о расположенном на горе некогда великом Капище в честь бога. Войпель упоминается в 1501 лете в записях митрополита Симона, который пишет про моления Войпелю и творения тризн. Крайне любопытно и важно то обстоятельство, что в ряде сказов напрямую выражена именно женская природа Войпеля и идол Войпеля описывается как изображение четырёхликой женщины, однако само имя происходит от словосочетания «лесной дед, дедушка» («вöр пöльö») и ещё в начале ХIХ века у коми-пермяков существовало утраченное ныне слово «айпэл» – «мужчина». В пермском зверином стиле имеют широкое распространение литые предметы с изображением множества женских лиц, что может относится к божеству. Капища Войпелю находились на вершинах холмов, а идол располагался при свещенной Берёзе в окружении изображений других богов, среди которых образ Войпеля был самым высоким. Береза же женское древо и олицетворяет Великую Ладу с Ее проявлениями. Собственно, сам Тельпосиз в работах венгерского этнографа Антала Регули по-ненецки называется Нэ-Хэхэ – «Женщина-идол/Баба-идол». Мансийское название Нэ-Пупыг-Нёр или Нэ-Пупыг-Ур переводится как «Гора бабы-идола». Существует мансийская легенда о боге, превратившем в каменного идола женщину, запретив манси подниматься на эту вершину: «если кто осмелится это сделать, то поднимется такая буря, что смельчак как раз полетит в пропасть». В житии Стефана Пермского говорится, что в селе Гам была кумирница и были идолы богов, между прочим Войпеля и Йомалы. Народная легенда о Стефане и Волхве Паме утверждает, что возле кумирницы в Гаме был именно золотой кумир, внутри кумирницы серебряный и Золотая старуха с ребенком на коленях. Это описание соответствует рассказу Сигизмунда Герберштейна о Золотой Бабе: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже виден другой ребенок, который, говорят, ее внук». Напрашивается вывод, что с горой Тельпосиз может быть связано бывшее месторасположение одного из известных Золотых женских изваяний. Судя по сообщениям, изваяние Золотой Бабы в образе старухи – бабки богов, которая заключает в себе различные проявления Мироздания, будь то благосклонность или наказание за проступки, что соотносится с образом Макоши, чьи помошницы вплетают белую или черную нити в Судьбы людей и всего Мира. Здесь же стоит вспомнить рассказ этнографа Олега Уляшева про Ман-Пупу-Нёр: «И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен. Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов». По рассказу видно, что если на Тельпосиз располагалось Капище женских божеств, то Ман-Пупу-Нёр – место сугубо мужских богов, причем на нем тоже не дозволялось неосмотрительно вести себя. Возможно, здесь среди других идолов стоял Золотой бог, мужской Золотой идол, тогда как на горе Тельпосиз стояла Золотая Баба – Макошь (если в лике старухи) или же Лада. Должно быть, тоже при других идолах, где большую роль играл бог ветров. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |