21:04 Второй смысловой ряд в сериале «Под куполом» |
В этом материале предлагаем рассмотреть нашумевший сериал «Под куполом», первый сезон. В идее сериала чётко прослеживается второй смысловой ряд, о чём и хотелось бы порассуждать. Познакомимся с главными героями: Большой Джим Ренни, он – местная власть. Его главная цель: удерживать власть в своих руках, так как у города в тяжёлые времена должен быть лидер. Джим Ренни как местный городской советник (проще говоря, чиновник), считает, что именно он непременно должен стать этим лидером. Все его действия направлены якобы на благо города; и всеобщим благополучием, обещанным в будущем, он оправдывает все свои злодеяния, в том числе убийство нескольких человек. Дэйл Барбара (Барби) – ветеран войны в Ираке, в данный момент занятый выбиванием долгов для некой Макс (о ней ниже). В ходе просмотра мы узнаём, что его прошлое после Ирака не походит на прошлое добропорядочного гражданина, но, вопреки ожиданиям, Барби по нравственным меркам оказывается не таким уж и плохим человеком, а скорее заложником своих ошибок прошлого. Дэйл Барбара попадает в городок Честерс Милл по работе: необходимо выбить долг из одного местного гражданина, Питера Шамуэя. В результате драки во время встречи с Питером Барби «случайно» убивает должника из его же пистолета. Почему случайно взято в кавычки? Потому что по ходу фильма мы узнаём, что этот самый должник подстроил своё собственное убийство для того чтобы его жена, Джулия Шамуэй, могла получить страховку и расплатиться с долгами своего мужа. Таким образом ещё раз подчёркивается, что Барби является заложником обстоятельств, он – своеобразный пленник в руках своей судьбы. И, может, не случайно судьба привела его в Честерс Милл. Следующий важный персонаж – Джуниор Ренни, сын Большого Джима. Джуниор находится под полным контролем своего отца и представляет так называемую «золотую молодёжь», потомство управленческой элиты. В будущем, согласно планам Джима Ренни, его сын должен пойти по его стопам и сесть в кресло большого чиновника. Джуниор Ренни не может примириться со смертью своей матери, которая покончила жизнь самоубийством, да и при жизни была не совсем нормальной: рисовала странные картины, повторяла фразу «Розовые звёзды падают с небес». Но в конечном итоге выясняется, что всё её творчество было пророческим, да и сама она была не такой уж ненормальной, осознание чего только усугубляет душевное состояние Джуниора. Все эти обстоятельства поставили под сомнение исход планов Большого Джима в отношении своего сына. Джулия Шамуэй – работник СМИ (журналист газеты). По её собственному рассказу, занимаясь освещением выборов на пост мэра Чикаго, она сослалась на сомнительный источник информации, дабы очернить одного из кандидатов («настоящего политикана»). Понимая, что источник может быть ложным, Джулия всё-таки выпустила статью, но её «маленькая ложь» была раскрыта, и её уволили с позором. В конце своего рассказа Джулия произносит фразу: «Я больше никогда не повторю эту ошибку». Под ошибкой подразумевается то, что названо «маленькой ложью», т.к. любая ложь не может быть во благо, и по этой причине она, Джулия Шамуэй, больше никогда не пойдёт по пути лжи. Возможно, поэтому ей и суждено стать монархом. Кроме того, по её собственным словам, именно этот неправильный выбор в прошлом и привёл её в Честерс Милл. Ну и, наконец, последняя интересная группа героев – это дети: Джо Макалистер, Энджи Макалистер, Нори Калверт-Хилл. К ним же примыкает и младший Ренни. Они – будущее, они – надежда общества Честерс Милл, да и любого другого общества в принципе. Сюжет сериала По наиболее важным и ценным для понимания второго смыслового ряда сериала персонажам – всё. Далее перейдём к рассмотрению непосредственно сюжета сериала и того, как он перекликается с нашей сегодняшней жизнью. Далее по сюжету. Вышеперечисленные персонажи, а также многие другие, оказываются внутри купола диаметром примерно 16 км непонятной природы и непонятного происхождения. Что это за купол? По ходу фильма мы узнаём, что он каким-то образом реагирует на то, как ведут себя люди внутри купола. Например, когда начался хаос из-за отсутствия нормальной воды, купол «устроил» дождь – люди успокоились, массовые беспорядки прекратились. Когда чуть не умерла Джулия Шамуэй, купол «устроил» настоящий ураган на улицах Честерс Милл. Купол «показал» четырем детям, которым суждено «короновать монарха», что они должны убить Большого Джима. В одной из серий младший Джим даже молится куполу и разговаривает с ним как с живым существом. Становится очевидным, что купол – это не просто некое строение или особая территория, это инструмент каких-то высших сил, цели которых пока не ясны. Анализируя возможный скрытый, второй смысл этой сюжетной составляющей, мы без труда можем обнаружить, что купол – это символ нашей планеты, Земли. Мать-Земля тоже реагирует на всю нашу деятельность, и все экологические катаклизмы – лишь следствие антропогенного воздействия на биосферу планеты. Мы тоже находимся под куполом, только под куполом Земли. Мы отделены даже от самых ближайших звёзд расстоянием в несколько световых лет (один световой год – это расстояние которое пройдет свет за один год), которые пока не способны преодолеть. Человечество изолировано так же, как и люди внутри купола отрезаны от остального мира. Кстати, есть мнение учёных-астрономов, что мы отделены от центра нашей Галактики слоем тёмной материи, поэтому мы, собственно, его и не видим, – возможно, это еще один изолирующий барьер для нас в рамках Вселенной… Свет в домах под куполом обеспечивается за счёт генераторов, работающих на пропане. Пропан сосредоточен в руках Джима Ренни. И благодаря этому обстоятельству в полной мере разворачиваются все его гнусные качества недобросовестного политика. Вообще, Джим Ренни олицетворяет типичную «верхушку» любого общества, любого государства нашей планеты, цель которой – сохранение своих властных привилегий. Как и все правители, Большой Джим (так его называют местные) ведёт войны за ресурсы: сначала пытается установить контроль над единственной скважиной с водой в городе, затем возвращает в своё владение пропан, который пытаются у него отнять. Причём в своей войне Джим готов пойти на всё, даже убийство якобы во благо города, а на самом деле лишь во благо своих личных интересов. Второй смысловой ряд Пропан на уровне второго смыслового ряда сюжетной линии сериала – аналог всех углеводородов в масштабах Земли. Важная мысль, которая прослеживается на уровне второго смыслового ряда на протяжении всех серий первого сезона: Все действующие лица, персонажи, которые оказались под куполом, оказались там не просто так и должны одуматься, исправить свои ошибки, трансформировать свои нравственные посылы, и, в конечном итоге, изменить свою жизнь. Кто продолжает упорствовать в своей вседозволенности, каким-либо образом потворствовать произволу и греху, тот погибает. Возможно (скорее всего), это явление не является задумкой авторов сериала, вторые смысловые ряды в данном случае могут реализовываться с бессознательных уровней психики в обход замысла сценаристов. Далее будут приведены примеры реализации этой «мистики с воздаянием». Благодаря умнице Доди Уивер удается немного восстановить связь с внешним миром: она прослушивает различные радиотрансляции за куполом, в том числе переговоры военных. Также удается сохранить вещание местной радиостанции внутри купола. О том, чтобы каким-либо образом связаться и пообщаться с людьми извне, не может быть и речи, так как купол абсолютно не проницаем для людей, находящихся внутри него. Таким образом, Доди Уивер, так же как и Джулия Шамуэй, так же как и ди-джей Фил представляют собой и своей деятельностью некоторое подобие единственных внутри купола СМИ. Доди Уивер в итоге пойдёт на поводу у политика Большого Джима, и он, по сути, посредством обмана будет манипулировать ею (а через неё – общественным мнением), то есть она является невольным, но всё же участником работы по формированию всеобщего коллективного заблуждения. В итоге Доди Уивер погибает от рук Большого Джима, отказавшись и дальше помогать осуществлению его корыстных планов. Это первый пример «мистики с воздаянием». Но всё же, хоть даже и перед смертью, Доди Уивер успевает измениться и поменять минус и плюс местами. То есть, как уже говорилось ранее, цель Высших сил не в убийстве всех неугодных, а в изменении нравственности людей. И лишь те, кто не одумается или не успеет одуматься, получит по заслугам. Доди Уивер одумалась, но было уже слишком поздно. Небольшое отступление: на примере Доди Уивер и Джулии Шамуэй (её истории из прошлого) очень чётко показано на уровне второго смыслового ряда, что СМИ находятся под контролем политиков (элиты) и занимаются обслуживанием их интересов. Интересен и такой персонаж картины, как Священник Коггинз, который, как оказывается, покрывает лабораторию по изготовлению наркотических веществ и сам употребляет наркотики. Такова нравственность этого священника. На уровне второго смыслового ряда Коггинз олицетворяет собой религиозную верхушку планеты Земля. Религиозная элита далеко не священна, и не обладает той праведностью и духовностью, которую декларирует в своих учениях. Естественно, его ждёт такая же расплата, как и Доди Уивер, – он погибает. И это второй пример «мистики с воздаянием». Будучи богобоязненным, Коггинз всё же успевает раскаяться в содеянном перед Богом. И это тоже изменение его нравственности, пусть даже и перед смертью. Шериф Дюк Перкинс. Этот герой не просто в курсе того, чем занимается Коггинз, – он сознательно закрывает глаза на поставки пропана для производства наркотиков (возможно, имеет с этого долю). Кардиостимулятор шерифа взрывается после того, как он прикасается к стенке купола. Перкинс погибает. Ещё один пример «мистики с воздаянием». Далее исполняющей обязанности шерифа становится Линда Эсквивель. После гибели Дюка Перкинса возглавила полицию Честерс Милл. С одной стороны, она пытается во всем разобраться, но, с другой стороны, она всецело на стороне представителя городской власти Большого Джима. На уровне второго смыслового ряда здесь можно увидеть аналогию с реальными правоохранительными органами, которые, как и СМИ, занимаются обслуживанием интересов элит. $IMAGE7$ У Нори родители – две матери-лесбиянки. Естественно, её не устраивает такое положение вещей, и вторую мамочку, ненастоящую, она вообще не воспринимает как близкого человека. Нори и её мамочки оказались в Честерс Милл проездом, и это не случайность. Возможно, эту гомолюбовь им и предлагается исправить, поэтому одна из мамочек по имени Элис (настоящая), то есть та, что пошла по неверному пути, умирает. Это очередной пример «мистики с воздаянием». Кстати, в фильме идёт намёк на перерождение: Элис будучи больна сахарным диабетом принимает роды (первые роды под куполом), и в результате нехватки инсулина и больших нагрузок погибает. При появлении новорождённого на свет у Элис тут же случается сердечный приступ. Смерть Элис и рождение ребёнка происходят по воле купола: Элис появляется в видении дочери перед смертью, схватки у роженицы начинаются после прикосновения к куполу. Родившуюся девочку символично называют именем умершей мамочки. То есть мамочке, пожертвовавшей себя ради рождения ребёнка, даётся ещё один шанс начать всё заново и больше не допускать подобных ошибок с однополыми отношениями. По ходу фильма мы начинаем понимать, что план высших сил в отношении людей отличается от планов Большого Джима. И Джим, пытаясь удержать власть в своих руках, идёт против воли купола, так как не хочет смириться с тем, что в новом мире, в мире ограниченном рамками купола, ему уже не быть главным. Он и люди, поддерживающие его, доводят ситуацию до предела, и купол закрывает от них солнечный свет. Смысл на уровне второго смыслового ряда здесь состоит в том, что нам простым людям ВСЕГО МИРА, не стоит идти на поводу у элит, цель которых лишь власть и удовлетворение собственных амбиций. Будучи более образованными, элиты лучше понимают природу человека и манипулируют нами, используя наши слабости, пытаются склонить нас к обслуживанию примитивных инстинктов. Так, Большого Джима и его подвижников интересуют только первичные потребности и ресурсы: пропан, вода, еда, статус. И именно к такому мышлению выживания (пусть и в клетке), но не к изменению и не к решению загадки появления купола, подталкивает он остальных жителей Честерс Милл. Поэтому на уровне второго смыслового ряда прослеживается чёткий посыл всему человечеству: может нам стоит почаще смотреть в небо? И всё-таки попытаться разгадать одну из самых величайших тайн со времён появления человеческого сознания: в чём задумка Высших сил в отношении нас, в чём наше предназначение как людей? Одними из тех, кто пытается «почаще смотреть на небо» в сериале являются дети Честерс Милл (подрастающее поколение). Дети, именно дети, как не свыкшаяся с суровой действительностью часть общества, не готовая мириться с несправедливостью этого мира, – именно они выбраны в качестве проводников воли купола, именно они должны «короновать монарха» и, возможно, именно они разгадают тайну купола и отключат его. Примечание: тайна купола на уровне второго смыслового ряда и есть тот самый вопрос, приведённый выше (в чём предназначение человека?). Должны ли герои просто попытаться выжить внутри купола, потребляя запасённые ресурсы, или всё-таки должны разгадать его тайну, выяснить для чего он появился, и что они должны сделать, чтобы он исчез? В чём их предназначение, как людей оказавшихся внутри купола? На уровне второго смыслового ряда: должны ли мы, люди, просто выживать на Земле, потребляя её ресурсы и засоряя её биосферу, или всё-таки мы должны разгадать тайну появления человека на Земле и понять, в чём его миссия? Но не только дети Честерс Милл «смотрят в небо» и пытаются выполнить своё предназначение. Тут и Дэйл Барбери проявляет настоящие человеческие качества, даже в каком-то смысле готов на самопожертвование ради действительного всеобщего блага. Тут и Джулия Шамуэй, осознав прошлые ошибки, и свои, и своего мужа, готова на благое дело. Причём она прощает убийцу своего мужа, а затем и влюбляется в него. Барби и Джулия вместе, и между ними любовь – вот сила, способная излечить этот больной город. Когда в конце первого сезона здание, где проходит «коронация монарха», начинает рушиться, именно Джулия самоотверженно бросается спасать яйцо (о нём ниже), и с этим тестом она справляется превосходно – именно она должна стать монархом. Именно она способна принять решение утопить в озере яйцо – единственный ключ к разгадке купола и, возможно, единственную дверь во внешний мир – понимая, что яйцо не должно попасть в плохие руки Большого Джима. Интересную роль в фильме играет Джуниор Ренни. Как уже было сказано ранее, он представляет так называемую «золотую молодежь», детей элиты. И как сын Джима Ренни он должен унаследовать все привилегии и властные полномочия своего отца. По крайней мере, такую роль выбрал для него Большой Джим. И не случайно он же стал одним из четырех детей, которым необходимо «короновать монарха». При этом Джуниор должен покрывать все гнусности своего папаши и беспрекословно подчиняться ему. Однако, роль в «коронации монарха», в исполнении воли создателей купола, ставит под вопрос будущее «младшего». Ему предстоит выбор между отцом и миссией, которую ему необходимо исполнить для спасения жителей Честерс Милл, исходя из задумки высших сил. На уровне второго смыслового ряда это посыл всей «золотой молодежи» сегодня, выбор: идти на поводу у своих родителей-олигархов и погибнуть, погубив при этом себя и всё человечество, либо прислушаться к зову света своей души и исполнить свою миссию во спасение людей. Есть ещё один «персонаж» как собирательный образ в сериале – это население, оказавшееся под куполом. Люди в сложной ситуации готовы поверить кому угодно, только не самим себе: кто-то прячется под своды церкви, кто-то уповает на публичную казнь и правосудие, кто-то доверяется сладким речам представителей власти. Это полностью соответствует образу народонаселения планеты Земля, управляемому элитами различного толка, и знаменитому определению В.Г. Белинского: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету…» Где-то в середине фильма появляется загадочная Макс, которая неизвестно где была и, видимо, только к этому времени осознала, что Честерс Милл изолирован от остального мира. Она представляет тех, кто даёт толпе «развлекуху», отвлекает людей от решения проблем. Сразу же организует игорный бизнес, бои без правил и т.д. Это своеобразное испытание, свалившееся на голову обитателей купола. Естественно, деятельность Макс (кстати, почему-то её зовут мужским именем) никак не соответствует задумке Высших сил, поэтому она тоже погибает. Ещё один пример «мистики с воздаянием». Суть персонажа Макс на уровне второго смысла можно трактовать как массмедиа, которые заманивают в свой сказочный мир, отвлекая от реальности. Это и игры, где человек за героя в виртуальном мире выполняет совершенно не нужные ему в реальной жизни задания. Это и футбольные матчи, боксёрские поединки и прочие спортивные состязания, которые направляют энергетику людей в определённое русло (вопрос – кем определённое? некоторые этот сброс энергии называют «эмоциональной разрядкой»). Это и фильмы, которые создают иллюзорные переживания, замещая ими настоящие и уничтожая саму потребность в настоящих. Теперь о самом главном. Единственный «сказочный» артефакт в фильме – это яйцо. Что же такое это яйцо с точки зрения второго смыслового ряда? И почему Стивен Кинг выбрал именно яйцо, а, например, не шкатулку, ключик, амулет и т.п. Дело в том, что яйцо на уровне второго смыслового ряда олицетворяет МОНАДУ или душу. $IMAGE10$ Монада (от греческого μονάς — «единица», μόνος — «один»), согласно пифагорейцам, обозначала божество, или первое существо, единицу или единое, как неделимое. Позже — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности, в психологии и эзотерике. В разных школах понятие монады трактуется по-разному. К тому же понятие монады очень обширно и зависит от контекста. В общем можно сказать, что монада – первичная основа бытия, вмещающая в себе отображение макрокосма. По Платону монада – "независимая часть”, и душа человека есть монада (часть) души Бога, монады более высокого порядка. Вот некоторые выдержки из монадологии Лейбница. Оцените, насколько они соответствуют описанию яйца в сериале «Под куполом»! Монада характеризуется двумя взаимоисключающими характеристиками, она абсолютно проста и бесконечно сложна. Интересен сам выбор этих понятий – простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Как возможно сочетание взаимоисключающих характеристик в одной и той же сущности? Монада – не физический атом, не материальная точка, это – духовная сущность. Пример монады – человеческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессмертна. Душевный мир любого человека бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна. В мире есть только духовные сущности, телесных нет в принципе. Декартовская протяженность – всего лишь видимость. Материальность – эпифеномен, видимость, придание значения чего-то реально существующего. Абсолютная замкнутость монады самой на себя. Каждая монада замкнута в себе так, что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Монада – живое зеркало вселенной (купола, прим. автора). Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях. Содержание понятия монады – есть абсолютно простое единство бесконечного богатства содержания, что репрезентирует принцип органицизма. Монада – живой организм. Эдмунд Гуссерль вводит понятие ego. Я как монада — это «ego, взятое в полной конкретности», «в текущем многообразии своей интенциональной жизни» — не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. Это «фактическое ego», которое «охватывает всю действительную и потенциальную жизнь сознания». Есть мнение, что форма яйца, присущая монаде – есть форма биополя человека, а что первично – биополе или физические процессы, происходящие в теле человека, – ещё пока учёные не определились. По крайней мере, некоторые учёные, в том числе Бехтерев, считают, что человек думает не мозгом, мозг – всего лишь приёмник, а все мыслительные процессы происходят в биополевых структурах. В связи с этим можно выдвинуть гипотезу, что биополе человека в форме яйца и есть Душа-монада. Возможно, поэтому Стивен Кинг и выбрал в качестве главного артефакта яйцо (сознательно или неосознанно). Иными словами, герои сериала должны обрести душу в самих себе в переносном смысле, а в буквальном – найти яйцо и оберегать его от злых сущностей типа Большого Джима, чтобы освободиться от клетки-купола и спастись. Еще один из смыслов, заложенных в артефакте «яйцо»: Форма яйца имеет интернациональный культурный и архетипический символизм – это символ начала жизни. И как символ начала жизни Интернациональный – значит, одинаково понимаемый в любой культуре, стране, религии, расе. Нельзя исключить, что Кинг руководствовался и этим смыслом. Артефакт «яйцо» явно является источником энергии для купола и, вероятно, причиной его появления. Многие персонажи, находясь под куполом, действительно начинают жить заново, переосмысливая своё прошлое, изменяя своё мировоззрение в настоящем. В целом купол перевернул с ног на голову весь уклад жизни Честерс Милл. Благодаря ему на поверхность стали всплывать все тёмные дела и тайны этого, казалось бы на первый взгляд, тихого и спокойного городка. Так что на уровне второго смыслового ряда яйцо – это символ зарождения НОВОЙ жизни и, возможно, не только в Честерс Милл, но и на всей планете Земля. В любом случае некоторые ответы мы получим из следующих серий сериала, и наиболее важным является ответ на вопрос: «Какой же выбор сделает Джуниор Ренни?». Возможно, поэтому последняя серия первого сезона заканчивается именно на предстоящем выборе «младшего», а на уровне второго смыслового ряда – выборе всего потомства элит. Продолжение сериала может и не содержать тех смысловых конструкций на уровне второго смыслового ряда, какие присутствуют в первом, вследствие его возможной «медиатизации», соответственно потери смысловой и информационной ценности. По поводу некоторых дополнительных смысловых нагрузок и отрицательных сторон сериала: Формирование лояльного отношения к нетрадиционной сексуальной ориентации. Как уже было сказано выше: девочку воспитывают две мамы (если их можно так назвать). Настоящая мама девочки умирает и, конечно же, нам сразу начинают показывать, как другая мамаша начинает страдать и проявлять заботу к игнорирующему её дитя. Приём под названием «вызвать чувство жалости» срабатывает безотказно и снимает все табу и клише. Ну и что, что лесбиянка, она же такая добрая, отзывчивая и т.д. Другой момент: одного из главных героев-мужчин зовут Барби. Никого не смущает, что здорового взрослого мужика зовут женским именем?! Одну из героинь зовут мужским именем Макс. Западное мировоззрение по отношению к существованию на планете Земля. Поведение людей, оказавшихся изолированными от цивилизации, честно говоря, смущает. Вместо того чтобы объединиться и всем вместе противостоять «свалившейся на голову напасти», каждый начинает заниматься собой и своими проблемами. Никого не волнует, на сколько им хватит пропана и что они будут делать, когда газ закончится, на сколько хватит запасов продовольствия и не стоит ли серьёзно подумать о хозяйственной деятельности. Каждый занят своими проблемами типа поиска инсулина. Одна жительница Честерс Милл открывает кафе, куда приходят жители спокойненько попить чаю, перекусить и пообщаться. Понятно, что для американцев различные питейные заведения – одно из основных мест времяпрепровождения ещё со времён Дикого Запада, но кафе в таких условиях больше похоже на «пир во время чумы». Неужели ни у кого из посетителей кафе и у хозяйки не возникает вопроса, где они будут брать продукты через неделю или, скажем, через пару месяцев? Видимо, все уповают на Большого Брата Джима, который решит все проблемы. Итого: однозначно стоит посмотреть всем любителям творчества Стивена Кинга и самим оценить образы, представленные в сериале, осмыслить те механизмы, через которые управляют народными массами. Именно с этой точки зрения сериал гениален. Ну, а поводу секс-меньшинств и прочих вещей, направленных на стирание гендерных различий – однозначно западное лобби, так как в романе «Под куполом» никаких лесбиянок нет. Как всегда в бочке мёда обнаруживается ложка дёгтя, а жаль. Продолжение следует… |
|