От сладчайшего стона зачатья до крика рожденья и далее — к смерти, В промежуток, отпущенный кем-то на смерть и на всё, что свершится за нею, Непременно рожденье иное, что дух очищает, как римские термы. И греховное тело сливается с ним. Остальное — пустая затея.
Остальное — обжорство, и сон, и потуги на самопознанье меж ними. Протоплазма активной становится только в предчувствии сильного глада. В шторме жидких телес неповинен Борей, коль его самого подменили На нежнейшие струи дыханья зефирова от геллеспонтов до ладог.
Эти катарсис, каpма, иное — один на один, без любви, без движенья Невозможны. Безмолвствуют все, даже скорбные те на рублёвском портрете. Но катализ распада (предчувствия смерти) и синтеза (перерожденья) Совершится по древним законам в том случае, если присутствует Третий.
Кто тебе тот убогий чужой человек, пристрастившийся к пьяному зелью И остывший в подлеске, тебя наделяя осколками хрупкого хлеба? …только сосны тусклеют металлом копейного войска, ушедшего в землю, Гребнем выгнутым тщатся по прядям разъять темнорунное тяжкое небо.
Косноязычный мой, недвижный от рожденья, куда тебя несёт нелёгкая твоя пчелиная тоска? Окончены раденья, уже струится креп и варится кутья.
Решётка сада. Вдоль — слоями снег и сажа. Полупоклон ольхи трамваю, впереди идущему. Пейзаж. Я сам — фрагмент пейзажа. Храни себя. Не плачь. Дворами уходи.
Живи один. Шепчи, жужжи своё: «…не жалко…», роняя с губ на стол крылатые тела и забродивший мёд. Бесцветная служанка покорно промолчит и вытрет со стола.
Дата: Воскресенье, 20.10.2013, 00:01 | Сообщение # 54
Майор Нашей Планеты
Группа: Проверенные
Сообщений: 153
Статус: Offline
ИМЯ МИРА. 11 СТИХОТВОРЕНИЙ
1. Чужая музыка дрожала в темноте бродяжкой-девочкой, укутанной индиго, дождями зрела необузданно и дико, тянулась вниз прозрачной мрачной повиликой, врастала в глину голубиную.
Не те, не те немые существа, не те растенья с тобой разденутся, расстанутся, растают, моя тоскливая, идущая на сцену под яркий свет. И эта комната пустая ответит гулом. Ты откликнешься на гул мгновенной дрожью; охватив руками плечи, на пол опустишься. И тело — легче, легче легчайшей пены на пустынном берегу.
Я берегу твоё единственное, здесь, внутри дождя, под самотканным покрывалом — то безымянное, что ты не называла. Каких ещё тебе богов, каких чудес?
Бродяжка-девочка, мелодия, не суть какая истина откроется иначе прикосновеньем губ, нечаянно горячих. И если есть о чём забыть, тогда — забудь.
2. Эта ночь больна тенями скал и ставен, разделяющих бессмертных и живых. Два чеканных маяка у входа в гавань, два цепных циклопа, два сторожевых.
Стены, вросшие камнями в побережье, обрастают плащаницами плюща кружевными, обряжаются небрежно, тают в сумраке, зелёным трепеща.
Тень моя в резном пространстве и фригийский тёмный звук — с шестой ступени вниз, туда; так включаются басовые регистры грозовых органов, так растёт вода
и прощаются с любимыми. Не слушай, это только от лукавого, но ты — только женщина, идущая по суше, только тайная, несущая цветы.
Море вышито крестом твоей сирени до утра; а утром ты найдёшь меня у разлома скал — притихшим и смиренным, смертным жаворонком, спящим на камнях.
3. Четыре флейты в ряд и скрипочка в миноре, Звучащие легко в каком-то октябре, Щебечут так, что ей покажется: над морем Звенит её вино в высоком серебре.
И пряная тоска, и пьяная черешня Растает на губах, как нежная сестра. А пальцы у неё тонки и безутешны, И ночь её длинна — дожить бы до утра.
Дожить бы. А пока — вторая флейта стонет И тонет в темноте, и падает рука Навстречу облакам, и женщина в ладонях, Как скрипочка, легка.
4. Давай с тобою поиграем, моя печаль, во что-нибудь. Смотри, фигурка в тёмной раме оконной начинает путь
помимо воли, мимо будки, торчащей косо над травой, где беспробудно третьи сутки пьёт человек сторожевой.
Дорога вспыхнет чёрной мастью в пасьянсе плоских пустырей вдоль взгляда, вдоль руки твоей, больной невыразимой властью.
Крупье лощёный, серый ворон расчертит тусклое сукно. В который год, в краю котором ты посмеёшься надо мной?
Прислушайся: шаги неверны, глухие речи не слышны, тугими порослями ветра мои колени сплетены.
Игра окончится до срока. И светлым камешком с груди твоя рука фигурку Бога поставит мне в конце пути.
5. Для тебя этот год будет годом кочевья. Раскосый варвар, солнцем изъеденный дочерна, вскинет камчу, крикнет слово гортанное, тополь затеплит свечу на закате и бросит летящий огонь под колёса.
Пыль повиснет навечно. Сорвётся кибитка в тоске по осенней солёной степи в бездорожье, и горько будет пахнуть емшан, будет топот катиться с пригорка, и привидится светлая женщина — там, вдалеке.
Удержи меня, брось меня, светлая, в смертное пламя, полюби меня, что ли, и хватит об этом. Резка и протяжна мелодия песни степной. И пускай пастухи кривоногие будут смеяться над нами!
Обними меня, женщина. Солоны губы твои, из которых не пить, о которых не плакать; послушай эту дикую музыку медленной ночи пастушьей и безмерное небо в закрытых глазах затаи.
6. Голубоватый, точно свежий слепок, случайный лик твой в воздухе, и скрипок витые заросли вишнёвые, и крепок вишнёвый мёд, и сок смычковый липок. Моё движение размеренно и, словно не только звук, но смысл — твоя отрава, лукавый яд — ладонью по покрову скользить безудержно и тяжко; лава из жерла жадного, из жаждущего зева рождаться медленным цветком, бутоном слова, и раскрываться, думать смерть, и слева не видеть тени и не слышать зова.
А там — дождаться снова скрипок, если мы, двое, спящие — не этого ли ждали? И день рассветом воскресили, и воскресли, и обнялись над пеплом, и устали.
7. Осенённая осенью острая нервная роза, повторённая в зеркале скорбь, совершенство сиротства, дай мне жизнь твою, линии, эти силки не по росту, это просто ловушка для Золушки — жемчуг и просо.
Память врёт, но, однако же, некие птицы и мыши разносили зерно по мешочкам, не помню, но лица очутились напротив, но дальше, чем помнишь, и тише, и казалось, что пауза тоже до смерти продлится.
Дальше будет какое-то тёмное странное действо, вероятно — беседа, и снова не помню, и дальше почему-то Восток, иудеи, Прибалтика, детство и случайное нечто, на что пожелай мне удачи,
подари, Сандрильона, девчонка из детства, уеду, я уеду сегодня, ты помнишь, а ты заболеешь мимолётной простудой, молчи, это стая по следу, даже если и хочешь сказать, то уже не успеешь.
Золотую пыльцу твоих тоненьких крылышек, чудо, смоет с чувственных пальцев надменный король из салона. Я уеду, и следом за мной разобьётся посуда, и рассыплется клочьями ночь твоего Вавилона.
8. Ах, робкому мальчику, что мне с тобой делить и пытаться, касаться поспешно и жадно, и жаться к рябине рябой спиной каменеющей. Хам препотешный, базарный петрушка, чума, саранча, уйдёт с недоуздка каурое лето, уйдёт, не надейся, в четыре луча, в четыре подковы, потерянных где-то напрасно на хрупком слоёном песке, в метро, на Тверском, в переходе, неважно, лови этот ритм перепонкой бумажной, танцуй безнадёжную в паре ни с кем. Танцуй напоследок по ровной земле, укатанной смехом толпящихся рядом, танцуй, рассыпайся дымящимся градом, трамвайным восторгом в дрожащем стекле. Кричи этой женщине злые стихи, расти амфибрахии каменным горлом, гляди, это горбятся гномы над горном кузнечным, ритмично вспухают мехи, больные от века свистящей чахоткой; колдуют волхвы, заклинают волхвы моими стихами, дыханьем травы слепящий прозрачный металл. И короткий невидимый жест остановит меня в движении мимо, и цепью повяжет запястья, и страх утечёт по корням. И тихая женщина выйдет и скажет…
9. Распутица. И кажется — дожди смывают почву вниз от горизонта к невидимому солнцу. Впереди бульвар безлюден; только зонты, зонты толпятся и толкаются в воде распятыми медузами — смятенно, и стайки рыб снуют среди растений, похожих на испуганных людей. Тверской кипит, как масло. Оттого и шаг скользящ, и поцелуй недолог, и глянцевая лайка недомолвок обтянет кожу жеста твоего.
Она плывёт, молчальник-светлячок в густой оправе тёмного Тверского, и пробует неведомое слово, невидимого выдоха клочок припухшими губами, точно каплю упругого молдавского вина, идёт одна, и, Господи, храни её! Ослаблю намокший шарф на горле и шагну в мерцающее чёрное; медузы метнутся брызгами воздушной кукурузы в оглохшую от грома тишину и так останутся — по моему хотенью, по птичьему веленью твоему.
Она уходит, падает во тьму горячим пятнышком; и молнии цветенье наполнит небо истовым огнём, и спутаются линии на карте и станции ладоней; только в марте он вспомнит, что и позабыл в азарте просить почаще вспоминать о нём, и будет долго склеивать осколки её шагов, утраченных на треть, и догонять, и всё-таки успеет догнать её, узнать, и умереть, как будто бы — уехать ненадолго.
10. Пять колец серебра, бирюзы на коричном полированном небе, где пыль неподвижна под колёсами липких следов, а стаканы раскатились по свету и сгинули звонко.
В перевёрнутой комнате к ночи под лампу выплывают из дерева лица, ладони, точно странные рыбы глубинные, сонно шевелят плавниками в мерцающей тверди.
Там, в пространстве напротив, над кольцами, гаснет и рождается голос, и призраки Рима на холмах собирают виноград и маслины, и кончается проза, рождается рифма.
И почти Подмосковье, а холод лазурный пьёт из чаши с поющим серебряным краем, из окна субтропической жажды безумной, принесённой на крыльях твоим попугаем.
Серый идол, тотем в королевском уборе коготками в плечо, у щеки изваяньем скрипнет слово о собственном маленьком горе — быстром, птичьем, доверчивом, непостоянном.
И пока это будет во времени, в мире совершится война, завершится столетье, обернутся камнями поленья в камине и истлеют в руках у надсмотрщиков плети,
племена одичают рассудком, но, жено, три гвоздики твои в хрустале или в меди не разденутся медленно и обреченно в ожидании смерти.
Эти знаки на белом утратят значенье, и меня позабудут, но вряд ли осудят. Пять колец серебра, бирюзы. Воскресенье. Так и будет, любимая. Так и будет.
11. Отпусти меня, Господи, в райские эти сады, в этот медленный свет посреди мирового порядка, где полотнища воздуха в тусклых узорах воды упадут на лицо, и земля шелохнётся украдкой под ногами; и солнца не будет, и звуки умрут, и сольётся с ветвей одуряющий яблочный запах, и к ногам потечёт, загустеет сиропом к утру и впитает меня. И застыну — глазами на запад. И стою, словно сахарный столп, обернувшись туда, где над миром парит мой разрушенный город, мой ангел, падший в прошлое, спящий на уровне жизни, стыда, суматохи и лени, на уровне жизни, на фланге оголтелой фаланги библейских созданий, существ, раздувающих ноздри предчувствием крови и гона за скучающей жертвой, чей образ, ты видишь, исчез с раздражённой сетчатки обманутого легиона.
Опечаленный зверь, повторяющий Имя Твоё, Боже мой, каждый шаг мой и вдох мой в холодном железе заморожен. И Ты милосердно опустишь копьё, понимая, что там я бессилен, а здесь — бесполезен.
И откроется дверь, и закроются две полыньи, и позволят войти и забыть, и забыться. Беспечно обнимая тугими ветвями колени твои, слышать голос и жить. Так и жить — до конца. Бесконечно.
Опубликовано 18.11.2012 | Автор: Андрей Ширяев
Сообщение отредактировал ИреN - Вторник, 27.01.2015, 05:08
Дата: Воскресенье, 20.10.2013, 00:14 | Сообщение # 55
Майор Нашей Планеты
Группа: Проверенные
Сообщений: 153
Статус: Offline
У одной доброй, мудрой старушки спросили: — Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет? — Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро - признательность требует помнить его, а когда делают зло - любовь побуждает забыть его.
Дата: Воскресенье, 20.10.2013, 22:53 | Сообщение # 61
Майор Нашей Планеты
Группа: Проверенные
Сообщений: 153
Статус: Offline
* * * Так и будет. Вымокнет сирень, смолкнут скрипки, выгорят обои, и поманит пением сирен этот мир, покончивший с тобою. И не хватит воска. А дожди не способны вылечить от жажды. Я когда-то вспомню - подожди - это тело, данное однажды. Заструится сладкое вино, наполняя жертвенную чашу, дух поймет, что так заведено, и ягненок удалится в чащу. Тело оправдается строкой; угадать в любимой Соломею и познать от рук ее покой только этим телом и сумею. Не затем ли в небо нас вели медленные скрипки на концерте, чтобы притяжение земли нам понять, как притяженье смерти, мне понять, от смерти уходя, что любовь страшнее и священней. И последним выходом дождя оборвать цепочку воплощений.
* * * Поздним летом в унылой Москве жар отходит от камня. Кривей мостовые, грязнее вода под мостами, чьи грузные тени проминают поверхность, когда потускневших пернатых орда покидает остывшие стены. Все уходят куда-то на Юг, к одичалому морю. Поют нечто странное в странном своем и почти неподвижном исходе в облака, в чуть заметный проем, где и мы, задыхаясь, поем, покорившись тоске и природе. Жить в отечном отечестве. Знать наперед. Обветшалую снасть обновляя, предчувствовать день, может быть - не охоты, но - ловли тощей рыбы в холодной воде. Не дойти и уснуть на гряде, приспособив садок в изголовье. Ты не видишь меня. Для тебя, в окаянные трубы трубя, поднимается рать и растут вертикальные ливни, и волны прочь уснувшую рыбу несут. Ты не плут. Ты не выживешь тут. Я не выживу там. И - довольно.
* * * В далёкой дали, за орбитами планет танцует женщина, похожая на свет. А рядом - там, где сушится бельё, танцует свет, похожий на неё. Играет сын, похожий на неё. Кружится мир, похожий на неё. Танцует женщина. И на её плече- танцует космос в тоненьком луче.
* * * Новая ночь творения. Медленно и легко тает в моём подсвечнике слепок шестого дня. В глиняной кружке плещется тёплое молоко. Ночь в астеничном городе, требующем меня. Что остаётся, Господи? Вброд перейти поток, в чьей-то случайной комнате бросить на стол ключи и, упираясь теменем в скошенный потолок, долго стоять над пропастью выгоревшей свечи; в тёмных горстях настаивать пепел и сердолик- лица, сердца и улицы. И доливать настой взятой в сосуде жидкостью. Выбор не так велик. Белой, чужой, разбавленной. Красной, своей, густой.
* * * Светает. Океан перебродил и двинулся в предгорья - вал за валом. Движенье рыб. Движение светил. Такая мощь в неспешном, небывалом, неумолимом празднике воды, что даже вихрь, косматые следы несущий вдаль по черепашьим скалам, притихнет и пополнит легион гранитных волн. Я жду восхода. Кончик языка скользит по раскалённым альвеолам, лицо обезображено тяжёлым скупым восторгом, злая тьма зрачка затягивает радужку - похоже на полный цикл затмения, на дым, на стыд, на крик, на угольный мешок... Ведя сухими пальцами по коже, я сдерживаю яростный смешок. Забавно то, что ты меня таким пока ещё не помнишь. Хорошо, что ты - не помнишь. Играет Бах. Пылает кровь. На помощь небесным скрипкам, воспевая полночь, приходит нежный утончённый ад порочного барочного гобоя. Пифагорейский музыкальный ряд. Пылающее рвётся в голубое, и птицы в небе страшно говорят, и эти капли алые горят, горят на пенном лезвии прибоя. Уходят люди - вверх по склонам гор. Торжественно и горько. До минор. Качнутся плети высохшей лаванды, мяукнут ставни, прогоняя сон. Ныряя под лиловые гирлянды, ты босиком выходишь на балкон и видишь, что рыбацкому посёлку осталось жить, от силы, полчаса, что бестолку молиться втихомолку и прятать слёзы, глядя в небеса, что смерти нет, что ты опять умрёшь, когда-нибудь, сегодня, и родишься когда-нибудь - сегодня? - прорастёшь проклюнешься, протянешься, продлишься в чужом прекрасном теле, что другой начнётся ритм, и отворится дверца, где вечно бьётся космос, точно сердце- непостижимый, жадный и тугой. Я молча наблюдаю за тобой и помню, что, примерно, через двести коротких лет вернётся этот сон. Всё повторится: океан, балкон, предчувствие утраты, Бах, прибой. Ты будешь рядом. Мы не будем вместе. Таков закон. Свершилось. Тоника, субдоминанта - кода. Сырой настил, больничный запах йода, обломки скрипки, пара чёрных слив, морской травы подгнившие волокна... Отсюда, светлая, нет выхода. Прилив стучится в окна.
* * * Облако причаливает к горе. К облаку причаливает самолёт. Так ли уж важно в этой простой игре, кто и кого насколько переживёт? Братское небо, влажная простыня. Звёзды ложатся в пашню плечом к плечу. Семя двудольное, космополита, меня, пусть закопают в космос. Я так хочу.
Дата: Понедельник, 21.10.2013, 10:33 | Сообщение # 65
Майор Нашей Планеты
Группа: Проверенные
Сообщений: 153
Статус: Offline
Призванье человека на земле -- Творить добро во имя дней прекрасных, Чтоб жил он в этом мире не напрасно И был с Высоким Духом наравне. Его удел -- Великое творить, Мир создавать и порождать Величье, Чтобы его и общее обличье Могло на равных с Богом говорить; Чтобы свеченье над его главой Приблизилось к свеченью звезд небесных И оторвалось от забот телесных, И стало новой жизненной главой. И отдавая свет своей души Земле, ее свеченье очищая, Своей частицей Космос освещая, Он вынесет планету из глуши. И на ладонях чистых и святых Он понесет ее по всей Вселенной... Да будет эта мысль благословенной В сердцах людей, не в словесах пустых. Да освятится ум великий наш, Очистится от скверны и проказы. Чтоб ни дела, ни помыслы, ни фразы, Ни похоти, ни страсти и ни блажь Не властвовали больше над душою, Чтоб легкою в свершеньи дел была, Чтоб не ползла в грязи-- сквозь свет плыла И освещала этот Мир собою.
Дата: Понедельник, 21.10.2013, 15:00 | Сообщение # 66
Майор Нашей Планеты
Группа: Проверенные
Сообщений: 153
Статус: Offline
Человек -- это Бездна, И связаны тесно В нем Миры и Галактики целые, Черные дыры, Цветные, Бесцветные, Белые. Звезды -- гиганты И разного рода туманности, Кварки и кванты, И бесконечность реальности.
Человек есть Вселенная. И функция наша священная-- Не нарушать в нем конструкции сложные, Самые истинные, А может быть, Самые ложные, С внутренним миром И с внешним его проявлением, С формой бескрылой И с общим ее окрылением.
Человек -- это Сложно И надо входить осторожно В ту неизвестность его Для живого священную. Не к наказанию быть подготовленным, А к всепрощению. Чтоб ничего Невзначай у него не нарушить, Больше всего Надо беречь его Душу.
13 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Из 1-го послания к коринфянам святого апостола Павла
Сообщение отредактировал openminded - Вторник, 22.10.2013, 23:23