17:03 1 300 турагентств 14 апреля выразят протест президенту Путину |
Розница стихийно протестует против двойных стандартов по Турции и Египту Более 1 300 представителей турагентств, объединившихся в Facebook, планируют провести коллективную акцию во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным, которая состоится в ближайший четверг – 14 апреля. Предполагается, что каждый участник со своего аккаунта направит президенту РФ вопрос: «Почему применяются двойные стандарты относительно реализации туруслуг на проблемных туристических направлениях? Турфирмам запрещено продавать определённые направления, а сетевым агрегаторам можно!» Естественно, речь идёт о Турции и Египте. Инициатива принадлежит Владимиру Коневу, директору курского турагентства «Шик Трэвел». «Пора обсудить этот вопрос в открытую и на самом высоком уровне», – сказал он в интервью HotLine.travel, отметив, что двойные стандарты – порочная практика и одна из главных угроз туристическому бизнесу. Тем более что в наше время под запрет может попасть любая страна. Эта тема уже поднималась в публикациях на HotLine.travel, вызвав бурные дискуссии юристов, агентств и обычных туристов. 11 апреля её обсуждали руководители сетевых розничных объединений с представителями отраслевой власти на I Всероссийском конгрессе турагентств. Уже в четверг мы узнаем, удастся ли турагентствам привлечь к этой проблеме внимание президента Путина, и если да, то какую оценку он даст сложившейся ситуации. А пока переведём вопрос в чисто практическую плоскость, самую актуальную для турфирм на старте лета. Турция: где грань дозволенного? Если конкретно, вопрос такой: что турфирмам можно и что нельзя на турецком направлении? В частности, имеют ли они право продавать регулярную перевозку в Турцию и отдельно – гостиничные услуги вне турпакета? Согласно указу президента В. Путина от 28 ноября 2015 года турфирмам надлежит воздерживаться от реализации турпродукта, связанного с посещением Турции. Что такое турпродукт, читаем в отраслевом законе: это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену». Кроме того, запрещены чартеры на турецком направлении. В то же время регулярные авиарейсы выполняются и нет прямого запрета на реализацию отдельных сервисов – в частности, размещения в гостиницах (вне турпакета). Продавать регулярную перевозку в Турцию может любое лицо, наделённое полномочиями агента или субагента авиакомпании. А услуги по бронированию гостиниц, как уже было неоднократно сказано, предлагают в Интернете многочисленные ресурсы, в том числе русскоязычные. И турпродуктом они не являются, если реализуются вне пакета. На основании вышеизложенного – имеет ли право турфирма осуществлять такого рода деятельность? Или это будет квалифицироваться как реализация турпродукта, связанного с посещением Турции, и караться Роспотребнадзором? Мы обсудили этот вопрос с юристами, которые специализируются на туризме. Их мнения разделились. С какой стороны посмотреть В частности, представитель Клуба защиты прав туриста Фёдор Коробков затруднился дать однозначный ответ, но отметил, что хотя де-юре деятельность по бронированию отелей в Турции не запрещена, де-факто она направлена на продвижение услуг турецких компаний, а это идёт вразрез с указом президента. «Трудно сказать, какой логикой будут руководствоваться контролирующие органы, в частности, Роспотребнадзор, при рассмотрении таких прецедентов», – сказал Фёдор Коробков. Его коллега Александр Байбородин, который обычно представляет в судах интересы турфирм, тоже воздержался от категоричных заявлений: «Из нормативных актов президента и правительства видно, что речь идёт в первую очередь о пакетных турах. Но всегда можно толковать закон расширительно, а можно, напротив, находить нарушения, – было бы желание». Более определённо высказалась глава правового отдела Ростуризма Изо Арахамия: «Реализовывать отдельные туруслуги на турецком направлении турфирмы не могут. Мы на этом настаиваем. Исключение составляют случаи продажи регулярной перевозки гражданам, которые направляются в Турцию не с туристическими целями, а по бизнесу или к родственникам». Как это выявлять на этапе бронирования, осталось неясным. Изо Арахамия только добавила, что вопросы о целях поездки должны задавать россиянам, выезжающим в Турцию, на этапе паспортного контроля. Возлагать на менеджеров турфирм функции пограничников и ожидать, что они будут проверять наличие у клиента бизнеса или родственников в Турции, было бы, по меньшей мере, странно. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что продажа регулярной перевозки на данном направлении ничем турфирме не грозит (если у неё есть статус агента или субагента авиакомпании). А вот с отелями – возможны варианты. Впрочем, это лишь трактовки и гипотезы. Достоверно известно одно: никакие услуги на турецком направлении нельзя продвигать, даже упоминание о Турции на сайте турфирмы может быть расценено Роспотребнадзором как нарушение президентского указа и повлечь за собой санкции. Прецедент известен. Посмотрим, какие коррективы внесёт в ситуацию на турецком направлении дискуссия турагентов с президентом В. Путиным в рамках его «Прямой линии». |
|