Четыре особые экономические зоны туристического типа (ОЭЗ ТРТ) находятся в Сибири — «Долина Алтая» в Республике Алтай, «Байкальская гавань» в Бурятии, «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае и «Ворота Байкала» в Иркутской области. Их создали для развития туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Финансирование ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов и инвестиционных вложений. На каждый проект в бюджете страны заложено около десятка миллиардов рублей. В конце апреля правительство РФ начало передачу полномочий по управлению ОЭЗ регионам. Это вызвало сомнения у новых «хозяев», не прекратится ли вместе с управление и финансирование проектов от федерации.
Одной из основных задач ОЭЗ обозначалось развитие наиболее сильных сторон экономики регионов. Для российских компаний ОЭЗ должны дать возможность реализовать амбициозные проекты и выйти на внешние рынки, для иностранных компаний — зайти на российский рынок. При том, что создание инфраструктуры территорий возложено на государство и местные власти, резиденты особых зон получают льготы на аренду земли, на различные виды налогов. Например, налог на прибыль, на имущество, транспортный налог.
ДОЛИНА АЛТАЯ
В Республике Алтай на строительство туристической зоны было предусмотрено 8,8 миллиарда рублей. В зоне для туристов должны появиться курортные поселки, парки развлечений, лечебно-оздоровительный и горнолыжный комплекс. Такие данные опубликованы на официальном сайте РОСОЭЗ. Но на сегодня освоено 2,3 миллиарда.
«У федерации денег нет, а мы бы хотели, чтобы и дальше они продолжали финансировать, но бумагу официальную мы не получали и полагаем, что процесс передачи полномочий регионам затянется до конца года», — прокомментировал ситуацию представитель министерства экономики развития и туризма республики Алтай.
В документах и сметах указано, что строительство инфраструктуры, обеспечение связью и другие работы должны быть закончены в 2016 году. «Финансирование (федерации) нужно именно для того, чтобы достроить объекты инфраструктуры, которая нужна для нормального функционирования ОЭЗ», — добавил собеседник.
БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ
По данным РОСОЭЗ, на развитие экономической зоны в Алтайском крае в бюджете было заложено 8,2 миллиарда рублей, из которых освоено 1,7 миллиарда. Но несмотря на это, краевое Управление по туризму, курортному делу и межрегиональным отношениям заверяет, что «Катунь» уже активно принимает туристов.
«"Бирюзовая Катунь" активно развивается и является единственной за Уралом такого типа, которая уже принимает туристов. За период с 2007 года ее посетило более 2,5 миллиона человек. В 2015 году количество посетивших составило свыше 440 тысяч человек», — пояснил представитель управления Александр Лукин.
Также Лукин добавил, что передача полномочий управления ОЭЗ региону никак не повлияет на финансовый вопрос проекта. Наоборот, это только ускорит строительство.
«Данная процедура направлена на повышение эффективности функционирования ОЭЗ, позволит оперативно решать возникающие вопросы, сократит сроки рассмотрения заявок на получения статуса резидента ОЭЗ, что в свою очередь повысит привлекательность инвестиционной площадки», — сказал собеседник.
В итоговом варианте в «Бирюзовой Катуни» должна быть развитая инфраструктура, куда войдут несколько гостиничных и туристических комплексов, горнолыжный курорт, дом проката вертолетов, дома для VIP-персон.
БАЙКАЛЬСКАЯ ГАВАНЬ
ОЭЗ «Байкальская Гавань» расположена на пяти участках: «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск» общей площадью более 3,6 тысячи гектаров. Стоимость проекта, по предварительным расчетам, составляет почти 70 миллиардов рублей, больше 30% которых из федерального бюджета, остальное — средства инвесторов.
После реформирования системы управления особыми зонами, правительство республики прорабатывает вопрос финансирования проекта. Глава Бурятии заявил, что развитие «Байкальской гавани» продолжится.
«Реализация и развитие ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», безусловно, будут продолжены. Имеется высокий интерес со стороны потенциальных инвесторов, а действующие резиденты подтверждают готовность реализовывать взятые обязательства», — пояснила пресс-секретарь Минэкономики региона Айгуль Гамбоева.
Также она добавила, что для республики это важный и нужный проект, призванный упорядочить поток «диких» туристов, снизить экологические нагрузки на побережье. Но главное — решить проблему отсутствия инфраструктуры, которая серьезно сдерживает реализацию многих проектов.
По данным Минэкономики Бурятии, ОЭЗ уже обеспечена инженерной инфраструктурой. Например, там есть электро- и водоснабжение, водоотведение. Также за счет средств республиканского бюджета введены в эксплуатацию водозаборные сооружения, пожарное депо, мусороперегрузочная станция, маяк, подъездная автодорога и другие сооружения.
ВОРОТА БАЙКАЛА
На развитие «Ворот Байкала» в Приангарье было запланировано почти 12 миллиардов рублей госинвестиций. Строительство там начнется только в этом году. До этого составляли сметы и готовили проекты строительства.
В первую очередь запланировано строительство сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, водозаборных сооружений, сетей ливневой канализации, открытых автостоянок, благоустройство и озеленение территории, сообщила представитель Минэкономики Приангарья Ирина Горобец. По ее мнению, передача полномочий позволит консолидировать усилия и ускорить реализацию проекта.
Однако губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что после перехода ответственности за ОЭЗ на регион, на ее развитие просто не хватит средств.
«Хотел бы несколько слов сказать о многострадальной особой экономической зоне «Ворота Байкала». Честно говоря, за эти годы ровным счётом ничего не было сделано. Хотя финансовые возможности были огромными...», — цитирует пресс-служба правительства области Левченко.
В то же время, по его словам, сейчас федеральных средств стало меньше, «зато у нас решимости больше и останавливаться мы не собираемся».
Правительство региона после официально получения полномочий на управление «Воротами Байкала» планирует создать управляющую компанию, которая позволит синхронизировать график работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ.