06:13 «Боинг» в огне. Что случилось в аэропорту Дубая? |
Информация о происшествии в аэропорту Дубая довольно противоречивая. Сразу после пожара на борту «Боинга» очевидцы сообщили, что видели дым от одного из двигателей еще при посадке лайнера. Затем в авиакомпании «Эмирэйтс» заявили, что собственно пожар возник вследствие жесткой посадки, уже после частичного разрушения корпуса самолета. Точные причины произошедшего станут ясны после расследования. Уверенно можно сказать одно − двигатель самолёта действительно один из самых пожароопасных элементов конструкции воздушного судна. Дело в том, что здесь соединяются три необходимых составляющих любого пожара: богатая кислородом воздушная смесь, высокие температуры и топливо. При жесткой посадке нарушается герметичность топливоводов. В результате керосин, а его температура самовоспламенения около 200°, попадает на раскаленную поверхность элементов двигателя и моментально вспыхивает. А ведь в крыльях, на которых установлены двигатели, расположены топливные баки. И пожар в этой части воздушного судна особенно опасен. Экипажи до автоматизма отрабатывают действия по локализации таких возгораний. Они предусматривают полную изоляцию поврежденного двигателя, обесточивание электроники и включение системы пожаротушения. Интересно, что пожар тушат при помощи взрывов. Система пожаротушения приводит в действие пиропатроны. Они отстреливают заглушки баллонов, заполняющих гондолу двигателя хладоном. Это фтористое соединение, которое нейтрализует горящие углеводороды. При штатной работе системы пожаротушения пламя гаснет быстро. И главным негативным фактором возгорания двигателя становится задымление салона. Дело в том, что двигатель не только обеспечивает тягу лайнера, но и снабжает пассажиров и экипаж воздухом. Атмосфера на высотах полета очень разрежена. Компрессоры двигателя сжимают этот воздух и затем подают его в салон самолета. Очевидно, что при пожаре он будет загрязнен продуктами горения, что может привести к отравлению и пассажиров, и экипажа. А спровоцировать жёсткую посадку вполне могли погодные условия: в момент авиакатастрофы температура в аэропорту Дубая была +49°. Это аномально жарко даже для Объединенных Арабских Эмиратов. Обычно показания термометров в августе на 8-10° ниже. Из-за жары воздух становится менее плотным, соответственно, снижается и его подъёмная сила. А при посадке двигатели самолета переводятся в режим малой мощности. Возможно, что пилоты излишне снизили тягу, что в условиях перегрева в приземном слое привело к резкому увеличению скорости снижения, что и стало причиной жесткой посадки. Но если с одном стороны и была ошибка в действиях экипажа, с другой -- эксперты отмечают грамотно проведенную эвакуацию: 300 человек покинули пылающий самолет всего за 45 секунд. При этом открыты были только 5 запасных выходов с одной стороны лайнера. Получается, что борт «Боинга-777» покидало по одному человеку в секунду. Международные же нормы гражданской авиации предусматривают эвакуацию пассажиров и экипажа воздушного судна в течение 90 секунд. Испытания показали, что при пожаре на борту это среднее время до взрыва. А вообще фюзеляж самолета имеет низкий уровень прочности. При пожаре обычно уже через 2 минуты он полностью разрушается. И минимальное количество пострадавших – большая заслуга экипажа. |
|