00:20 "Чалдоны: история народа в свете Евразийской истории" конец |
С.В. Трусов Выводы третьего тома Г.И. Пелих писала: «Специфической особенностью русского старожильческого населения Приобья является его двусложность. Здесь различаются два пласта русских старожилов чадонов. «Чалдонье - то разное быват» - говорит информатор»(245). Далее она излагает мысль о том, что чалдоны делятся на тех, кто пришел до Ермака и на тех, кто после. Я думаю, что в устах ее информаторов эта фраза имела несколько иной смысл. Казаки в Сибири никогда чалдонами не считались, а другое население приходило под своими именами: кержаки, устюжане, чердынцы и т.д. Упрощение восприятия этих групп старожилов до обобщенного - «чалдоны», произошло в Сибири только после Столыпинской реформы. Но устойчивость в изложении истории освоения Сибири самого сторожильческого населения за это время не изменилась. Я сужу по своей бабушке. Она прекрасно знала кто такие кержаки, а кто такие чалдоны и настойчиво утверждала, что чалдоны пришли в Сибирь «за пятьсот лет до Ермака». Скорее всего, в высказывании информатара Галины Пелих содержится информация о том, что собственно чалдоны также неоднородны. Были среди них поднепровцы-самары, были и верхнедонцы-чалдоны. Конечно, моя попытка подвести под многочисленные косвенные данные и устную информацию хоть какую-то теоретическую базу, всего лишь весенний голубь, на фоне лазурного неба, чистого, как незапамятный лист бумаги. Бумаги, на которой только еще предстоит написать историю народа, называемого чалдоны. Но для этого в планах археологических изысканий в Сибири, между тематическими разработками исторического прошлого малых народов Сибири, надо втиснуть еще один вымирающий народ, у которого, я уверен, есть достойное и интересное археологическое прошлое. Может быть, еще не поздно поработать и этнографам. Галина Пелих к концу жизни очень сожалела, что не сразу поняла важность данной темы для написания правдивой исторической и этнографической картины Сибири. Она писала, что ходила в этнографические экспедиции по северу Западной Сибири с 40-х годов. Но только под конец своей жизни обнаружила, что все эти годы в её походном мешке хранились крупицы бесценных сведений о народе, о котором толком никто ничего не знает. В.М.Флоренский выражался еще в 19 веке, что он «сердцем чувствует, что степи от Дуная до Оби близки русскому человеку не со вчерашнего дня». С этого времени прошла целая эпоха. Не пора ли от чувств переходить к делу? Во всем мире на протяжении пятисот лет верили в непререкаемую, казалось бы, истину: Америку открыл Колумб. Теперь мы все знаем, что первыми из европейцев на берега Америки высадились викинги. И сделали они это за пять веков до Колумба. Не пора ли и нам отказаться от старого стереотипа, утверждающего, что до похода Ермака русских жителей в Сибири не было. Пора и чалдонам-самарам-сургутам, колумбам таежного океана, воздать должное. Конец статьи Примечание: при цитировании ссылка на сайт skolo.ru и автора обязательна Литература: 245. Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 75. P/S С.В. Трусов Выводы первого тома книги "Чалдоны: история народа в свете Евразийской истории" На основании всего изложенного можно сделать вывод, что легенда о переселении самаров-чалдонов задолго до Ермака с территории междуречья Дона и Днепра на Обь имеет под собой реальные основания, которые подтверждаются данными лингвистики, ономастики и сведениями первоисточников. Естественен вопрос, который возникает у прочитавших все вышесказанное. Почему русские летописцы не отметили наличие за Уралом этого народа, если он отличался от другого аборигенного населения и по виду и по языку? Во-первых, начальные летописцы Сибири появились гораздо позже отрядов Ермака. Во-вторых, по многим косвенным данным, можно сделать вывод, что поначалу царские служилые люди всё же отличали от другого аборигенного населения некоторые группы людей, проживающих в Западной Сибири. Так по свидетельству историка С. В. Бахрушина, из общей массы остяцкого населения, во времена завоевания Среднего Приобья царскими войсками, выделялись некие «вольные» люди, которые не облагались ясаком и имели некоторые привилегии. Эти люди делились на «бедных», «лучших» и «мощнейших» (175). Вы скажете, что, скорее всего, это были приближенные местных остяцких князьков. Все правильно, а я как раз и утверждаю, что пришлые самары, в среде аборигенного населения, которое они встретили в Среднем Приобье, заняли привилегированное положение. Если быть точнее, они попросту захватили власть. Об этом, как я уже отмечал, в первую очередь говорят имена «остяцких князьков» - Самар, Бардак, Бояр, Демьян, Цингал и т.д., а также имя упомянутого выше «лучшего человека» Байбалака Самарова. В-третьих, все существующие «остяцкие» княжества, в конце концов, оказали сопротивление царским властям, поэтому значительной части их населения пришлось мигрировать на восток и северо-восток, подальше от царских глаз. Этим населением и были самары-чалдоны. В-четвертых, прожив, несколько столетий в тайге, по внешнему виду (одежде и быту) самары уже мало чем отличались от другого аборигенного населения. К тому же многие из самаров, по свидетельству все того же Каялова, к этому времени обостячились и обсамоедились. Другими словами, они брали в жены аборигенок. В-пятых, самары, все же, были русскоязычным народом, что их не отличало от вновь прибывших с Руси переселенцев. Поэтому, заезжие столичные историки и путешественники, подобные академику Миллеру, не зная всей подоплеки событий, связанных с заселением Сибири чалдонами, не способны были выделить самаров в особую группу населения. Как, впрочем, не умели они отличать кержаков от чердынцев и других групп новоселов. Про них они тоже не писали. В-шестых, прочно выработанный стереотип, что Сибирь покорил Ермак, заставлял исследователей отбрасывать в сторону всякую редкую информацию о самарских старожилах Сибири, как недостоверную. Так и прожили чалдоны замкнутыми общинами, обиженные на русское правительство за свою утерянную свободу, вплоть до 20 века. К нашему времени эта общность практически рассыпалась в прах. Скорее всего, мы бы так никогда и не узнали всей этой удивительной истории небольшого славянского народа, если бы не вдумчивость, научная интуиция, педантичность и добросовестность большого ученого Галины Ивановны Пелих. Спасибо ей за это. Примечание: при цитировании ссылка на сайт skolo.ru и автора обязательна Литература: 175.Коллектив авторов Уральского государственного университета, Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, изд. «Тезис», 1994 г., С. 74-75. |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |