07:49 Достало ваше «свободное воспитание»! Крик души, адресованный современным родителям |
Сейчас в моде так называемое «свободное воспитание». При этом родители предпочитают практически полностью абстрагироваться от своих детей, ничего им не запрещая. Слово «нельзя» для них табу, они его боятся, как чёрт ладана. Но далеко не всем нравится находиться рядом с таким образом «воспитанными» детьми. Пример первый. Мой двухлетний сын играл в песочнице с другими детьми. Он мальчик добрый, спокойный, почти никогда не плачет. И тут я слышу просто дикий рёв сына. Подхожу. Оказывается, другой мальчик взял полную горсть песка и кинул в глаза моему ребёнку. Естественно, я сказала ему, что так делать нельзя. И тут подлетела разгневанная мама другого мальчика и заявила, что они ничего ребёнку не запрещают, у них, видите ли, свободное воспитание, без запретов. Я посоветовала ей поинтересоваться, какую сумму ей придётся мне заплатить, если, не дай бог, с глазами моего сына случится беда. Мамаша поперхнулась, схватила своего «вредителя» и умчалась. Пример второй. Сын пошёл во второй класс. Я из-за границы привезла ему школьный набор. И набор этот не совсем обычный, таких у нас нет. Разумеется, он ему очень нравился. И вот однажды он пришёл из школы в слезах. Рассказал, что одноклассник (назовём его Андреем) силой отобрал у него ластик из этого набора. Попытки вернуть ластик успехом не увенчались. Андрей заявил, что он всё равно оставит эту вещь у себя, потому что она ему понравилась. Зная о том, что Андрюшу в школу приводит мама (мой сын ходил сам, школа во дворе), на следующий день я пошла вместе с сыном. Увидела ту маму, рассказала ей ситуацию, попросила посодействовать и ластик вернуть. Как вы думаете, что я услышала от мамы? Правильно — «у нас свободное воспитание, мы ничего не запрещаем». У меня не оставалось другого выбора, как озвучить цену школьного набора и попросить возместить ущерб целиком, ибо без ластика набор неполный. Мама Андрея побледнела, тут же полезла к сыну в портфель, выудила злосчастный ластик и практически с шипением протянула мне. Андрей, разумеется, устроил истерику с валянием на полу. Пришлось маме забирать своё чадо домой. Ведь ему, наверное, в первый раз в чём-то отказали. К сожалению, это не все примеры, с которыми я встречалась в своей жизни. Потом эти родители жалуются, что у нас плохая молодёжь. Нет, уважаемые, она такая, какой вы её вырастили. Кто получится из этих детей, когда они подрастут? Из первого членовредитель (может, кто и похуже), из второго вор. И не удивляйтесь, что эти дети и к родителям своим будут относиться точно так же, как и к другим. И всё потому, что им ничего не запрещали, разрешали делать всё, что душе угодно, и не научили одному единственному слову — «нельзя»! И самое главное, что большинство родителей, применяя эту методику воспитания, мало того, что даже не интересуются, как это делать правильно (а там много нюансов, поверьте педагогу), так ещё и не задумываются о последствиях. Ведь пока дети маленькие, отвечать за их действия придётся мамам и папам. А это и возмещение вреда, и лечение (если такое случится), и моральный ущерб. А уж как выиграть такое дело, я прекрасно знаю. Свободное воспитание Еду в автобусе. Народу не слишком много, но все сиденья заняты. Привлекает внимание стоящая рядом небольшая компания молодых людей. Прически вздыбленные, одеты вызывающе ярко, но ведут себя мирно, тихо о чем-то разговаривают, смеются. Один из юношей жует жвачку, надувая из нее пузыри величиной с теннисный мячик. Около второй двери сидит крепкий мальчик лет 10-12. Рядом стоит, придерживая сумочку, лежащую у мальчика на коленках, его мамочка. Мальчик, не отрываясь, смотрит в окно, мамочка с любовью - на своего ребенка. На следующей остановке входит бабушка, становится рядом с ними. Долго смотрит на маму и мальчика, потом решается попросить: «Вы не могли бы сказать своему мальчику, чтобы он уступил мне место»? На что получает ответ: «Если мой сын захочет, то сам уступит Вам место, но просить его я не буду. У моего ребенка свободное воспитание, он сам знает как ему поступить». Мальчик, выслушав диалог, снова отворачивается к окну. Бабушке освобождают место на соседнем сиденье. Автобус едет дальше, компания молодых людей продвигается к выходу. Остановка. Двери открываются. Один из юношей достает изо рта жвачку и со словами: «У меня тоже свободное воспитание» приклеивает ее к волосам любящей мамочки. Двери закрываются. Немая сцена. Свободное воспитание детей: плюсы и минусы Свободное воспитание – это предоставление ребенку права выбора и отсутствие родительских наставлений. Что это значит? Не нарушать права ребенка наказаниями и руганью, не диктовать ему, что и каким образом он должен делать. Это с одной стороны. А с другой – не делать за свое чадо то, что он может и должен выполнять самостоятельно. Например, одеть его, когда он часами ленится сделать это сам, или докормить с ложки обедом. Однако стоит избегать типичных ошибок родителей, старающихся воспитать своего ребенка в свободном стиле. 1. Подмена свободного воспитания попустительством. Теория свободного воспитания не подразумевает под собой полного безразличия к тому, чем занимается ваш ребенок. Наоборот, необходимо заранее выставить определенные рамки поведения, которых ребенок должен учиться придерживаться самостоятельно. Пусть это будут банальные вещи – например, собрать игрушки и принять контрастный душ. Цель свободного воспитания – взрастить в ребенке личность, а для этого необходимо прививать ему элементы самоорганизации с раннего возраста. 2. Часто родители подпадают под влияние ребенка и «пляшут под его дудку». Это одна из самых распространенных ошибок воспитателей. Ни в коем случае родители не должны позволять командовать собой. Разумеется, детям нужно становление своей позиции. Но куда более важным для ребенка становится ощущение опоры и осознание авторитета родителей. Это создает для него чувство надежности и защищенности. Плюсы + На ребёнка не оказывается давления, ему не навязывают мнений и моделей поведения, его не наказывают, поэтому он чувствует себя достаточно комфортно. Насилием над личностью может считаться даже ранний подъём или нежеланная каша на завтрак. + С родителями можно обсуждать всё, что угодно, и это путь к установлению тёплых отношений. В такой семье царит стопроцентное доверие друг к другу, а к недостаткам и слабостям близких относятся снисходительно. + У детей есть право голоса и выбора. В обсуждении важных семейных вопросов ребёнок участвует наравне со взрослыми. И никто не заставляет его заниматься музыкой, если ему по душе кикбоксинг. В цепочке «родители-ребёнок» приоритетны интересы второго. + Дети, воспитанные в такой семье, весьма коммуникабельны, лишены стеснения, поэтому они часто бывают душой компании или принимают активное участие в выступлениях, диспутах, школьных конференциях, обладают хорошим словарным запасом. Нередко склонны к лидерству и довольно амбициозны, что для современности немаловажно. + Открытость и свобода от стереотипов способствуют развитию творческих способностей, успехам в какой-то конкретной области (например, с лёгкостью осваиваются точные науки), да и в целом успеваемости по всем предметам. Минусы - Поскольку свобода ребёнка возводится в абсолют, а его потребности и желания всегда удовлетворяются, такие дети очень избалованы. И если внутри семьи с её установками это как-то решаемо, то вне – в детском саду, школе – свобода личности оборачивается не слишком приятной стороной как к окружающим, так и к самим детям. - Отсутствие каких-либо запретов в конечном итоге может сыграть с ребёнком злую шутку. Твёрдые правила для малышей – это своеобразные маячки, по которым они ориентируются, их необходимо сразу обозначать. Дети, воспитанные в либеральном стиле, не понимают, что свобода – это прежде всего ответственность, они не умеют быть требовательными к себе, и сами страдают от этого. Такие дети эмоционально нестабильны и, столкнувшись с запретами, могут ответить агрессией, истерикам, а иногда впадают в депрессию от «несовершенства мира». - Убеждённость в том, что «все обязаны меня принимать и любить» разбивается о жестокое разочарование. Требуя к себе исключительного отношения, дети сталкиваются с жёстким противодействием и испытывают сложности в общении. - Взрослея, юноша или девушка оказываются инфантильными, безответственными, совершенно не приспособленными к жизненным реалиям. Им кажется, что решение их проблем – дело других. Часто такие молодые люди не могут завершить образование и в зрелом возрасте всё ещё живут с родителями (что для последних не всегда весело, поскольку вторжение подросших детей в их личное пространство восторга не вызывает). - Естественное непослушание, которое возникает из-за отсутствия границ и наказаний, становится предметом торговли. Папе мешает, что я играю в мяч, когда он работает? Пусть даст конфетку. Причём со временем ставки растут, и сладостями уже не обойтись. - Уверенность в собственной уникальности рождает завышенные ожидания от жизни за самые обычные действия. Например, ребёнок может размышлять так: ведь я хожу каждый день на эти скучные уроки, за одно это мне должны ставить пятёрки. Будучи взрослыми, такие люди будут ждать повышения по службе за одно то, что каждый день ходят на работу, и бриллиантового кольца за приготовление еды. Кроме всего прочего не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален. Невозможно воспитывать детей по одной типовой педагогической модели. К каждому ребенку нужно искать индивидуальный подход и внедрять в модель воспитания какие-то свои элементы. |
|
Всего комментариев: 14 | |||||||
|