17:17 Дуб - священное дерево |
Дуб у славян был священным и одним из наиболее почитаемых деревьев и посвящался громовержцу Перуну. Первоначально слово дуб вбирало в себя общее понятие дерева. До сих пор свидетели этого — "дубина, дубинка, дубец" (прут, розга, палка). Он символизировал также мужское начало, мощь, силу, твердость. Следуя примеру богов, собиравшихся решать судьбы человечества под Мировым деревом, славяне связывали важнейшие события свой жизни (жертвоприношения, собрания, суд и свадьбы) со старыми дубами и глубоко верили, что все свершенное под их сенью происходило по внушению божества. В словацких сказках встречаются случаи, когда собираются люди судить да рядить о самых важных делах в глубину леса — в такую чащу, куда бы не мог проникнуть и луч солнца. У балтийских славян дуб или священная роща, в которой преобладали дубы, считались местом пребывания божества. В городе Штетине, в земле поморян (начало XII в.), был "огромный густолиственный дуб, под которым протекал приятный источник; простой народ почитал дерево священным и оказывал ему большое чествование, полагая, что здесь обитает какое-то божество". В земле вагров, одного из племен полабских славян, в священной роще, среди очень старых деревьев, росли "священные дубы, посвященные богу этой земли Прове... Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и жрецом на суд". На славянском Западе проповедниками христианского учения вырубались священные рощи, чтобы воочию показать бессилие языческих богов перед светоносным могуществом единого Бога. Было так и на Святой Руси — во времена Владимира Красна-Солнышка и ближайших его преемников на великокняжеском престоле. Почитание дубов у восточных славян сохраняло религиозный характер вплоть до XVII-XIX вв. Возле них служили молебны, совершали бракосочетания, обращались к ним в заговорах, приписывая им целительную силу. По русскому поверью, ведьмы втыкают нож в дуб, заставляя тем самым течь из него молоко (т. е. как бы вонзая острие молнии в дерево-тучу, ведьма проливает на землю небесное молоко — дождь). По представлениям предков, дуб властен был и над земными сокровищами — кладами. Так, в русской сказке упоминается дуб, под которым, если выворотить его с корнем, найдешь богатые клады злата-серебра. В конце XIX в. белорусы рассказывали легенду о том, что давным-давно рос на одной полянке "стародавний дуб" очень больших размеров. Если кто, бывало, ударит его топором, то непременно с тем случалось несчастье. А когда, по приказанию владельца, срубили этот дуб, то, падая, он раздавил всех рубивших его, и, кроме того, целую неделю свирепствовала страшная буря, с громом и молнией, причинившая много бедствий. В Болгарии было три чтимых дуба, которые, считалось, охраняли окрестности Софии от града, бурь и других бедствий. Ежегодно на Троицу их обмазывали священным маслом или даже сверлили ствол и вливали туда масло. В средневековых апокрифах дуб или железный дуб выступает в качестве Мирового дерева. Рассказывается, что он был посажен в начале сотворения мира, стоит "на силе Божией" и держит на своих ветвях остальной мир. В памяти народной сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира: еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только один "окиян-море". Стояли, по словам предания, посреди этого окияна два дуба, а на тех дубах сидело два голубя. Голуби спустились на дно моря, захватили клювами песку и камешков и принесли Творцу мира. Так и были созданы и земля, и небо, и все небесные светила. Предание говорит о железном ("правопосаждень") дубе, на котором держатся вода, огонь и земля. Растет-поднимается этот дуб до самых седьмых небес, а коренится в глубочайших недрах подземного царства. Бытовало предание, что семена дуба прилетают по весне из Ирия. Ратник, идущий на сражение, заклинал святой дуб наделить его силой: На святом океане-море стоит... сырой дуб кряковистый, и рубит тот сырой дуб стар матер муж своим булатным топором, и как с того сырого дуба щепа летит - такоЖде бы и от меня валился на сыру Землю борец-молодец по всякий день, по всякий час. В народной медицине к дубу прибегали при зубной боли, грыже, грудной жабе и других заболеваниях. Сказывают о толстом старом дубе со сквозным отверстием, через которое протаскивали потри раза детей, больных грыжей, после чего дерево перевязывали поясом или кушаком. Или о том, как больных детей носили в лес, раскалывали там надвое молодой дубок, трижды протаскивали через него ребенка, а затем связывали дерево ниткой. |
|
Всего комментариев: 2 | ||
|