05:10 Феномен картины Малевича |
Кто о нем не слышал? Его можно считать за наивысшую точку абсурда. Шутка, которой неумелый художник опошлил классицизм, романтизм, ренессанс, барокко. Все что накапливали художники веками, наращивая мастерство, расширяя палитру красок. Черный квадрат может нарисовать каждый ребенок или чертежник (а Малевич был им по профессии). Полотно 79,5 х 79,5 см на котором изображен черный квадрат на белом фоне написан в конце 1915 г в стиле супрематизма (направление авангарда, созданный самим К. Малевичем в начале 1910 г). По утверждению художника, картина писалась несколько месяцев. Она до сих пор практически на всех производит грандиозное впечатление. В чем же сила этой картины? До XX в. действовал негласный закон «Искусство начинается там, где кончается природа» (Оскар Уайльд). Супрематизм же основан на лишенных изобразительного смысла формах. Простые геометрические фигуры разных цветов сведены в композиции, которые обращаются к не социальному подсознанию. Уайльдовский закон теперь для Малевича звучит как: искусство кончается там, где начинается социальное давление. В картине Черный квадрат реализована не столько концептуально продуманная задумка, сколько внутренние чувства художника, его интуиция. В 1917 г случилась Великая Октябрьская революция, которая перевернула с ног наголову уклад всей страны, к тому же привела к огромным человеческим жертвам. И Черный квадрат – это предчувствие этих событий. Если рассматривать форму, как уже наделенную цветом (как считает И. Иттен), то в Египте квадратом означается иероглиф «поле» — это материальная жизнь, а ей соответствует красный цвет. Но этот цвет еще и цвет власти, агрессии отключающий разум. Получается в Черном квадрате закодировано сочетание цвета черного и красного. Сочетание черного и красного цвета нагнетает тревогу, это сочетание опасности, озлобленной неуравновешенности. Оно символ дьявола, вампиров и всего, что противится самой жизни. Красный в этом сочетании становится толчком, а черный огромной психической энергетической подпиткой с низших (животных) уровней подсознания. Феномен картины Малевича, заключается в том, что мы не видим красный, но чувствуем его. Это огромный кусок энергии, готовый вот-вот сорваться, и покатится в пропасть, разрушая все на своем пути. И мы наблюдаем краткий миг удержания этой разрушительной энергии в рамках картины. Как, впоследствии, писал сам Малевич в своей биографии: «анализируя свое поведение, я заметил, что, собственно говоря, идет работа над высвобождением животного элемента из контуров явлений природы и освобождение моей живописной психики от «власти» предмета. … Я никоим образом не хотел делать живопись средством, но только самосодержанием.» |
|