Полет рейса 1812 авиакомпании «Сибирь» Тель-Авив — Новосибирск трагически прервался 4 октября 2001 года. Обстоятельства гибели лайнера до конца не известны даже сейчас — спустя 15 лет после катастрофы.
Самолет Ту-154М выполнял регулярный чартерный рейс, связывавший Новосибирск с Тель-Авивом. Лайнер улетел в Израиль в среду и должен был вернуться вечером в четверг. Борт был загружен меньше, чем наполовину: на нем находились 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
«В основном люди направлялись в гости или из гостей, как мой отец. Мало кто летел по делам — был ученый из Израиля, собиравшийся в Академгородок, и начальник авиаинспекции ‘’Сибири’’», — рассказывает сын пассажира рейса, руководитель уже закрытого Фонда помощи семьям погибших пассажиров Ту-154 Борис Калиновский.
Через 1 час и 34 минуты с начала полета самолет исчез с экранов радаров. Лайнер в это время находился на высоте 11 тысяч метров над Черным морем, примерно в 200 километрах юго-западнее Сочи.
«Я узнал о катастрофе на работе, как, собственно, и многие. Люди боялись говорить нам, знали, что наши близкие летели. Были случаи, когда говорили — идите домой и смотрите телевизор. Первая информация была от людей, потом я включил телевизор, потом поехал в аэропорт», — вспоминает Калиновский.
...Куда попала(о)…
После исчезновения лайнера диспетчеры запрашивали воздушные суда, находившиеся в том районе. Командир самолета Ан-24 авиакомпании Armavia сообщил, что слева от него взорвался самолет, его обломки падают в море.
Обычно при падении самолета с такой высоты пилотам удавалось сообщить на землю о чрезвычайной ситуации. «Полное молчание» Ту-154М в экстремальный момент отмечено впервые в авиационной практике, говорил на срочном брифинге в тот же день первый заместитель министра транспорта России Александр Нерадько.
Однако магнитофон «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, который соответствовал выходу экипажа на внешнюю связь. Шумы и крики продолжались 45 секунд, среди них была фраза «... куда попала(о) ...». Затем в эфире был слышен еще один пеленгационный щелчок — так пилоты прощаются с землей, когда связь уже не работает.
Вероятно, экипаж пытался бороться за самолет. В 2003 году пилоты, бортинженер, штурман и начальник авиаинспекции были посмертно награждены Орденами мужества, а бортпроводники и техники — медалями «За отвагу».
От теракта к ракете
Точное место нахождения самолета с «черными ящиками» выяснить не удалось. Он опустился на морскую глубину в два километра с нулевой видимостью, агрессивной сероводородной средой, сложным рельефом дна и большим слоем ила. Поисковая операция в Черном море обнаружила 14 тел, а также 404 фрагмента лайнера, личных вещей и одежды пассажиров.
В начале расследования российская прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Теракт». Одновременно прорабатывали версию о взрыве на борту по техническим причинам. Авиакомпания «Сибирь» тогда заявила, что самолёт «был одним из лучших в авиапарке компании, он прошёл строгий технический контроль» и им «управлял опытный экипаж».
Представители администрации США тогда предположили, что лайнер был сбит ракетой украинского зенитно-ракетного комплекса С-200. Среди собранных обломков оказалось около четверти всего полового покрытия самолета, в котором обнаружили 183 отверстия от поражения металлическими шариками — какие использует ЗРК С-200. Всего на извлеченных фрагментах насчитали 460 пробоин.
Эксперты МАК пришли к однозначному выводу: самолет сбит ЗРК С-200 с полигона «Опук», где армия Украины в те дни проводила крупные учения.
Случайность или экономия?
Боевые стрельбы по воздушным целям в районе Крымского полуострова ранее не проводили как раз потому, что там проходят трассы воздушных судов. Украина изменила традиции.
«По-хорошему, им нужно было перекрыть международную воздушную трассу на время учений, но тогда бы Украина должна была компенсировать авиакомпаниям на этот период все затраты, связанные с облетом этой зоны. Они решили сэкономить», — предполагает Калиновский.
Станция наведения зенитно-ракетного комплекса С-200, по всей вероятности, перепутала и захватила пассажирский лайнера вместо использовавшегося в качестве мишени беспилотного самолета-разведчика «Рейс».
Также есть версия, что оператор С-200 ошибся и навел ракету на лайнер — он не произвел нужные расчеты дальности до цели.
«Не мы первые и не мы последние. Не нужно из этого делать трагедию – что произошла какая-то ошибка. Ошибки происходят всюду, и не только такого масштаба – бывают гораздо более масштабные ошибки», — так прокомментировал результаты расследования авиакатастрофы президент Украины Леонид Кучма.
Инопланетное вторжение
Через несколько лет Минобороны Украины внезапно усомнилось в выводах МАК и заказало экспертизу в своих институтах — в Киевском научно-исследовательском институте судебной экспертизы и Харьковском институте ВВС.
Украинские эксперты стали утверждать, что ракета разорвалась на расстоянии около 800 метров от самолета и, следовательно, не могла нанести ему серьезные повреждения. В отчете говорилось, что самолет летел по «своевременно не заявленному маршруту», и потому «не прошел предупреждения во всех пунктах наблюдения радиотехнических войск Российской Федерации и Вооруженных сил Украины», к тому же Ту-154 не подавал сигнал «Я свой».
Также в документах утверждалось, что согласно данным контроля РЛК «Геленджик» от 4 октября 2001 года в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдался «неизвестный летающий объект» на расстоянии 49,9 километра от места катастрофы.
На основании всех этих данных в 2012 году Высший хозяйственный суд Украины окончательно отказал российской авиакомпании «Сибирь» в возмещении убытков за сбитый Ту-154М. Авиакомпания требовала взыскать с Министерства обороны Украины 15,3 миллиона долларов.
До этого официальный Киев, признавший выводы МАК, с 2003 по 2005 годы выплатил почти 16 миллионов долларов родственникам жертв, но без заявлений, что это компенсация. Извинений от украинской стороны так и не последовало.
Возобновить расследование
«Эта трагедия делится на две большие части — внутренняя трагедия каждой семьи, а второе — закрытость в расследовании этого преступления», — считает Калиновский.
Туман, которым окутано расследование, позволяет выдвигать и совсем невероятные теории. Например, что лайнер был сбит специально, якобы ученый из Академгородка, который работал по контракту в Израиле, вез секретные разработки биологического оружия.
Родственники погибших в этой авиакатастрофе продолжают искать истину. За 15 лет они обращались в различные органы, в том числе Генпрокуратуру РФ, которая перенаправила их запрос в Следственный комитет, где заявили, что ничего сделать не могут, раз дело было передано на Украину.
Сейчас документы продолжают ходить по инстанциям. Семьи надеются, что Генпрокуратура все же возобновит расследование, потому что сроков давности у таких преступлений нет.
«Главное, чтобы была поставлена точка в расследовании. Пускай они (Украина) не наказывают, имеют право, но нам нужна точка в расследовании. Я считаю, что наши должны были довести до конца», — уверен Калиновский.