13:45 Иранская нефть уже в пути![]() |
Первые танкеры с иранской нефтью уже на пути в
Европу. Какими маршрутами идут суда? Нефть из Ирана в Европу будут
доставлять по морю. Из Персидского залива в сторону Старого Света уже
выдвинулись три танкера. Самую большую партию иранской нефти – 2 млн.
баррелей – купили французы. Еще два судна везут «чёрное золото» одной из
испанских компаний и европейскому подразделению российского «Лукойла».
В Европу корабли пойдут разными маршрутами.
Кратчайший путь из Персидского залива в Европу пролегает через Суэцкий
канал и составляет около 8500 км. Но через эту водную артерию не могут
пройти супертанкеры с осадкой более 16 метров, которые способны
перевозить по 200 тысяч тонн нефти. Таким, например, является судно
«Atlantas», которое везет топливо по заказу французов. Ему придется
сделать огромный крюк в обход Африки. Длина маршрута в этом случае
вырастет более чем в 2 раза.
И тот, и другой варианты доставки иранской
нефти в Европу рискованны с точки зрения погоды. Согласно
метеостатистике, серьезные штормы могут подкарауливать мореходов уже на
выходе из Персидского залива – в Ормузском проливе. Сильный ветер и
высокие волны здесь случаются трижды за февраль. Ещё более неспокойная
погода – на юге Индийского океана, в районе южноафриканского Кейптауна.
Здесь штормит каждый третий день.
На пути у супертанкеров, которым придется
огибать Африку, может возникнуть и более серьезное препятствие –
тропические циклоны. Они сильно отличаются от тех, что выходят,
например, на Россию. Тропические циклоны меньше в диаметре, но из-за
огромной разницы давлений в центре и на периферии, как правило, обладают
огромной разрушительной силой. Например, свирепый «Фавио» в 2007-м году
не только вынудил сотни судов зайти в порты южноафриканских стран, но и
серьезно потрепал континент. В Мозамбике от наводнений и сильных ветров
пострадали 160 тысяч человек.
В южном полушарии сейчас лето, и это как раз
сезон тропических циклонов! В январе и феврале в среднем образуется по 4
таких мощных вихря. К весне активность тропических циклонов падает: в
марте их уже не более 3-х, а в апреле они угрожают мореходам только
дважды. Насколько штормовая погода может задержать корабли? Когда ветер
задувает со скоростью более 15 м/с, волны на море могут подниматься до
4-х метров и выше. При таком волнении скорость танкера может снижаться
почти на 40%. В отдельных случаях по международным нормам движение
судов и вовсе категорически запрещено. То есть, заказчики иранской нефти
могут столкнуться с задержками в поставках.
Морской путь транзита и без того вынуждает
запасаться терпением. При средней скорости танкера около 30 км/ч через
Суэцкий канал груз попадает в Европу в лучшем случае через 11 дней. А
супертанкеры потратят на путешествие в обход Африки почти месяц. Теперь
главное – какой же будет погода на пути корабелов, везущих иранское
чёрное золото в Европу? Персидский залив, Аравийское, Красное и юг
Средиземного моря сейчас находятся под влиянием антициклона. Здесь море в
ближайшие дни будет спокойным. А вот на севере Средиземного моря
сохраняют активность атлантические циклоны. Именно благодаря им здесь
случаются штормы, которые вполне могут внести коррективы в планы
иранских нефтяников и их клиентов из Европы.
|
|