17:47 Исчезающие хоромы Вологодского края 2 |
В этой деревне большинство домов утратили свои хозяйственные дворы (превратились в руины). Для наглядности приведу пример из других деревень. Второй этаж современного хоздвора в одной связи с жилой частью. Выбравшись наружу, обращаем внимание на окна, заключённые в рамочные наличники простейшей формы (и так по всей деревне). Из декора выделяются лишь филенчатые лопатки (пилястры) с накладной резьбой, прикрывающие выступающие остатки венцов сруба. Далее по главной улице расположены одноэтажные на высоком подклете изба-двойня и дом-пятистенок. При строительстве северных изб полы приподнимались над землёй на 1,5–2 м и нижнее помещение — подклет, подъизбица — обустраивалось для содержания скота, хранения продуктов и утвари, а иногда подклет делали жилым. А этот дом-пятистенок покинут настолько давно, что со временем скложился внутрь себя. Чуть далее встречаем ещё одни хоромы, предположительно, советского периода постройки. Двухэтажный сруб-пятистенок, полностью обшит тёсом, выступы остатков венцов сруба (все дома здесь рублены «в обло») оформлены филенчатыми пилястрами (угловыми лопатками). Для северных изб не характерен развитый резной декор, столь часто встречаемый в центральных губерниях. Чем ближе к концу деревни, тем больше заброшенных и разрушенных старинных домов. Приземистый, на подклете сруб обшит тёсом. Имеет вальмовую кровлю (вид крыши с четырьмя скатами различной формы). По сути, здешние дома — это наше архитектурное наследие, ибо в подобных памятниках воплощаются все стороны жизни и деятельности, весь многовековой трудовой опыт, знания и даже мировоззрение народа. У этой избы сруб обшит тёсом. Кровля трёхскатная тёсовая с вальмой и светёлкой. Украшением почти всех светёлок в этой деревне служит навес-фронтон с глубокой полукруглой нишей в тимпане. Объединение всех строений двора началось в XVII веке, к концу которого окончательно сложилась севернорусская крестьянская усадьба — комплекс избы с двухэтажным двором под единой крышей — так называемая однорядная связь двора с домом (изба-сени-клеть-двор, стоящие в один ряд): «хоромное строение изба с сенями и с клетью, а возле них позади вплотную двор», «дом деревянный в одной связи изба, сени, напротив оного клеть, а вдоль них позади двор». Хоромы могли достигать 14–20 м в длину, 6–7 м в ширину. Сохранившийся красный угол (на фото). Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крёстным знаменем. Русская пословица гласит: «Первый поклон – Богу, второй – хозяину с хозяйкой, третий – всем добрым людям». Отмечу, что красный угол присутствовал практически во всех домах, в селениях самых разных областей, которые мы посетили за годы путешествий. И, как правило, заброшенными эти сёла становились после распада Союза, а значит, вопреки навязывающемуся мнению, иконы преспокойно занимали своё место в деревенском доме. Причём не для красоты. Утром, вечером прочёл молитву, а днём отработал на колхозном поле. И Бог не проклял, и хлеб на столе был. Одним словом, в безбожном Советском Союзе в селе какая-никакая, но была жизнь. Сейчас, как я писал в предыдущих постах, среди полуживых и вымерших деревень, на фоне опустевших ферм, заросших бурьяном полей и руинированных заводов, возрождают службы в полуразрушенных храмах, а заодно проповедуют все "ужасы" бездуховного советского села, с их школами, больницами, Домами Культуры, библиотеками и проч. В этом доме находится было особенно опасно. Стены повело, что видно невооружённым глазом. Здесь не было шансов найти даже семейных фотографий, которые так часто попадались нам в других деревнях. Такая же разруха, как и в других. Перед нами — двухэтажный двор под двускатной крышей, примыкающий к передней жилой части. В нижнем этаже двора устраивали тёплые хлевы для скота. Во двор вели двое ворот — со стороны улицы и огорода. На верхнем этаже-повети держали корм, хозяйственный инвентарь, средства передвижения, там же для хранения домашнего имущества строили клети и горенки, в которых летом спали (в XIX веке). С улицы на второй этаж двора поднимались либо по лестнице из сеней, либо по помосту (взвозу, взъезду), по которому могла пройти и лошадь с телегой. Взъезд-помост не сохранился. Выглядываем из-за угла. И идём к очередному представителю северного крестьянского жилища. Одноэтажный дом-пятистенок типа «брус», рублен с остатком и обшит тёсом. Парадный фасад завершён вальмовой кровлей со светёлкой. Среди деревьев на добрый метр ушедший в землю запрятался дом — представитель более простого жилища. Тоже пятистенок, но сруб открыт, кровля тёсовая вальмовая, но без светёлки. Окна заключены в простые рамные наличники. А это представитель уже другой эпохи и назначения. Тоже канул в лету, как и эпоха, создавшая его. Находившись по деревне свыше часа и порядком подустав, возвращаемся к её "истоку". Обойти всё поселение не хватило сил и времени, ряд домов уходил в лес и был полностью поглощён зарослями деревьев. Но увиденного хватило на добрую порцию впечатлений и размышлений. Отмечу, что в крупных вологодских сёлах у зажиточных крестьян тип дома, состоящего из двух изб, сеней и двора на подклете, получил широкое распространение в сер. XIX века. К тому времени начался процесс замены одного из помещений – клети – на второе жилое помещение – вторую избу, имевшую, как и первая, печь и такой же интерьер. К 1880-м подобная замена в крестьянском доме стала повсеместной. У двухэтажных изб нижнее помещение служило зимовкой. Интерьер таких изб был одинаков — с печью в углу у входа, с полатями, с божницей в переднем углу. В советский период, с возрастанием семей, печи стали ставить на каждом этаже. И пока мы досматриваем северные домины, немного раскрою тему бани. Интересно, что бани, как отдельное строение для помывочных целей, вошли в обиход намного позже, чем принято считать. До середины XX века обычай париться в печи вообще мало освещался в научной литературе. В современном сознании он воспринимался как чуждое, не имеющее ничего общего с древнерусской культурой. Известно, что далеко не повсеместно банная традиция была распространена в областях восточнее Смоленской и Тверской земель; в Ярославской губ. бани строились только в селениях вдоль Волги; во Владимирской и Московской губ. они также встречались лишь кое-где. Даже в большинстве уездов Тверской губ. ими не пользовались (бани имелись в основном в деревнях вблизи Волги). А вот в западных районах (области древнего обитания кривичей в Смоленской и Псковской землях) они известны издавна. Иначе обстояло дело и в Новгородской земле. Почти во всех областях, колонизованных новгородцами, бани известны с давних пор. В тех районах, где бани у русского населения не зафиксированы, бытовала другая традиция — мытьё (парение) в печи. Мытьё в печи было характерно для областей, находящихся в основном в пределах старых Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева (1899 г.): «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя. Причём подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном тёплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову «щелоком», потом окатывается водой на сарае...» — сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губ. На удивление, мы были в деревне как раз этого Мольского прихода, где в одном из домов видели подобную русскую печь (на фото), в жерло которой поместился бы даже я, не говоря о щуплых, низкорослых крестьянах. Во врачебно-санитарном обзоре Вологодской губ. (1907 г.) фельдшер Лукачёв из Тотемского уезда, отстаивая преимущество мытья в печах, писал: «Баня есть почти у каждого домохозяина. Но что это за бани? Из тонких брёвнышек выстроена хибарка, покрыта жердями и соломой. Внутри сделан очаг из глины. На железных прутьях над очагом наложены камни. Они накаляются и дают тепло для моющихся. Не знаю, чем такая баня лучше большой печи!». Впрочем, мытьё в печи подвергалось критике со стороны представителей «противоположного лагеря», напоминавших о смертельных исходах подобного мытья: порой из-за малого объёма воздуха в печи люди задыхались. Другим существенным аргументом в пользу мытья в бане было соображение о том, что «избы, в которых парятся, сгнивают быстрее». Сельские бани на протяжении последних веков сильно видоизменились. Чёрные бани, в прошлом повсеместно господствовавшие, были вытеснены белыми. Появились вмазанные в печи котлы или другие приспособления для нагрева воды. Поэтому современная картина распространения бань и их особенностей уже мало соотносится с историческим прошлым. Но главное, конечно, пусть и в печи, но всё-таки мылись. На этом, пожалуй, тему народного зодчества в лице деревянных хором заброшенного вологодского села можно закрывать. Пора ехать искать новые исчезающие интересности. При создании поста использованы следующие источники: - Этническая история и народная культура 12 -20 веков. Русский Север" - "Музей дерева" |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |