Воскресенье, 29.12.2024, 17:43
Приветствую Вас, Гость Нашей Планеты

16:15
История, жизнь и мировосприятие сибиряков
Говоря «сибиряк» мы подразумеваем «закаленный характер» и «крепкое здоровье». Во многом это так. Но история, жизнь и мировосприятие сибиряков раскрывают нам куда более интересные подробности.


«Мы – сибиряки!»

Накануне переписи населения России в 2010 году в интернете стартовала акция «Мы – сибиряки», во время которой пользователям предлагали в графу «национальность», содержащуюся в опросном листе, вписать – «сибиряк». И многие откликнулись на это предложение. По результатам переписи глава Росстата Александр Суринов то ли в шутку, то ли всерьез заметил, что в РФ вполне может появиться такая национальность как «сибиряк».

Идеологи «сибирской идентичности» достаточно аргументировано настаивают на том, что сибиряки это полноценная национальная общность, не только проживающая на огромной территории (лишь немногим уступающей по площади Канаде), но и отличающаяся характерными признаками: говором, привычками, внешним видом, ментальностью и даже особенностью ведения хозяйства. По их мнению истоки «национальной обособленности» следует искать не позднее XVII столетия.

Сейчас сторонники выделения сибиряков в самостоятельную нацию в первую очередь обеспокоены недостаточно внимательным отношением федеральных властей к территориям расположенным за Уральским хребтом. Впрочем их движение лишено сколь-нибудь заметного сепаратизма, но оно настаивает на том что каждый имеет право на национальную самоидентификацию.

География и этнос

Итоги переписи 2010 года побудили сибирских социологов серьезно заняться проблемой национальной самоидентификации жителей Сибири. В результате исследований в которых большое внимание уделялось социологическим опросам ученые пришли к выводу что идентичность сибиряка включает в себя 4 важнейших составляющих: территориальный признак (место рождения или проживания), социокультурный фон (повседневная среда), биографический след (создание семьи и становление карьеры) и политический аспект (средство мобилизации активной части населения).

Эти составляющие исследователи разделили на два уровня: макро и микро. Первый – сибирская природа, география и климат, второй – этническое происхождение, родословная и характер. В конечном итоге основой самоидентификации сибиряка социологи назвали географию: «живёшь в Сибири — значит, сибиряк».

Однако по мнению исследователей слово «Сибирь» у большинства опрошенных ассоциируется не с населенными пунктами, а с бескрайними таежными просторами и суровым климатом. Более точно по этому поводу выразился один из респондентов: «Сибиряк — житель не столько города, сколько природы».

Обратившись к истории попробуем разобраться как формировалась сибирская идентичность.

Этимология

Термин «Сибирь» гораздо более древний чем, к примеру, «Русь». Его корни восходят к V веку. На татарском это слово звучит как «сэбэр», что в переводе означает «метет пурга».

По версии исследователя З. Я. Бояршиновой термин «Сибирь» происходит от названия этнической группы «сипыр», хотя ее выводы многими оспариваются. Позднее это слово стало связываться с тюркоязычным народом, жившим на берегах Иртыша в районе современного Тобольска.

Интересно, что до XIII века слово «Сибирь» было в обиходе исключительно по отношению к народности и лишь позднее его стали употреблять к области проживания людей. «Сибирь» как название земель впервые упоминается у средневековых иранских хронистов, а в 1375 году в Каталонском атласе появляется область «Sebur».

Первопроходцы

В 1483 году в Западной Сибири впервые появляются русские: это была «судовая рать», посланная Иваном III чтобы подчинить вогульских князей. Но началом проникновения русских в Сибирь считается 1581 год – поход казаков и служилых людей под предводительством Ермака.

За полстолетия активного освоения сибирских просторов русские первопроходцы дошли до Охотского моря, а еще через столетие – до побережья Северного Ледовитого океана. Покорение новых земель сопровождалось активными контактами с коренными народами Сибири. Однако помимо диалога отношения с туземцами зачастую приводили к серьезной конфронтации.

С XVII столетия в Сибирь начинают активно ссылаться каторжане. В распоряжении Алексея Михайловича даются указания «устроять с женами и детьми на пашню, давая им ссуды и всякие угодья на пропитание». Но в Сибирь едут и по собственной воле представители самых разных специальностей – от плотников и золотоискателей до купцов и промышленников в надежде разбогатеть или найти лучшую жизнь.

Многие из первопроходцев нашли в сибирской земле свою новую Родину и больше не вернулись в европейскую Россию. Постепенно знакомясь с бытом коренных обитателей этих мест – хантов, манси, якутов, бурятов и вступая с ними в торгово-экономические и культурные отношения русские осваиваются в суровых природных условиях и закладывают фундамент выживаемости для последующих поколений колонистов: таким образом формируется русско-сибирский генофонд.

«Многонациональный котел»

Однако русские это только часть родословной сибирского народа. Историки и этнографы по отношению к населению Сибири часто употребляют такие характерные словосочетания как «многонациональный котел» или «зонтичная идентичность», подразумевая что Сибирь стала домом для сотен этносов и групп людей: сибиряками к примеру себя называют обрусевшие пленные немцы, тувинцы, якуты, татары, алтайцы и даже выходцы из бывших Союзных республик.

Вспомним, что появившееся на карте России Сибирское ханство это осколок некогда пестрой по этническому составу Золотой Орды. Однако и сегодня неоднородный сибирский этнос активно преобразуется. Социологи отмечают, что последнее время во многом из-за снизившегося уровня жизни усилился отток коренных сибиряков в центральную Россию и Европу. Взамен убывших города Сибири активно пополняются гастарбайтерами из Средней Азии и Китая.

Сибирский характер

В силу многонационального состава сибирского этноса у местных жителей с самого детства развиваются толерантность и стремление к многообразию.

Огромную роль в формировании «сибирского характера» сыграл суровый климат этих мест, который привил жителям стойкость, выносливость, терпеливость и самостоятельность.

Однако социологи помимо положительных качеств сибиряков – благожелательности, прямодушия, искренности, толерантности находят и не очень привлекательные – хитрость, скупость, легкомыслие и даже лень.

Исходя из подобной диалектики исследователи делают следующие выводы: сибиряки охотно приходят друг другу на помощь, радушно принимают гостей, но проявляя при этом сдержанность и закрытость.

Подлинный дух

Новосибирский социолог Ольга Ечевская отмечает что «оторванность жизни сибиряков — важная часть их регионального самосознания». Историк Юрий Чернышов в своих выводах идет дальше. Он призывает исследователей обращать внимание не только на городские центры Сибири, но и на «глубинку».

«Нужно идти в народ, в деревни и сёла, потому что крупные города — это не показатель. Только глубоко укоренённая идентичность, прочные традиции и уклад расскажут о людях то, что сами они проговорить не в силах», – заключает исследователь. Но верно и другое: именно Природа, а не цивилизация является для сибиряка главным носителем и образчиком его подлинного духа.





Оцените материал:





ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.


Категория: Общество | Источник: http://oppps.ru/istoriya-zhizn-i-mirovospriyatie-sibiryakov.html| Материал подготовлен: http://nashaplaneta.su/news| Просмотров: 1311 | Добавил: Bujhm0709| | Теги: сибиряков, жизнь, история, мировосприятие | Рейтинг: 4.5/11

В КОММЕНТАРИЯХ НЕДОПУСТИМА КРИТИКА САЙТА,АДМИНИСТРАТОРОВ,МОДЕРАТОРОВ и ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ДЛЯ ВАС НОВОСТИ! УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД!
Всего комментариев: 2
1
1 noname38   (12.03.2016 17:12) [Материал]
Если к зиме начинаешь готовиться в марте, много места и власть далеко - один характер. если живешь в тесноте, зиму пережидаешь, а весной без всяких усилий цветет воткнутая в землю палка -другой характер. и поэтому мне, русской, в самой глухой лютой бурятской деревне будет комфортнее, чем с москвичами или кубанцами.

удивительный когнитивный диссонанс приключился при просмотре фильма "Орда". Классические русские ("наши") - синие глаза, светлые вьющиеся волосы, абсолютно европеоидные черты - у нас весьма редко встречаются. А буряты, те, с кем учились, работаем, путешествуем и живем рядом, по фильму, - "не наши". чужаки.
и тут по неволе задумаешься о сибирской идентичности. вспомнишь весьма далеких бурятских и эвенкийских предков, смутный дискомфорт во время посещения европейской России; странный среднерусский акцент и жуткий южнорусский (режет ухо, уж извините); то странное чувство, когда по телеку говорят "в России небывалое тепло", а у тебя на градуснике - 30, из чего очевиден вывод, они, с той стороны Урала, нас Россией не считают.

а еще очевиден комплекс вины России перед нами, выражающийся в смутных опасениях. Кубанцами можно быть, кавказцами, уральцами. а на слове "сибиряк" начинается визг и паранойя - мол сепаратисты, ишь чего удумали.
в неофициальной беседе высокопоставленное лицо местного правительства мне сообщило, что по результатам переписи сибиряками себя назвали 2 000 000 человек. можно не верить,конечно, но какой смысл ему врать?

а что такого? ну испытывают люди чувство общности на родной земле размером с Канаду. и в меньшей степени испытывают чувство общности с другими. потому что они другие - по языку, укладу, ценностям. и что? кому от этого плохо? Самоназвание "сибиряк" не подразумевает подрыва устоев и желания кому-то продаться. Все мечтают, чтоб Россия о нас вспоминала не только в связи с добычей полезных ископаемых, и чтоб кому-нибудь не продала, вместе с газом, лесом, электроэнергией, алмазами, ураном, золотом и что там еще у нас есть. (Аляску-то продали за гроши и не поморщились).

0
2 Надёжа   (12.03.2016 21:00) [Материал]
Сибиряк, это причастность к месту жительства,но сибиряк может быть и русским, и эвенком, и бурятом и т.д. НАзывают же жителей севера европейской части России - поморы. И поморы не собираются свою республику создавать, они часть России. А вот некоторые сибиряки доболтались до того, что отделяют народ, живущий в центре России, от народа живущего в Сибири.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

По этой теме смотрите:



ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066]Астрономия и космос [1457]Безумный мир [2063]
Войны и конфликты [2310]Гипотезы и версии [3874]Дом,сад,кулинария [3945]
Животные и растения [2669]Здоровье,психология [4748]История и археология [4652]
Мир вокруг нас [2167]Мировые новости [7583]Наука и технологии [890]
Непознанное [4196]НЛО,уфология [1263]Общество [7795]
Прогнозы ученых,исследования [798]Происшествия,чп,аварии [1302]Российские новости [5860]
Стихия,экология,климат [2739]Феномены и аномалии [945]Фильмы и видео [6336]
Частное мнение [4911]Это интересно! [3311]Юмор,афоризмы,притчи [2394]



АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825]Гипотезы и прогнозы [4629]Дом,сад,кулинария [223]
Животные и растения [2796]Здоровье и красота [5708]Интересности и юмор [3758]
История и археология [4696]Космос, астрономия [2263]Мир вокруг нас [1982]
Наука и технологии [2422]Непознанное [3983]НЛО,уфология [1747]
Общество, в мире, новости [11574]Психология и отношения [84]Стихия, климат, экология [421]
Фильмы и видео [367]Частное мнения [111]Эзотерика и феномены [2031]