ТЭЦ работают в неэффективном режиме
Аварии на теплосетях, по данным Ростехнадзора, учащаются с каждым годом. Происходят они, как водится, в самое неудобное время — когда на улице стоят трескучие морозы. Только за 2016 год серьёзные аварии случились в Санкт-Петербурге (без отопления остались 673 здания), в Смоленске (150 домов), а также в Улан-Удэ, Твери и Оренбурге. Ну а с наступлением 2017 года на всю страну «прославилась» Пенза — там в результате гидроудара без тепла оказались 75 тысяч жителей. Эксперты считают, что ситуация в отрасли близка к коллапсу и вся система теплоснабжения работает неэффективно. По мысли Минэнерго, ситуацию может исправить новая редакция закона «О теплоснабжении». Главное, что предлагает документ, — в каждом регионе должны появиться Единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Они-то, по мнению авторов законопроекта, и наведут порядок: кому и сколько тепла поставлять и — главное — сколько оно теперь будет стоить. Эксперты делают вывод о появлении на рынке нового мощного монополиста.
Тариф для ЕТО пока не рассчитали
Правительственный законопроект, принятый в первом чтении, наделяет Единую теплоснабжающую организацию широкими полномочиями. Например, появляется возможность заниматься отбором наиболее эффективных объектов теплоэнергетики, которые смогут обеспечить теплом ту или иную территорию. Нетрудно догадаться, что в число «эффективных» скорее всего не войдут мини-котельные и перераспределение произойдёт в пользу ТЭЦ. Другим важным полномочием ЕТО станет установление единого для региона тарифа на тепло.Правда, каким он станет, пока неясно. Замминистра Вячеслав Кравченко отмечает, что в некоторых регионах тариф будет ниже, чем сейчас, вместе с тем расчёты, приведённые в исследованиях Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий, говорят о том, в ряде регионов рост тарифов может быть значительным. Для покрытия расходов, связанных с переходом на новую систему, Пермскому краю понадобится дополнительно 1 млрд 239 миллионов рублей, Бурятии — 1 млрд 500 миллионов рублей, Самарской области — до 3 млрд 800 миллионов рублей.«Чиновники умалчивают, что тариф в каждом конкретном регионе будет зависеть от технического состояния местных теплосетей, а оно в большинстве регионов плачевное. Например, в Удмуртии износ сегодня составляет 70 процентов», — замечает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Илья Долматов.
По его словам, очевидно, что региональная ЕТО, защищающая интересы отрасли, будет подходить к установлению тарифов для населения более жестко, чем власти на местах, в чьём ведении сегодня находятся тарифы на теплоснабжение. Кроме того, следует помнить, что ЕТО — организация коммерческая, а значит, должна приносить прибыль. На этом фоне прописанные в законопроекте меры сдерживания аппетитов Единой теплоснабжающей организации (в случае невыполнения обязательств ей запрещено в дальнейшем поднимать тариф) выглядят как-то не очень убедительно.При этом ряд специалистов опасаются: не приведёт ли приход на рынок ЕТО, которое будет аккумулировать все собранные средства и уже потом распределять их по поставщикам тепла (ТЭЦ), к массовому банкротству станций, которые недополучат своих денег.
Такой точки зрения придерживается профессор Института проблем национальной безопасности Виктор Ярощук. Он сравнивает предлагаемую Минэнерго реформу с той, что проходила в начале нулевых под руководством Чубайса.Тогда появление на рынке монополиста в лице РАО ЕЭС, жёстко регулирующего рынок и забирающего себе все средства, начисто убило желание инвесторов вкладывать деньги в отрасль и привело к её глубокому кризису.
Но как бы там ни сложились отношения между монополистом ЕТО и другими участниками рынка, главным недостатком реформы, по мнению парламентариев, является отсутствие какой-либо защищённости простых граждан в случае произвола этой самой ЕТО.
Поэтому, считают депутаты и сенаторы, в правительственный законопроект ко второму чтению предстоит внести серьёзные коррективы
.
В законопроекте должны быть отражены интересы граждан
«Рабочей группой в Совете Федерации в правительственный законопроект подготовлены 23 поправки, все они направлены на защиту граждан от тарифного произвола», — сообщил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий. По его мнению, если уж мы хотим, чтобы во главе реформы стоял монополист, то регулировать его деятельность должно государство.«Поэтому должен быть разработан единый госстандарт по обслуживанию потребителей, и тогда будет видно, выполняет свои обязательства ЕТО или нет», — считает сенатор.Он убеждён, что участие муниципальных властей в разработке новых схем теплоснабжения, а также в контроле за деятельностью ЕТО должно стать обязательным.
По мнению председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению и делам Севера Дмитрия Азарова, сегодня и так ничто не мешает строить эффективную модель теплоснабжения по уже действующим законам. Сенатор не согласен с тем, что реформа позволит навести порядок с тарифами.
«Мы не раз слышали мнение экспертов, что тарифы в результате могут вырасти ещё больше», — напомнил Дмитрий Азаров. Он уверен, что принятых законов сегодня достаточно, чтобы говорить всерьёз о долгосрочных тарифах.
Что касается роста инвестиций в отрасль, то опять же поправки в закон могут этой цели и не достичь. «Есть сведения, что уже утверждённые инвестиционные программы теплоснабжающими организациями не исполняются», — отметил сенатор. При этом он считает, что регулирующую роль местного самоуправления, а также региональных законодательных собраний надо сохранить обязательно.
Схожую позицию разделяет и вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников: «Возникают обоснованные опасения, что переход на новую ценовую модель повлечёт рост цен на тепло в субъектах. Кроме того, вызывает тревогу, что заложенный в реформе подход усилит монопольное положение ЕТО и ликвидирует конкуренцию».
Второе чтение законопроекта пока назначено на март. С учётом того, что большинство поправок законодателей уже согласованы с Правительством, ожидается, что документ будет принят в сильно изменённом виде.