14:38 Какую Россию мы потеряли? |
Согласно верованиям нынешних обличителей большевиков, Российская Империя образца 1913 года была процветающей страной, в которой, выражаясь словами И.С. Солоневича, «реки из шампанского текли в берегах из паюсной икры». Конкретные детали этой лубочной картины у отдельных авторов могут несколько разниться. Чаще всего указывают на успехи российского сельского хозяйства, которое чего-то там выращивало «больше, чем США, Канада и Аргентина вместе взятые» и этим якобы кормило «полмира». Или, как минимум, «пол-Европы». Далее обычно следуют рассуждения о «небывалом промышленном росте», о «мировом лидерстве» в железнодорожной сфере, о «блестящем состоянии финансов». Отдельным пунктом идёт быстрый рост народонаселения, благодаря которому при сохранении династии Романовых сегодня русских было бы миллионов 500-600, если не больше. Увы. Всё это не более чем красивая сказка, которая мгновенно блекнет при сопоставлении с реальными фактами. Действительно, Российская Империя знала времена величия и славы. Зенит её могущества пришёлся на конец XVIII — начало XIX века. Уничтожив в 1812 году вторгшуюся вглубь нашей страны армию тогдашней «объединённой Европы», русские войска победно закончили войну во взятом Париже. На Венском конгрессе 1814-1815 гг. Россия была официально признана одной из пяти великих держав, наряду с Англией, Францией, Пруссией и Австро-Венгрией. Мощь вооружённых сил подкреплялась развитой по тогдашним меркам промышленностью — Россия занимала второе место в мире по выплавке чугуна. На Венском конгрессе 1814-1815 гг Однако эти славные годы остались далеко позади. К началу XX века Империя подошла в состоянии глубокого и всестороннего кризиса. Вопреки разглагольствованиям поклонников Столыпина, российское сельское хозяйство не могло досыта накормить даже собственную страну. Рост урожаев едва поспевал за ростом населения. Голод стал постоянным гостем в русской деревне. Несмотря на это значительная часть хлеба вывозилась за рубеж. В то время как страны Запада наращивали свою индустриальную мощь, в отечественной тяжёлой промышленности первой половины XIX века наблюдался полный застой: Производство чугуна в 1820-1860 гг., тыс. пудов. * Данные за 1822 год. Если учесть, что в 1800 году в России было выплавлено 10,3 млн пудов чугуна, можно считать, что на протяжении 1800— 1850 годов производство чугуна практически не увеличилось. Производство чугуна в 1860-1910 гг., тыс. пудов * Данные за 1909 год. Реформа 1861 года вызвала обвальное сокращение выплавки чугуна на уральских заводах. В результате в 1862 году производство чугуна упало до 15268 тыс. пудов. Уровень 1860 года был превзойдён лишь в 1870 году. Вот ещё десять потерянных лет. В последующие годы российская промышленность развивалась довольно быстро, особенно в последнее десятилетие XIX века. Однако темпы её роста были недостаточны, чтобы наверстать отставание от развитых стран. Так, с 1870 по 1910 год выплавка чугуна в Российской Империи возросла в 9 с небольшим раз. По сравнению с Францией и Англией, увеличивших чугунолитейное производство соответственно в 3,4 раза и в 1,7 раза, подобный рост смотрится вполне прилично. Увы, выплавка чугуна в Германии возросла за то же время в 10,2 раза, а в США — в 16,7 раза. А если ещё и пересчитать на душу населения, картина получится совсем безрадостной: Билимбаевский чугуноплавильный завод «Таким образом, потребление чугуна в С.-А. Соед. Штатах ровно в 10 раз превосходит наше, составившее в 1912 г. — 28 кгр. Потребление маленькой, но сильно развитой в промышленном отношении Бельгии, достигшее в 1912 г. на голову населения 190 кгр., в 7 раз больше нашего, потребление Германии (156 кгр. в 1912 году) в 5.1/2 раз, Франции и Соед. Королевства в 4,2 раза, даже Австро-Венгрия со своими весьма скудными и не обещающими развития промышленности ресурсами показывает более высокую цифру потребления. По потреблению чугуна мы стоим на одном уровне с обнищавшей Испанией. Впрочем, это наш частый сосед во многих статистических таблицах и сопоставлениях». В 1913 году в России было выплавлено 283,0 млн пудов, или 4636 тыс. тонн чугуна. В том же году производство чугуна в США составило 30970 тыс. тонн, в Германии — 16766 тыс. тонн, в Великобритании — 10479 тыс. тонн, во Франции — 324,0 млн пудов или 5307 тыс. тонн. Стали в России в 1913 году было выплавлено 246,551 млн пудов или 4039 тыс. тонн, в США — 1940 млн пудов или 31777 тыс. тонн, в Германии — 1046 млн пудов или 17133 тыс. тонн, в Великобритании — 475 млн пудов или 7781 тыс. тонн, во Франции — 286 млн пудов или 4685 тыс. тонн. А что же происходило в других отраслях отечественной промышленности? Добыча угля в России составила в 1913 году 2213,8 млн пудов или 36,3 млн тонн. Для сравнения в США в том же году было добыто 629,5 млн тонн угля, в Германии — 278,6 млн тонн, в Великобритании — 292,0 млн тонн, во Франции — 40,8 млн тонн. Как мы видим, здесь отставание от стран-лидеров было ещё больше. Стоит ли удивляться, что на нужды российского народного хозяйства, в первую очередь чёрной металлургии, своего угля не хватало, и Россия была вынуждена год от года наращивать его импорт. Ввоз и вывоз угля и кокса, тыс. пудов Что касается добычи нефти, то её максимум пришёлся на 1901 год, после чего отечественная нефтяная промышленность вступила в полосу длительного и глубокого кризиса, из которого так и не вышла до прихода к власти большевиков. Добыча нефти, млн пудов В результате, если в 1901 году на Россию приходилось чуть больше половины добытой в мире нефти, в последующие годы её доля в мировой добыче неуклонно уменьшалась. Доля России и США в мировой нефтедобыче, % Несмотря на то, что по абсолютной длине своих железных дорог Россия занимала третье место в мире, после США и Британской Империи, ввиду обширности её территории этого было недостаточно. Как справедливо отмечалось в «Ежегоднике России»: «Таким образом, несмотря на свою значительную железнодорожную сеть, Российская Империя ещё далеко отстала от других культурных государств относительным её развитием, что в значительной степени обусловливается необъятной её площадью и недостаточной населённостью, а также присутствием в стране удобных природных путей сообщения в виде обширных и прекрасно распределённых по её территории внутренних водных систем». Мало того, темпы развития российской железнодорожной сети замедлялись. Так, если в 1896-1900 гг. было построено 14.887 вёрст железных дорог, то в 1901-1905 гг. 7.215 вёрст, а в 1906-1910 гг. — всего лишь около 6.000 вёрст. Как указывалось в докладе состоявшемуся в 1913 году очередному VII съезду представителей торговли и промышленности, прирост железнодорожной сети в последнее время происходит «медленнее даже чем в какой-либо другой период последних сорока лет». Слабость российской железнодорожной сети наглядно проявилась в военное время. В русско-японскую войну железные дороги не смогли обеспечить своевременной переброски войск и военных грузов на Дальний Восток. В годы же 1-й мировой войны именно транспорт оказался самым уязвимым местом русской военной экономики. Нарастающее отставание в промышленном развитии привело к закономерному результату: наша страна постепенно утрачивала позиции как военная держава. После победы над Наполеоном царская Россия не выигрывала ни одной войны с достойным противником. Победы одерживались над отсталыми азиатскими государствами: Турцией (1828-1829 и 1877-1878 гг.), Ираном (1826-1828 гг.), Китаем (1900-1901 гг.), над польскими (1830-1831 гг. и 1863 г.) и венгерскими (1849 г.) повстанцами. Однако Российская Империя проиграла Крымскую войну и умудрилась проиграть войну с Японией. Особенно наглядно слабость и отсталость царской России проявились в ходе 1-й мировой войны, потребовавшей от государств-участников максимального напряжения сил. По производству вооружений наша страна в несколько раз уступала ведущим державам. Произведено за время 1-й мировой войны Мало того, если вести речь об авиации, то там крайне остро стояла проблема с производством отечественных моторов: «Производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшее не более 5 двигателей этого рода в месяц. Вследствие этого снабжение нашего воздушного флота авиационными моторами могло основываться главным образом на привозе из-за границы. Но наши союзники, занятые чрезвычайным усилением своих воздушных войск, очень скупо уступали нам эти двигатели. Впрочем, после начала войны производство авиационных моторов в России значительно увеличилось. Так, в течение 1916 года на российских заводах было изготовлено 1398 моторов. Однако этого было недостаточно. Осенью 1916 года на полях сражений появляется новое эффективное средство ведения боя — танк. За время войны Великобритания произвела 2,8 тыс. танков, Франция — 5,3 тыс., США — 1,0 тыс. По другую сторону фронта в Германии, начиная с октября 1917 года, было выпущено 20 тяжёлых танков А7 V, а также несколько опытных образцов других моделей. В России же первый танк был изготовлен лишь при Советской власти. Нехватка современных средств ведения войны щедро оплачивалась кровью русских солдат: «Помню сражение под Перемышлем в середине мая (1915 года. — И.П.). Одиннадцать дней жестокого боя 4-ой стрелковой дивизии… Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжёлой артиллерии, буквально срывавшей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали — нечем. Полки, измотанные до последней степени, отбивали одну атаку за другой — штыками или стрельбой в упор; лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы… Два полка почти уничтожены — одним огнём…». «Брусилов, Каледин, Сахаров, — записывает в июне (1916 года. — И.П.) в своих воспоминаниях Председатель Государственной думы М.В. Родзянко, — просили обратить самое серьёзное внимание на авиацию. В то время как немцы летают над нами как птицы и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться…» М.В. Родзянко Не хватало даже винтовок. На начало войны в русской армии имелось 4.629.373 винтовок. С 1914 по 1917 год их было произведено 3.189.717 штук. За это же время поступило из-за рубежа 2461 тыс. винтовок и было захвачено у противника около 700 тыс. В сумме это составило порядка 11 млн винтовок. Между тем реальная потребность русской армии в винтовках достигла 17,7 млн штук. Как вспоминал генерал от инфантерии Ю.Н. Данилов, занимавший в начале 1-й мировой войны должность генерала-квартирмейстера при верховном главнокомандующем: «Вследствие отсутствия винтовок войсковые части, имея огромный некомплект, в то же время не могли впитывать в себя людей, прибывавших с тыла, где, таким образом, люди без пользы накапливались в запасных частях, затрудняя своим присутствием обучение дальнейших очередей. К концу ноября (1914 года. — И.П.), например, в запасных войсках имелся обученный в большей своей части контингент в 800 т. человек, в то время как действующая армия страдала от ужасающего некомплекта. Бывали такие случаи, что прибывавшие на укомплектование люди должны были оставаться в войсковых частях при обозах, вследствие невозможности поставить их в ряды по отсутствию винтовок». ____________________________________________ Литература: Солоневич И.Л. Народная монархия. М, 2003 Дипломатический словарь в трёх томах. T.I. М., 1984 Гливиц И. Железная промышленность России. Экономическо-статистический очерк. СПб., 1911 Народное хозяйство в 1913 году. Годовые обзоры важнейших отраслей народного хозяйства (год шестой). Пг., 1914. Справочная книга металлиста. Л., 1926 Народное хозяйство в 1913 году Народное хозяйство СССР. Статистический справочник. 1932. М-Л., 1932 Мировые экономические кризисы 1848-1935. T.I. Сравнительные материалы по истории кризисов в важнейших капиталистических странах / Под общ. ред. Е. Варга. М., 1937 Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1913 год. Часть I. СПб., 1914 Ежегодник России. 1909 г. (год шестой). СПб., 1910 Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986 Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М..2001 Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. М., 2001 Федосеев С. Танки в Первой мировой войне. Великобритания, Франция, Германия (1916-1918 гг.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра… Ноябрь-декабрь 2001 Деникин A.M. Очерки Русской Смуты. Т.1. Вып.1. Крушение власти и армии. Февраль-Сентябрь 1917. Париж, 1921 Автор: Игорь Пыхалов |
|
Всего комментариев: 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По этой теме смотрите: ВСЕ НОВОСТИ:
АРХИВ САЙТА:
|