20:11 Кинем кости? Невероятная история настольных игр |
Индустрия настольных игр переживает невиданный расцвет, но это тренд отнюдь не последних десятилетий и даже не столетий. Нет, древнейшие «настолки» появились более пяти тысяч лет назад и прошли интереснейший путь развития, который, уверены знатоки, еще не окончен. Во что играли древние Первые настольные игры появились в Индии, Китае и Месопотамии. Игроки, собиравшиеся за столом, просто кидали кости, камушки с рисунками или некое подобие кубиков на твердую поверхность, и победителем становился тот, кто набирал большее количество очков. Некоторые игры не дожили до наших дней, хотя многократно упоминаются в исторических источниках. Например, древнеегипетский сенет, напоминающий современные шашки. Наборы для него находили и находят в гробницах фараонов, видимо, их оставляли там, чтобы усопшему было не так скучно в царстве мертвых. А вот нарды, придуманные на Ближнем Востоке, живы до сих пор. В Древнем Китае существовали уникальные вариации на тему вроде любо — помесь азартной игры с гаданием. А прообраз современного домино появился в Индии в конце 1-го тысячелетия, и оттуда же, по-видимому, берут начало шахматы. Индийская игра чаупар упоминается еще в древнем эпосе «Махабхарата», причем финал игры там влияет на судьбы государств и их правителей. По легенде, один из индийских императоров так любил это развлечение, что выложил перед своим дворцом огромное игровое поле из красного и белого мрамора. По клеткам передвигались красавицы-наложницы из гарема, именно они были живыми «фигурами». Что же касается домино, хотя цветные пластинки с точками и появились на Востоке, в Азии, однако современный вид игра приобрела в Европе, да и название свое получила в честь монахов-доминиканцев (они, кстати, носили белые плащи с черными капюшонами). В карты им играть воспрещалось, а вот домино в католических монастырях было разрешено. Настольные игры стремительно распространялись по Азии, в каждой стране приобретая конкретные черты и разнообразные варианты. На основе одних только костяшек в Китае было придумано не менее полусотни самых разнообразных игр. Не отставали и коренные народы Америки. Инки и майя тоже любили игральные кости, но, помимо этого, изобретали и многочисленные стратегические игры, в основном на тему охоты, иногда войны. Сюжеты их игр впечатляют — например, на небольшом кусочке земли разыгрывалась настоящая битва между двумя сторонами на спине гигантского змея. Не гнушались игр с костяшками и в Европе, вот только информации о них осталось совсем мало. Исследователи докопались до оригинальной скандинавской игры под названием хнефтафл — это то же «шашечное» семейство, только расстановки на квадратном поле не были симметричными, что делало игру более замысловатой. Из Исландии, Гренландии и Англии благодаря викингам это развлечение попало даже в Киевскую Русь и в летописях фигурирует под названием «тавлеи». Средневековые «настолки» С течением времени игры становились сложнее. Одноцветная шахматная доска стала черно-белой, поменялись ходы противников, появились новые фигуры. К слову, правила классических шахмат с XII века практически не менялись, да и шашечные утвердились примерно в то же время. Новый поворот происходит в XIII–XIV веках — из Египта в Европу попадают игральные карты. Разнообразие колод тогда поражало воображение, но, что интересно, духовные лидеры сразу же невзлюбили карты и пытались их запрещать. Как, впрочем, и другие настольные игры. Не подвергались санкциям только шашки — их почему-то все считали безобидными. Что касается карточных героев — дам, валетов, королей, — то одно время их изображали в виде знаменитых исторических персонажей вроде Юлия Цезаря и Александра Македонского. Самих же игр существовало не менее полусотни. Позже, в XVIII–XIX веках, вошли в моду игры картонажные. Это не про классические карты, а про изображаемую на поле ситуацию, будь то пересечение сложной местности или, скажем, осада крепости картонными солдатиками. Так постепенно сформировались лото, гусек, а также настоящие тематические произведения игрового искусства вроде «Штурма Измаила» или «Отступления Наполеона из Москвы». Такие развлечения пользовались популярностью и у кавалеров, и у дам, в типографиях печатались фишки, поля и красивые карточки, одно время вообще считалось, что подобная интерпретация известных сражений способствует патриотическому воспитанию молодежи. Из принципиально новых игр, появившихся в XIX веке, можно припомнить и реверси, которая возникла в Великобритании, пользовалась успехом пару десятилетий, потом оказалась забытой и пережила новый виток популярности уже в ХХ веке (да и продолжает оставаться востребованной сейчас). На рубеже XIX и ХХ веков повальную популярность приобрел маджонг, придуманный не то офицерами китайской армии, не то каким-то дворянином из окрестностей Шанхая. Поначалу про игру знали лишь в пригородах Пекина, но к 1920 году он обрел бешеную популярность и стал чуть ли не национальным символом китайской культуры, и не только в самом Китае, но и, конечно же, в Европе и Америке. Бум XX века В ХХ веке увлечение настольными играми стало повальным, а сами они превратились в отдельное направление с богатым дизайном, тщательно продуманной легендой и атмосферой, которая способна захватить внимание всех присутствующих. В 1934 году, во время Великой депрессии, безработный по имени Чарлз Дэрроу из Пенсильвании придумал проект знаменитой «Монополии». Издатели отклонили его заявку, но Дэрроу не сдавался и выпустил игру самостоятельно, изготовив около 5000 копий. Спрос оказался невероятным — уже на будущий год «Монополия» стала самой продаваемой игрой в Америке, а сегодня ею развлекается добрых полмиллиарда жителей Земли, в том числе и на коммерческих соревнованиях с внушительными призовыми фондами. Скрэбл — еще одна игра, обязанная своим появлением Великой депрессии. Ее в 1938 году изобрел безработный архитектор Альфред Мошер Баттс. Дальше все новые и новые коммерческие игры посыпались на мировой рынок как из рога изобилия: «Подземелья и драконы», «Талисман» (эта игра стала первой, оформленной в стиле фэнтези), Magic: The Gathering. «Колонизаторы» Клауса Тойбера вышли в 1995 году и стали первыми в серии игр в немецком стиле (см. врез ниже), а «Энергосеть», увидевшая свет в 2004-м, стала и экономической стратегией, и игрой на занятие территории одновременно. Начался настоящий бум «настолок» — с созданием фан-клубов по интересам и тиражированием коллекционных карточек, которые стоили баснословных денег. Большая часть таких игр появилась за рубежом, но вот, например, легендарную «Мафию» придумали в 1986-м студенты МГУ, а уже потом она завоевала если не весь мир, то изрядную его часть. Были и совсем безумные варианты, например «Кампания за Северную Африку» (1979) — по-видимому, самая сложная стратегия из когда-либо созданных. В ней две команды из пяти игроков сражаются друг с другом в течение минимум полутора тысяч часов при помощи 1800 фигурок! Главная тенденция конца ХХ века — формирование широкого класса так называемых настольных игр немецкого стиля. Иногда для краткости их называют немецкими или европейскими играми, потому что начало этому направлению было положено в Германии. Правила в играх немецкого стиля относительно просты, партии длятся не очень долго, поэтому к этому классу относится большая часть семейных игр. Основная их специфика — высокое качество изготовления, тщательно продуманный красочный дизайн, причудливое оформление, замысловатый сюжет. Немецкие игры рисуются профессиональными художниками и дизайнерами и часто приносят последним мировую славу. Основная информация на поле и карточках передается простыми образными символами вроде пиктограмм — так легче распространять игры. Обычно для локализации нужно всего лишь перевести правила, а дизайн фишек остается неизменным. На любой вкус У настольных игр нет какой-то общепринятой классификации. Их можно объединять в группы по самым разным признакам. Например, по требуемому инвентарю: карты, кости, миниатюрные предметы, разлинованное поле, карандаш и бумага (как в случае с «Морским боем»), полноценный набор карточек и фишек... Или вообще ничего, ведь есть огромное количество разговорных игр, тоже условно причисляемых к настольным. Важный момент — количество игроков. Тот же пасьянс — для одного, да и собирание пазлов вполне можно отнести к настольным играм. Бывают игры с фиксированным количеством участников, а в некоторые могут играть все желающие. Понятное дело, есть игры индивидуальные, где каждый сам за себя, и командные, где от кооперации участников, их умения сработаться и договориться зависит результат. По характеру настольные игры делятся на интеллектуальные и азартные. Первые — логические, стратегические, для успеха нужно тщательно обдумать ход, предварительно проанализировав ситуацию. В случае со вторыми многое определяет случайность, хотя зачастую и от умения игрока, например от скорости его реакции. Пожалуй, самая интересная классификация современных игр — по содержанию на абстрактные и имитационные. Последние, в свою очередь, делятся на экономические конкурентные, управленческие) и военные (стратегические, тактические). Во что играют сегодня Шашки, нарды и домино — это нетленная классика, правила этих игр знают все. А вот еще несколько игр, которые покорили весь мир и пользуются огромным успехом у профессионалов и любителей. «Каркассон» Участники создают уникальное игровое поле с помощью квадратов, на которых изображены города и монастыри, дороги и поля. Действующие лица — рыцари, монахи, разбойники и крестьяне. Задача — получить как можно больше очков и расширить, таким образом, влияние, то есть игра является стратегической и будет интересна детям уже с 8–9 лет, при этом ее правила не очень сложны. «Каркассон» получил множество престижных наград, у него есть масса альтернативных версий и дополнений. «Колонизаторы» Эта игра была и остается одной из самых популярных в мире. Ее легко освоить, даже если вы новичок. Сегодня доступны и классическая версия, и многочисленные дополнения и расширения, но суть одна: игроки перевоплощаются в отважных колонизаторов, перед ними оказывается огромный остров, и им предстоит осваивать территорию, добывать сырье, строить дороги и города, налаживать торговлю и отбиваться от разбойников, создавая сильное и независимое государство. «Находка для шпиона» Отличная игра для вечеринки, если собралась большая компания. У участников есть возможность окунуться в романтику фильмов о Джеймсе Бонде... а быть может, и о Штирлице или других культовых героях. В этой настольной игре можно побывать как в шкуре шпиона, так и на месте спецагента, который пытается его разоблачить. «Находка для шпиона» чем-то напоминает классическую «Мафию», только здесь не требуется выбирать специального игрока на роль ведущего — в приключении заняты все. Игра проходит в виде разговора. Один из участников — шпион, но не знает, где он находится. Всем остальным известна локация, но личность шпиона для них тайна, и его пытаются вычислить, задавая друг другу вопросы! |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |