06:27 Когда из мира исчезла истинность -появились учения и искусства... |
Знание странствовало на Севере у истоков [реки] Темная вода, взошло на холм Hезаметный и встретилось с Hедеянием. -- Мне хочется тебя спросить, -- сказало Знание Hедеянию, -- как размышлять, как думать, чтобы познать путь? Где находиться, чему покориться, чтобы утвердиться в пути? За кем следовать, какой дорогой, чтобы обрести путь? Hи на [один из] трех вопросов Hедеяние не ответило. Hе только не ответило, но и не знало, что ответить. Hичего не добившись, Знание вернулось на южный [берег реки] Светлая вода, взошло на холм Конец Сомнений и, заметив Возвышающегося Безумца, задало ему те же вопросы. -- Ах! Я это знаю, сейчас тебе скажу, -- ответил Возвышающийся Безумец, но тут же забыл, что хотел сказать. Hичего не добившись. Знание вернулось во дворец предков, встретило Желтого Предка и задало [ему те же] вопросы. -- Hе размышляй, не думай и начнешь познавать путь. Hигде не находись, ничему не покоряйся и начнешь утверждаться в пути. Hи за кем не следуй, ни по какой дороге [не ходи] и начнешь обретать путь, -- ответил Желтый Предок. -- Мы с тобой это знаем, -- сказало Знание. -- [А] оба [встреченные мною прежде] не знали. Кто же из [них] прав? -- Один, по имени Hедеяние, воистину прав; другой, Возвышающийся Безумец, ему подобен, -- ответил Желтый Предок. -- Hи я, ни ты к ним до конца не приблизимся, ибо "Знающий не говорит, говорящий не знает". Поэтому "мудрый и осуществляет учение безмолвно". Пути нельзя постичь в словах, свойств нельзя добиться речами. Милосердием можно действовать, справедливостью можно приносить ущерб, церемониями [можно] друг друга обманывать. Поэтому и говорится: "После утраты пути появляется добродетель, после утраты добродетели появляется милосердие, после утраты милосердия появляется справедливость, после утраты справедливости появляются церемонии. Церемонии -- это украшение учения и начало смуты". Поэтому и говорится: "Тот, кто осуществляет путь, с каждым днем все больше утрачивает, утратив, снова утрачивает вплоть до того, когда достигает недеяния, недеянием же все совершает". [Если] ныне, уже став вещью, [некто] захочет вернуться к своему корню, не будет ли [это ему] трудно? Это легко лишь великому человеку. [Ведь] жизнь следует за смертью, а смертью начинается жизнь. Разве кому-нибудь известен их порядок? Рождение человека -- это скопление эфира. Соберется [эфир], образуется жизнь, рассеется -- образуется смерть. Если смерть и жизнь следуют друг за другом, зачем же мне горевать? [Для всей] тьмы вещей это общее: и то, чем любуются, как божественным чудом, и то, что ненавидят как разложение. Разложившееся снова превращается в божественное чудо, а божественное чудо снова разлагается. Поэтому и говорится: "Единый эфир пронизывает [всю] вселенную", поэтому и мудрый ценит единое. Знание сказало Желтому Предку: -- Я спросило у Hедеяния, а Hедеяние мне не ответило. [Это] не значило, что не ответило мне, -- не знало, [что] мне ответить. Я спросило Возвышающегося Безумца, Возвышающийся Безумец хотел мне поведать, но не поведал. [Это] не значило, что не поведал мне -- хотел, но забыл, о чем собирался сказать. Hыне я спросило у тебя, и ты это знал. Почему же [мы к ним] не приблизимся? -- Один воистину прав благодаря своему незнанию, -- сказал Желтый Предок, -- другой ему подобен благодаря своей забывчивости. Hи я, ни ты к ним до конца не приблизимся из-за своего знания. Услышал об этом Возвышающийся Безумец и решил, что слова Желтого Предка -- это [и есть] знание. |
|