18:52 Кто разбивает российские дороги? |
Каждую весну на российских дорогах асфальт сходит вместе со снегом. В этом водители традиционно обвиняют дорожников. Но власти, похоже, решили найти ещё одного виновника... ----------------------<cut>---------------------- Сколько возишь? С таким вопросом мы обратились к знакомым перевозчикам, которые занимаются доставкой песка, щебня и пиломатериалов. Владелец парка самосвалов открыто сказал, что гружёные трёхосники весят от 40 до 50 тонн. При разрешённых 25. В свою очередь, автопоезда-сортиментовозы (в народе такую технику называют «лесовозами») перегружают минимум на 10-15 тонн. Да, перегружаем. Но саму систему взвешивания тоже нужно реформировать: в двух соседних областях при взвешивании опломбированного автомобиля масса может отличаться на 3-5 тонн! Если зайти на сайт ФКУ «Росдормониторинг», то выяснится, что перегруз — обычная практика для нашей страны. Вот «лесовоз» Volvo везёт на 77% сверх положенного: весы на трассе М-8 «Холмогоры» зафиксировали, что 7-осный автопоезд весит почти 90 тонн! Другой нарушитель — самосвал Scania: в огромный кузов насыпали столько песка, что четырёхосник при взвешивании вместо 32 «потянул» на 50 тонн. Между прочим, в России работает действительно суровая система штрафов. При превышении полной массы на 2-10% владельцу автомобиля придётся заплатить 150 тысяч рублей, а если перегруз составляет более 50% — сразу полмиллиона! Но всё как всегда: с «весовщиком» можно договориться всего за тысячу рублей, а выписанный камерой штраф не платить — пусть приставы ищут фирму-хозяина фуры, с которой и взять нечего.
К концу 2020 года на федеральных трассах появятся 387 пунктов автоматического взвешивания грузовиков (по одному посту на каждые 130 км дорог) — машины будут проезжать через рамки «ходом», а штрафы нарушителям отправят по почте. Разумеется, порядка на дорогах станет больше, так как сейчас пунктов весового контроля на дорогах страны откровенно не хватает. Такие [автоматизированные] пункты помогли бы исключить человеческий фактор, так как для самих весовщиков очень выгоден перевес, это очень серьёзные взятки. Главное, чтобы весы работали как следует... Существующие весовые контрольные пункты работают плохо — погрешность может достигать 20%. Притом иногда перегруз появляется «на ровном месте». Машина тормозит перед пунктом, масса распределяется на переднюю ось, и весовой пост фиксирует превышение. Или машина подскочила на кочке перед пунктом взвешивания... Ещё один важный нюанс — законодательство. Сейчас ответственность ложится на перевозчика, хотя он, как правило, не виноват — ответственность должны нести те, кто машину загружал, так как они допустили перегруз: «Мы предлагаем пойти по европейскому пути, штрафуя грузоотправителей», — говорит Валерий Войтко. Впрочем, надежд, что это предложение будет услышано, пока мало.
С перегрузом, конечно, нужно бороться: «Чем масса авто выше, тем больший ущерб они наносят дороге», — говорит Юрий Васильев, профессор кафедры дорожных материалов МАДИ. Но дороги России изобилуют ямами не только из-за «ненормативных» машин! Взгляните на левые полосы МКАД и увидите... выбоины и колеи, которых быть не должно, так как тяжеловозы по этим полосам не ездят. Колеи на левых полосах. Казалось бы, во всем мире их нет, а у нас — есть. К нам приезжала немецкая делегация, которая как раз доказывала, что на левых полосах наличие колеи невозможно. А у нас они есть! Разгадками этого феномена профессор Васильев считает зимние шины летом (как уверяют шинники, проводившие «полевые исследования», россияне часто используют покрышки «не по сезону») и... неправильный выбор реагентов: «У нас по этому пункту главное — их экологичность. И лишь на четвертом месте — безопасность для самой дороги», — сетует эксперт. «С фурами колейность никак не связана. Вся колейность на дорогах России из-за легковых автомобилей, мы неоднократно приводили доказательства этому — и фотографии, и видео», — также считает Андрей Бажутин, лидер «Объединения перевозчиков России». При этом Бажутин также соглашается, что перевес — это зло, но штрафовать нужно отправителей груза.
А теперь давайте отвлечёмся от российских реалий и посмотрим на соседнюю Финляндию. У нас 90-тонному автопоезду выписывают миллионы рублей штрафа, а у соседей совершенно легально ездят 34-метровые (!) стотонные «гусеницы» — наши северные соседи на государственном уровне активно экспериментируют и с разрешённой массой, и с длиной автопоездов. При этом обратите внимание: в Финляндии дороги для грузовой техники остаются бесплатными, а чтобы вывести на трассу «шаланду» полной массой до 100 тонн, нужно уведомить Департамент транспорта Финляндии, по какому маршруту будет ездить такая техника, и в течение недели получить разрешение. И всё. Никакого сопровождения, никаких пошлин — езжай и работай. Да, у финских гигантов сразу 10-12 осей, чтобы снизить осевые нагрузки. Но здесь важнее другое: местные власти уверены, что тяжеленный грузовик не навредит дорогам, мостам и окружающим — то есть никто не сомневается, что дороги построены правильно и качественно. В нашей стране, к сожалению, такой уверенности нет.
Так кто разбивает российские дороги? В выбоинах и колейности виноваты и грузовики, которые откровенно плюют на весовые нормативы, и легковушки, которые летом ездят на шипованных шинах и, как оказалось, коммунальщики. Всё это накладывается на качество самих дорог — мы прекрасно знаем, что при строительстве и ремонте трасс нарушаются технологии и разворовываются материалы. Влияние климата тоже велико. Те же финны недавно жаловались на выбоины, а власти оправдывались: «Нынешняя зима была довольно сложной из-за переменчивой погоды. Температура часто колебалась, и это негативно сказалось на дорожном покрытии. Появилось множество ям», — говорит директор дорожно-ремонтного отдела транспортного управления Финляндии Юкка Карьялайнен. В любом случае, то, что российские власти начали войну против перегруза — это хорошо. Но нужно, чтобы и дороги были соответствующего качества, а «правила игры» для дальнобойщиков — предельно прозрачными. Тем более, что теперь грузовики платят за каждый километр своего пробега и вправе требовать и того, и другого. |
|