Представители местного Роспотребнадзора еженедельно проводят рейды по объектам придорожного сервиса, однако малый бизнес в этом году освобожден от плановых проверок, и обследовать кафе или турбазы они могут лишь по жалобам посетителей.
«В этом году у нас не было ни отравлений, ни жалоб от жителей или гостей республики. Вообще, на моей памяти на блюда именно национальной кухни у нас не жаловались ни разу. На том же Семинском перевале в придорожных кафе в прошлом году обнаружили множественные нарушения санитарных норм, даже приостанавливали их работу, но они не заявлены, как точки алтайской кухни», — уточнила представитель пресс-службы ведомства Марина Бугреева.
При этом эксперты говорят, что даже приготовленная в идеальных санитарных условиях алтайская еда может вызвать расстройство желудка, потому что состоят блюда в основном из мяса, молока и их производных, то есть они очень жирные и тяжелые.«Мы к этим блюдам всегда предлагаем салат, потому что это мы привыкли есть столько мяса, для других это может быть тяжело, а с овощами пища лучше усвоится», — поясняет работница «Меркита».
Церемония в аиле
Обычно туристов угощают в аилах, это национальное жилище алтайцев с конусовидной крышей с отверстием для дыма. В центре помещения расположен очаг, на котором и готовят еду.
Это распространено на некоторых туристических базах и в парке «Уч Энмек», в других местах обстановка более современная, но и ее чаще всего стремятся стилизовать под национальную.
Традиционно перед едой почетным гостям в пилах подают кисломолочный напиток – чеген. Он напоминает некий синтез айрана и кефира, но более мягкий на вкус.
Перед началом трапезы к столу подают хлеб. Он у алтайцев особенный – как россыпь крошечных обжаренных в масле золотистых шариков, их называют боорсок. Едят его просто так или обмакивают в мед. Этим хлебом на Алтае не только встречают дорогих гостей, предлагая наряду с чегенем, как у русских встречают хлебом-солью. Боорсок используется и в обряде Поклонения огню, во время которого старейшина «подкармливает» пламя молоком и хлебом, испрашивая благословления духов.
Запеченная кровь и косички из кишок
Далее обычно подают суп и мясо, при этом, готовят чаще всего баранину. Так, ячменный суп кёчё на бульоне из молодого барашка – сытная похлебка, которая, как говорят, прекрасно избавляет от похмелья.
Одно из популярнейших блюд – баранина, которую несколько часов тушат в собственном соку на огне в большом казане без добавления растительного жира. В итоге получается нежнейшее мясо, которое буквально тает во рту.
На столе непременно присутствует дьёргём – это блюдо в виде «косички», приготовленное из внутренностей барана. В ход идут желудок, кишки, нутряное сало. Все очень тщательно промывают, очищают, разделяют на ленты и, посолив, варят 2-3 часа. После чего нарезают кружочками и горячим подают с луком.
Эксперты говорят, что, в частности, это блюдо, связано с кочевой жизнью, которую раньше вели алтайцы. Основой их рациона было мясо, и съедалось все, кроме, разве что костей, рогов и копыт животного.
Ни одно застолье не обходятся без кровяной колбасы – кан. Ее делают из свежей крови барана, молока, жира, добавляют и дикий лук или чеснок. Блюдо выходит несколько пресным, но ценители говорят, что это лишь придает ему некой пикантности.
Водка из молока и тысячелетний сыр
На любой дегустации гостям предложат попробовать араку или, как называют местные, алтай-аракы. Другими словами, молочную водку. Это мутноватый напиток крепостью не более 18 градусов с мягким вкусом. Пить ее лучше немного теплой. Подают араку, как и чеген, из которого ее и делают, в пиалах.
Закусывать арачку лучше сыром, сорт которого каждый выбирает по вкусу. Есть и твердые, и мягкие сыры. При этом твердый, копченый курут может храниться очень долго, именно его нашли в кургане знаменитой «принцессы Укока». Ученые рассказывали, что даже спустя 2,5 тысячи лет он был вполне съедобен. А вот быштак – более мягкий, с менее острым вкусом и хранится сравнительно недолго.
«Курут для любителей пармезана и прочих твердых сортов. У нас с женой мнения разделились: она и пармезан уважает, и курут оценила, по мне же обычный мягкий белый или желтый сыр лучше. Но объективно отмечу, что курут – вещь. Говорят, его берут с собой в дальние походы, он там не портится и радует путешественников-гурманов», — поделился Алексей из Москвы, несколько раз путешествовавший по Алтаю.
Напиток кочевников и сладости из ячменя
Одно из древнейших блюд – это талкан. Многие по незнанию считают, что это чай, однако это не так. Талкан – своеобразный «полуфабрикат» из обжаренных, перетертых в мелкую муку зерен ячменя. Его добавляют в чай или воду с солью и маслом или замешивают что-то вроде каши.
Охотники, отправляясь в тайгу, обязательно брали с собой сухой талкан и часто выживали именно благодаря ему. Несмотря на то, что он очень питательный и сытный, на диете из талкана, рассказывают местные жители, прекрасно худеют. А еще из него делают вкусные рассыпчатые пирожные.
Еще им с супругой на Алтае очень понравилась рыба, которая, конечно, не относится, к традиционным блюдам алтайцев, но готовят ее здесь по-особому, очень вкусно.
«Вспоминая алтайскую гастрономию, нужно сказать о рыбе: жареной или копченой, только что выловленной и слегка посоленной, практически суши. Мы ели ее на кордоне Беле (Алтайский заповедник), ловили сами в безымянных реках, покупали за копейки по случаю и за не самые маленькие рубли у того же Манжерока. Но всегда и везде она была прекрасна», — уточняет он.
Местные чиновники и алтайские жители уверены, что у гастрономического туризма в Горном Алтае – большое будущее. Такого же мнения придерживаются и те, кто уже испробовал эти блюда и собирается вернуться сюда вновь, чтобы попробовать еще.
«Гастрономический тур на Алтай – дело возможное, хотя и непростое. Но и впечатлений вам будет куда больше, чем в каком-нибудь унылом ресторане, где подадут дефлопе с крутоном. А уж по вкусу точно не сравнить», — подчеркивает Алексей.