00:37 Лукоморье Сибирское и голубые кони бахметы |
С.В. Трусов Лукоморье Этот топоним не упомянут в рассказе Каяловых, записанном Галиной Пелих. Но его происхождение смело можно отнести к самарам. Напомню, Лукоморьем был назван район в месте впадения Иртыша в Обь. А горы, напротив устья Иртыша, по ту сторону Оби, которые сейчас называются Белогорскими, были названы Лукоморскими. Об этом нам поведал австрийский посол при русском дворе Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» (1547 г): «...в горах по ту сторону Оби», из лукоморских гор вытекает река Коссин... Вместе с этой рекой берет начало другая река Касима, и, протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин»(161). Герберштейн посетил Россию дважды в 1517 и 1526 годах. Происхождение этой информации он отослал к несохранившемуся до наших дней источнику - «Указателю пути к Печере, Югре и реке Оби». Информация, изложенная Герберштейном, нашла отражение у западных картографов: Г. Меркатора (1595 г.), И. Гондиуса (1606 г.), И. Массы (1633 г.), Дж. Кантелли (1683 г.) и Г. Сансона (1688 г.). Лукоморье (устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега. Встречались и речные лукоморья. Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги. Иногда Лукоморьем называли древнее Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца — такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н.М.Карамзина, А.Н.Афанасьева и А.А.Коринфского. Коса Лукоморье — коса вблизи посёлка городского типа Безыменное Новоазовского района Донецкой области, расположена на берегу Азовского моря в 30 км восточнее Мариуполя. Но надо признать, что данные картографы, рисуя карту Сибири, использовали не только данные Герберштейна, но и другие источники, в настоящее время неизвестные. Утверждать это мне позволяют многие данные, нанесенные на карты, неизвестные Герберштейну, но полностью стыкующиеся с современными топонимами и информацией, изложенной Каяловыми. Так, на карте А. Ортелиуса показан населенный пункт Сingolo, а на карте Дж. Кантелли – народ самары (Samariequi), не упоминавшиеся Сигизмундом Герберштейном. Рис. 1. Фрагмент карты Дж. Кантелли «LagranTartariadivisa». 1693г. В настоящее время Лукомории нет на картах Сибири, но ее существование не противоречит, излагаемой нами истории самаров, а наоборот вполне вписывается в общее построение. Дело в том, что термин «лукомория» был в ходу в тех районах, в которых проживали предки Каяловых. В северном Причерноморье из русских летописей известны лукоморские половцы (162). К ним относили Акута, Йтоглыя, Боняка, Урусобу и т.д. Лукоморские половцы современные исследователи локализуют вдоль нижнего течения Днепра, реки Молочной, между рекой Самарой и берегами Черного и Азовского морей. Т.е. их распространение, определяемое большинством исследователей, совпадает либо граничит с территорией расселения самаров. Район Волги, в месте впадения в нее реки Самары и сейчас называется Самарской Лукой. О волжском периоде в истории народа самаров мы расскажем ниже. Как писал Алексей Малолетко в своей статье «Первая русская колония в Сибири»:«Лукоморье надежно локализуется в правобережье Оби против устья Иртыша. Здесь в Обь впадают Казым (по С. Герберштейну, р. Коссин) и Назым. В 1692 г. Избрант Идес название последней реки в 1692 г. записал как Казымка, что можно соотнести с р. Касима С. Герберштейна. Лукоморские горы, упоминавшиеся С. Герберштейном – это западная часть Сибирских увалов, именуемая ныне как Белогорье» (163). Алтайский ученый М.Ф. Розен (1902-1989) долгое время занимался изучением происхождения термина «Лукоморье», предполагая, что принесли его в Сибирь поморы (164). Статья Г.И.Пелих «Обские Каяловы о реке Каяле» расставляет все на свои места. Тем не менее, я бы хотел отметить, что еще в первых русских летописях есть неясные сообщения о горах в луке моря, которые находятся в Югре. И эти сообщения связаны с новгородцами и поморами, которые «суть люди новгородские». Приведу отрывок, датированный в Ипатьевской летописи 1096 годом (впрочем, этот отрывок есть и во многих других летописях): «Се же хощю сказати, яже слышахъ преже сихъ 4 лѣтъ, яже сказа ми Гурята Роговичь, новгородець, глаголя сице, яко «Послахъ отрока своего в Печеру, люди, иже суть дань дающе Новугороду. И пришедшю отроку моему к нимъ, и оттудѣ иде въ Угру. Угра же суть людье языкъ нѣмъ и съсѣдяться съ Самоѣдью на полунощныхъ сторонахъ. Угра же рекоша отроку моему: "Дивно находимъ мы чюдо ново, егоже нѣсмы слыхали преже сихъ лѣтъ, се же нынѣ третьее лѣто поча быти: суть горы заидуче в луку моря, имьже высота акы до небеси, и в горахъ тыхъ кличь великъ и говоръ, и сѣкуть гору, хотяще просѣчися» (165). Вполне возможно поэтому, что рассказ о Лукоморье и лукоморских горах попал в «Дорожник» только из-за того, что автор путеводителя приспособил летописные термины, касающиеся Югры к конкретным природным особенностям Зауралья. На самом же деле реальных географических названий «Лукоморье и Лукоморские горы» в этих местах не существовало. Тем не мене для нас более важен тот факт, что уже в конце 11 века новгородцы путешествовали в Югру (Угру). Впрочем, летописное упоминание о горах в луке моря, не отрицает возможности появления конкретных топонимов с такими же названиями. Русские люди издавна и повсеместно использовали термин «лука моря». Топоним «лукоморье» неоспоримо русского происхождения и не имеет даже близких созвучных аналогов ни в одном другом языке. Термин образовался от двух слов «лука или лук» - изгиб и «море» - вода. Применялся он не только к морским побережьям, но и к излучинам рек. Особенно к тем, где во времена паводков большие пространства заливаются водой. Таким характеристикам соответствует и отрезок реки Волга в районе Жигулевских гор, где река делает характерную петлю (луку) и место впадения Иртыша в Обь, где эту «луку» образуют уже две реки. Я сам во времена паводка, посещал место слияния Иртыша и Оби и могу удостоверить, что весенние воды заливают в этом месте огромное пространство, заключенное между двумя сибирскими реками. Примечание: при цитировании ссылка на сайт skolo.ru и автора обязательна Литература: 161.Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988. С.125. 162.ПСРЛ. Т. II, изд. СПб, 1908. СПб, 1998., С. 676. 163.А.М. Малолетко. Сибирская Лукомория – миф или реальность? (опыт палеотопонимических исследований) // Междисциплинарные исследования в археологии и этнографии Западной Сибири. Томск, 2002. 164. М.Ф. Розен. Легенда о сибирской Лукомории // Уральский следопыт. 1983. № 11. М.Ф. Розен. Географические легенды и ученые // Вопросы географии Сибири. 1989. Вып. 18. 165.ПСРЛ. Т. I, изд. СПб, 1908. СПб, 1998., Стб. 227. С. 157. С.В. Трусов Бахмуты Рассказ о «голубых бахмутах» - это, как раз, то самое место в повествовании Каяловых, которое вызывает наибольшее недоверие. Что это еще за «голубые бахмуты»? Сказки, какие-то… Но стоит углубиться в средневековые источники, как становится ясно: в данном случае рассказ Каяловых тоже оказывается абсолютно правдивым. Была такая экзотическая порода лошадей! И именно голубая! Такую «сказку» не смог бы выдумать и самый продуманный фальсификатор. Напомню, Каяловы рассказывали Галине Пелих, что занимались на своей старой родине, как земледелием, так и коневодством. Разводили они дорогих коней – голубых бахмутов. Этот промысел приносил Каяловым хороший доход. Может поэтому соседи Каяловых Цингалы крали этих коней при всяком удобном случае. Так что это за невиданная масть – голубые бахмуты? Во-первых, коснемся самой масти. Коней чисто голубого цвета вы сейчас не найдете. Но то, что они были зафиксировано во многих старинных источниках, факт, от которого трудно так просто отмахнуться. Эти кони были большой редкостью. Недаром есть такая русская пословица: «Барчуки, да поповичи, да голубые кони — редко удаются». Видимо, чтобы вывести такую породу лошадей, надо было изрядно попотеть. Вообще, в России, лошадью голубой масти, величают вороного коня с синеватым отливом, серого с синеватым отливом, либо мышастого цвета. Но в данном случае, как мне кажется, речь идет именно о конях голубого цвета. Галина Пелих в статье «Обские Каяловы о реке Каяле» пишет: «Духовная грамота княгини Вольцкой Юлиании» (1503 г) упоминает о том, что Иван, князь русский, имеет «мерина эксравагантной голубой масти»(119). Иностранные путешественники 16 в. писали о «необыкновенной масти коней» в России. В одной из ямских книг 16 века отмечено что проезд в упряжке с голубым конем стоит в 15 раз дороже, чем с любым другим» (120). Хорошо, будем считать, что голубой цвет лошади не сказка, рассказанная сибирскими старожилами. Но что это за порода такая – бахмуты? Оказывается, есть такая порода лошадей. Зафиксирована она в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля: «Бахмат - м. стар. татарск. малорослая, крепкая лошаденка; клепер, пони, клячонка, маштак, маштачок». Об этих бахматах поведал в своих «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн, рассказывая о причерноморских татарах (121): «У них в изобилии имеются лошади, хотя с низкой холкой и малорослые, но крепкие и выносливые, одинаково хорошо переносящие голод и работу и питающиеся листьями, ветками и корой деревьев, а также корнями трав, которые они выкапывают и вырывают из земли копытами (даже из-под снега, если нет травы). Столь выносливыми лошадьми татары весьма умело управляют. Московиты уверяют, будто эти лошади под татарами быстрее, чем под другими - это известно им по опыту. Эта порода лошадей называется "бахмат” (Pachmat). У них, как правило, толстые хвосты». Как видите, термин «бахмат» по отношению к породе лошадей зафиксирован в разных источниках. Но вряд ли дорогие лошади, разводимые Каяловыми, были теми самыми татарскими лошадьми низкого роста. В отличие от Даля, более древний «Словарь Академии Российской» пишет: «Ба́хмат. Название старинное, означающее великорослую лошадь» (122). Тем не менее, в любом случае ясно, что название породы не было выдумано сибирскими Каяловыми. Как мне кажется, такое имя было дано лошадям из-за длинных грив. «Бахмат — порода длинногривых твердокопытных лошадей» - такая сноска приведена в первом издании книги Герберштейна. Даль тоже утверждает, что таким именем (бахмет) называли косматых, мохнатых и длинноволосых людей и лошадей. Как утверждает профессор Алтайского университета Алексей Малолетко: «Слово «бахмат» как название лошадиной породы и одновременно местный диалектизм было зафиксировано в Сибири(123). А я добавлю, что это слово можно и сейчас найти на географической карте. Все в тех же местах (в междуречье Дона и Днепра), где когда-то жили Каяловы, течет река Бахмут (Бахмутка). Рис. 23. Фрагмент карты Восточной Украины Она берет свое начало из тех же самых мест, откуда вытекают реки Торец (Тор в рассказах Каяловых) и Волчья, чуть выше Донецка, там, где стоят села Верхнеторецкое и Новобахмутовка. На Бахмутке стоит город Артемовск. До 1924 года он назывался Бахмутом. Галина Пелих пишет в своей статье (124): «Не исключено, что потомки «голубых бахмутов», приведенных Каяловыми в Сибирь, дожили до наших дней». И приводит при этом рассказ писателя В.В. Сапожникова о встрече в Сибири с чудесным конем: «Мужики были черные, а конь голубой… чистых кровей, необыкновенной силы, не боится грозы, не спадает с тела в любой дороге…» (125). Этимология слова «бахмут» для меня непонятна. Не помогло даже то, что разбор этого слова есть в этимологическом словаре Макса Фасмера: «Mi. EW (414) указывает на тат. paχn at от перс. pehn "Широкий, большой" (Локоч 11; Хорн, Npers. Et. 76) и тюрк. at "лошадь", что весьма маловероятно. По мнению Менгеса (Festschrift Čyževśkyj 187 и сл.), бахмат с первонач. знач. "татарская лошадь" следует возводить к тюрк. форме имени Mähmäd "Магомет"; ср. др.-русск. Бохмитъ "Магомет" (Пов. Врем. лет под 986 г)». В ПВЛ, на самом деле, Магомета называют Бохъмитом. Хорошо известна в русском языке славянизированная форма имени исламского пророка – Махмуд. Но как его увязать с лошадью, я не знаю. Понятно, что русскоязычные кочевники междуречья Дона и Днепра не имели никакого отношения к мусульманским пророкам. Поэтому в данном случае мы имеем простое созвучие двух независимых друг от друга терминов. Фамилии Бахмут, Бахмутов, Бахмутенко, Бахмутский широко распространены на Украине, в основном в Южной и Восточной её частях. В России она чаще всего встречается в Ростовской, Воронежской, Курской и Волгоградской областях. Вполне возможно, что фамилия Пахмутов, тоже является производной от Бахмут, а вовсе не от имени «Пафнутий», как пишут на фамильных сайтах интернета. В Донецкой области, кроме города Бахмута (Артемовска) и села Новобахмутовка есть еще село Бахмутовка. Небольшой населенный пункт Бахмут расположен под Кстово Нижегородской области. Село Бахмут находится в Башкирии, недалеко от границы с Оренбургской областью. Села Бахмутово расположены в Чувашии, в Калужской области, на Волге в Тверской области стоит деревня Бахмутово. Новая Бахмутовка и Веселая Бахмутовка существуют в Ростовской области, рядом с городом Шахты. Городок Бахмач стоит в 70 км от Путивля, со стен которого рыдала Ярославна. Кстати, донецкие села Бахмутовка и Новобахмутовка стоят не на реке Бахмут (первое на Айдаре, второе на Кривом Торце). Так что, скорее всего, производным для всего этого многообразия топонимов служит вовсе не имя реки Бахмут, а что-то другое. Добавлю еще, что степные жители Причерноморья самары, наверняка приехали в Сибирь на лошадях. Естественно, лошадь в условиях жизни в Среднем Приобье плохая помощница. Легкие олени, не проваливающиеся в хлюпкий грунт и снежный наст, выигрывают конкуренцию у лошадок. Поэтому, естественно, что со временем кони в Среднем Приобье отошли на второй план. Но не скелеты ли самарских лошадей находят археологи в ранних захоранениях Ханты-Мансийского округа? Так, в захоронениях «кинтусовцев» (Кинтусовская археологическая культура среднего Приобья 9-13 века) среди остеологических остатков кости лошади составляют 39 %, а северного оленя 42% (126). В раскопках этого периода на Барсовой Горе под Сургутом найдено большое количество бронзовых фигурок лошади и всадник. Впрочем, я не настаиваю на такой интерпретации этнического происхождения кинтусовцев. В данный временной отрезок хорошо вписываются предки хантов, которые будучи кочевниками бежали на север от печенегов. Тем не менее, по рассказам Каяловых самары селились по Иртышу и по Оби вверх от устья Иртыша. Поэтому вполне возможно, что именно самары продлили в этих местах культуру разведения лошадей, дожившую практически до нашего времени. Известный исследователь Тобольского севера А.А. Дунин-Горкавич писал в 19 веке, что юганские ханты имеют странный обычай запрягать вместе с оленями, в качестве стремянной, лошадь (127). Юганские ханты живут как раз в местах бывшего проживания самаров. Именно на территории их проживания сохранился населенный пункт с самарским (цингальским) названием Сингапай (Цингапай на карте Ремезова). Дунин-Горкавич отмечал, что остяки этого племени отличаются от других остяков более высоким ростом и более светлыми волосами. Их, впрочем, как и многих других остяков, живущих вдоль Оби и Иртыша, он относил к «конным остякам», в отличие от других, которых он называл «оленными» (128). Примечание: при цитировании ссылка на сайт и автора обязательна. Литература: 119.М.Г.Рабинович. Русские письменные источники эпохи феодолизма…// Труды института этнографии. Т.110. М., 1982. С.13. 120.А.А.Лебедева. О зимнем гужевом транспорте// Полевые исследования Института этнографии в 1975 г. М., 1977. С.12. 121.Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988. С.167. 122.Словарь Академии Российской, ч. I, СПб., 1789. С.116. 123.А.М. Малолетко. Лукоморье. «ZR» ТОМСК MAGAZINE № 5 (18) октябрь 2006. 124.Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 63. 125.Вл.Сапожников. Шаманка. Новосибирск. 1969. С.117. 126.Коллектив авторов Уральского государственного университета, Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, изд. «Тезис», 1994 г., С. 68-70. 127.А.А. Дунин-Горкавич. Тобольский Север. Т. II. Тобольск, 1910. С. 128.А.А. Дунин-Горкавич. Тобольский Север. Т. I. Тобольск, 1910. С. 88. Кадр из кино (имитация) Реальное фото |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |