00:06 Магия на белоснежной стене |
500 миллионов евро стоили восемь картин Рафаэля, не так давно показанные в Москве. В очереди стояли толпы. Жизнь этого художника во многом загадка. Как бы хоть немного приоткрыть её для себя? Папа Джованни Выпала удача побывать в Урбино – в доме, где родился Рафаэль Санти. Это городок в предгорье Аппенин. Горные отроги, живописные зелёные холмы уступами спускаются в долину, ведущую к Адриатическому морю; черепичная кровля узких трёхэтажных домов почернела… Всё, как на картинах Рафаэля, которые с тех пор будешь разглядывать в деталях – а что там, на заднем плане? Феноменальный расцвет Урбино, столицы небольшого герцогства, пришёлся именно на XV век. Италия тогда была раздроблена на множество городов-государств; правители соревновались в великолепии своих вотчин – и герцог Федерико де Монтефельтро, военный, кондотьер, но при этом – поклонник искусств и великий меценат, владеющий всем регионом, весьма в этом преуспел. Он ящиками выписывал последние книжные новинки. Но ещё больше, зная и латынь, и греческий, любил древние манускрипты. Его библиотеку считали крупнейшей в Европе. Придворным художником при герцоге состоял Джованни Санти, опытный прикладной художник, декоратор, создавший не одну алтарную картину (они хранятся сейчас в крупнейших музеях мира). А в мастерской у него дома делались на заказ обетные образы, хоругви, но и расписывалась мебель, традиционные свадебные сундуки невест, золотились конские сбруи и, конечно, рамы для картин и дорогих зеркал. Всё это можно было купить в небольшой лавке тут же. Ведь предки Санти всегда занимались мелкой торговлей. Джованни к тому же повезло жениться на дочери богатого купца Маджии Чарла. Так что семья не бедствовала. Ангел во плоти Что бы вы ни читали о Рафаэле – нигде не замечено, чтобы он кому-либо завидовал, с кем-нибудь задиристо соперничал, кого-то язвительно критиковал. Вероятно, мягкий нрав, приветливость и неизъяснимое обаяние он унаследовал от матери. Недаром ее звали Magia – «магия». Он родила его 28 марта 1483 года (то есть 6 апреля по календарю, введённому в XVI веке). Ласковый мальчик купался в любви всей семьи, включая отца, двух тёток и дедушки – патриарха семьи Санте. Рафаэль рано пошёл и заговорил, читать научился в пять лет, любил сидеть в мастерской и заворожённо наблюдать, как споро работают плотники, варятся сложные лаки, толкутся в порошок пигменты, шлифуются доски для будущих картин. Что за ангельский это был ребёнок! И вот первое наше открытие: в дореволюционной книге удалось найти достоверные сведения о его первом изображении – оно известно не многим. В Кальи, городке неподалёку, Джованни Санти написал для часовни храма Сан-Доменико большую картину «Святое семейство». И в одном из ангелов изобразил своего маленького Рафаэля. Маджия умерла, когда ему было всего восемь. Отец женился снова – на дочери золотых дел мастера. Но ещё через три года умер и он сам. И начались страдания ребёнка, которого Джованни оставил единственным наследником. Ведь опекунов оказалось двое: мачеха, отчего-то не слишком любившая пасынка, и дядя (по отцу) Бартоломео, упрямый и вздорный монах, и эти двое никак не могли договориться между собой. Трудно поверить, но до нашего времени дошли протоколы судебных заседаний, куда мальчишку то и дело таскали свидетелем! Драгоценный пестик Многое повидали эти стены дома Санти. …Вот он – стоит только подняться по via Raffaello, минуя кофейню «La Fornarina» и пиццерию «Santi». Дома все похожи, но мимо этого не пройдёшь. Во-первых, на нём гордо реют флаги Италии и Евросоюза. А во-вторых, большая памятная доска красноречиво гласит: «Здесь 6 апреля 1483 года родился бессмертный живописец Рафаэль. В людских делах Божественный промысел часто в малом создаёт великое». Дом-музей частный, однако билет по европейским меркам не дорог: 3,5 евро. Довольно обычное для Урбино трёхэтажное строение. Из подлинных предметов не осталось почти ничего, но каким-то чудом здесь витает необычная атмосфера. И посетители, переступив порог дома, притихают. …Почему у каждого окна примостились слева и справа каменные скамеечки? Это мода или архитектурная необходимость того времени? Если судить по литературе, скорее всего, они были удобны для многочасового разглядывания внешнего мира – чем ещё было заняться барышням из состоятельных семей? Окно для них было и киноэкраном, и телевизором… Первый этаж обставлен мебелью XV века. Да и весь трёхэтажный дом не пустует: здесь собраны картины Джованни Санти и копии некоторых работ Рафаэля. В кухне полностью воссоздан интерьер эпохи Ренессанса. Это был явно дом состоятельного человека – с внутренним двориком, с собственным колодцем. На колонне сохранилась раковина, в которой Санти-старший, Джованни, приготовлял краски. И драгоценный, хоть и весьма неприглядного вида экспонат, – пестик для растирания пигментов. Нет сомнений, что прикасалась к нему и рука маленького Рафаэля: первым ремесленным основам живописного мастерства, в том числе законам перспективы, Джованни явно обучал сына с самых малых лет. Главная загадка дома Санти Лишь одна комната в доме намеренно пуста. Стены её просто побелены. И вот где стоит гробовое молчание! Это комната, где родился Рафаэль. Здесь единственный экспонат – довольно большая (102×71) цветная фреска на центральной стене. Это и есть главная загадка дома. На ней в профиль изображена прекрасная женщина в розовом хитоне и синем плаще, с раскрытой на аналое книгой. Увлечённая чтением, она нежно прижимает к груди спящего сына. Никаких нимбов – но разве это не Мадонна? Посетители музея задерживаются здесь дольше всего: сидят, уставившись на нежданное чудо. Музейная подпись гласит, что это Маджия с новорожденным Рафаэлем, запечатлённая своим супругом Джованни Санти. Однако столь же давно на равных бытует и другая версия. Уже после смерти родителей 15-летний Рафаэль решил увековечить образ матери. Как и учил его отец, нанёс на стену раствор, отшлифовал известковую поверхность… Многие искусствоведы, исходя из тонкости и изящества письма, певучести ритма, прекрасно выверенной композиции, уверены, что фреску написал юный гений. Правда, не в жилых покоях (мачеха была против), а внизу, на стене перед аркой, ведущей в мастерскую. Но сегодня она перенесена сюда, в самую священную комнату дома. Мария Филиппенко |
|
Всего комментариев: 0 | |
По этой теме смотрите:
ВСЕ НОВОСТИ:
Астрология, пророчества [1066] | Астрономия и космос [1457] | Безумный мир [2063] |
Войны и конфликты [2310] | Гипотезы и версии [3874] | Дом,сад,кулинария [3945] |
Животные и растения [2669] | Здоровье,психология [4748] | История и археология [4652] |
Мир вокруг нас [2167] | Мировые новости [7583] | Наука и технологии [890] |
Непознанное [4196] | НЛО,уфология [1263] | Общество [7795] |
Прогнозы ученых,исследования [798] | Происшествия,чп,аварии [1302] | Российские новости [5860] |
Стихия,экология,климат [2739] | Феномены и аномалии [945] | Фильмы и видео [6336] |
Частное мнение [4911] | Это интересно! [3311] | Юмор,афоризмы,притчи [2394] |
АРХИВ САЙТА:
Астрология и пророчества [825] | Гипотезы и прогнозы [4629] | Дом,сад,кулинария [223] |
Животные и растения [2796] | Здоровье и красота [5708] | Интересности и юмор [3758] |
История и археология [4696] | Космос, астрономия [2263] | Мир вокруг нас [1982] |
Наука и технологии [2422] | Непознанное [3983] | НЛО,уфология [1747] |
Общество, в мире, новости [11574] | Психология и отношения [84] | Стихия, климат, экология [421] |
Фильмы и видео [367] | Частное мнения [111] | Эзотерика и феномены [2031] |