09:47 Малые народы Арктики смогут обучаться в специальных "кочевых школах" |
Большинство детей-кочевников сызмала отрывают от семей, увозя в школы-интернаты для обучения. Из-за этого у подрастающего поколения малых народов истончаются связи с многовековыми традициями и родным языком. Кроме того, дети получают психологические травмы — из-за разлуки и проблем с социализацией. Для малочисленных народов Арктики (в том числе ненцев, эвенов, эвенков, хантов) создадут особые "кочевые школы", с помощью которых дети дошкольного и школьного возраста смогут получать образование, не уходя от традиционного уклада жизни. Они будут созданы с учётом международных практик. Такой необычный образовательный проект представила российская делегация в составе Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию на очередном её заседании, и эта инициатива была единогласно поддержана участниками обсуждения. Согласно документам заседания, с которыми ознакомился Лайф, цель проекта "Школа кочевых" — предоставить возможность детям коренных народов Севера учиться в их исторических местах проживания, не отрывая учащихся от родителей (то есть не отправляя детей в школы-интернаты), и таким образом позволить им в будущем поступать в вузы, но оставаться в то же время полностью интегрированными в жизнь их народов. В Арктический совет, созданный в 1996 году, входит 8 стран — Дания, Исландия, Канада, Россия, США, Норвегия, Финляндия и Швеция. Рабочая группа является вспомогательным органом, который отвечает за продвижение программы. "Школа кочевых", согласно российскому проекту, будет основана на международных практиках, а также опыте изучения существующих кочевых школ, организуемых самими народами. Отрывая от родного племени Были изучены Арктическим советом особенности образования ямальцев. Якутия — единственный регион страны, в котором есть закон "О кочевых школах". Благодаря ему школы, находящиеся в местах проживания коренных народов Севера, становятся самостоятельными учебными заведениями и дети не уезжают учиться в интернаты. Сейчас из-за нехватки "местного" образования большинство ребят-кочевников школьного возраста попадают в интернаты, из-за чего у них появляется возможность находиться с родителями только во время каникул. Таким образом подрастающее поколение воспитывается новым, городским социумом и теряет не только связи с предками (не соблюдая многих традиций), но и язык. Кочевые школы, которых, по словам экспертов, пока совсем немного, бывают разными "по степени погружения в кочевую жизнь" — есть сезонные учебные заведения, есть кочевые и стационарно-кочевые. В таких школах детей учат не только математике и русскому языку, но и традиционным для народов Арктики занятиям, позволяющим добывать себе пищу — охоте, рыболовству и оленеводству. Классы в таких учебных заведениях маленькие, а обязательное требование к учителям — знание культуры народов Севера, местных языков, а также способность педагогов жить в экстремальных условиях. Поэтому, как рассказал Лайфу эксперт по вопросам коренных народов Севера Михаил Тодышев, учителями чаще всего выступают жёны оленеводов. — Кочевые школы есть в Якутии и на Ямале. В последнем регионе создаются подобные дошкольные учебные заведения. Это нужно для того, чтобы дети подготовились к школе, чтобы им проще было социализироваться. Так как малыши вместе с родителями кочуют в тундре до начала обучения, существуют и языковые и психологические барьеры при получения образования. Присматривается также к "кочевым школам" Ханты-Мансийск, — говорит Тодышев. — Некоторые школы действительно передвижные. Преподают жёны оленеводов, имеющие педагогическое образование. По словам эксперта, увеличение количества кочевых школ необходимо ещё и потому, что количество часов родного для коренных народов Севера языка в школах постоянно сокращается. — Занимаются проблемами исчезновения языка, обучения кочевников региональные департаменты образования, местные министерства. Сам Минобрнауки дистанциируется от вопросов сохранения редких языков. В школах-интернатах сокращаются часы преподавания народных языков. Президент всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков, в свою очередь, рассказал о зарубежном опыте создания кочевых школ и заверил, что в организации их нет ничего сложного. — Такой опыт есть в Канаде, Австралии, США (это Калифорния). Передвижные школы работают для тех, кто кочует со скотом, для аборигенов, индейцев. Основа — это дистанционное обучение. Сегодня есть возможности для того, чтобы за тысячи километров от поселения преподавать сотням кочевников благодаря спутниковым или телевизионным передвижным установкам. Их можно дать без проблем: они умещаются в небольшом фургончике, быстро раскладываются. В той же самой юрте можно поставить приёмник и с помощью телеэкрана проводить с детьми уроки. Обе стороны будут видеть друг друга, ведь там, где занимаются дети, также устанавливаются видеокамеры, и получается интерактивный урок. Домашние задания дети могут отправлять педагогам с помощью простейших планшетов, на которых можно писать — они тоже выдаются. А телеуроки проходят по расписанию, — рассказал эксперт. При этом Комков обратил внимание, что "кочевая школа" — это проект не для учеников 10–11 классов. — Старшая школа не может быть кочевой, потому что детям нужно сдавать ЕГЭ либо получать какую-то специальность. Нужно ехать в город. Самое важное, что проект позволит не разделять маленьких детей и родителей, которые, конечно, не хотят в начальную школу малышей отпускать. Сейчас это огромная проблема. Сотрудники социальных служб совместно с департаментами образования ищут детей школьного возраста всеми возможными способами — даже в тундре находят. Причём к родителям, которые не хотят на 10 месяцев расставаться с детьми, применяются в том числе и административные меры, штрафы... Из-за этого часто бывает, что родители скрываются, уезжают на дальние кочевия. Семьи ищут месяцами, а порой годами. Расставание — это огромный удар для маленьких детей. Его быть не должно. |
|